Классификация юридических лиц

Будучи весьма сложным, по своей природе, правовым явлением, юридическое лицо может рассматриваться в самых различных аспектах. Поэтому и различных классификаций юридических лиц может быть тем больше, чем шире перечень юридических лиц и чем значительнее отличия одних организаций от других.

Ценность любой научной классификации заключается в систематизации знаний о предмете, без которой невозможно ни дальнейшее развитие, ни применение этих знаний. Однако построить адекватную систему знаний из разрозненных фактов можно только на основе правильно выбранных критериев, отражающих наиболее существенные взаимосвязи, отношения, свойства предмета. Место, которое юридические лица занимают в системе имущественных отношений общества, своеобразие преломления в этом правовом институте фундаментальных экономических категорий позволяют определить наиболее важные основания их классификации. Социальная ценность института юридического лица воплощается, прежде всего, в той полезной нагрузке, которую он несет обществу, т.е. в его функциях, которые также влияют на систематизацию юридических лиц. Наконец, особенности законодательного нормирования правового положения юридических лиц позволяют сформулировать рад практически важных классификационных критериев.

Системная классификация юридических лиц позволяет не только описать все признаки и свойства юридического лица как объекта исследования, но и выявить тождества и отличия, присвоить научные названия тем или иным проявлениям модификации данной правовой конструкции, а также выстроить все признаки и свойства юридического лица как субъекта права в иерархическую структуру.

Признак, принимаемый за основной в процессе деления объектов классификации, можно назвать основанием классификации.

Классификация юридических лиц проводится по различным основаниям и служит практическим целям. Деление понятия «юридическое лицо» осуществляется в связи с необходимостью выделения системы соподчиненных понятий. Само юридическое лицо выступает родовой категорией, новые (дополнительные) же понятия рассматриваются как виды и виды видов (подвиды).

Задачами классификации юридических лиц являются:

· установление их правового положения, то есть разграничение отдельных разновидностей юридических лиц в зависимости от отнесения к той или иной классификационной группе;

· выработка эффективного механизма регулирования с учетом особенностей того или иного типа проведения общей классификации видов юридического лица (с целью определения логики построения законодательства).

Согласно гражданскому законодательству, можно выделить четыре критерия, в соответствии с которыми ГК РФ подразделяет юридические лица на виды:

· цели создания и деятельности;

· правовой режим имущества юридических лиц;

· сохранение учредителями (участниками) каких-либо прав в отношении имущества созданной организации;

· способ создания.

Организационно-правовые формы юридических лиц, порядок их регистрации, функционирования и ликвидации, виды ответственности участников (учредителей), органы управления и другие особенности, характеризующие различные организационно-правовые формы, определены в первой части Гражданского кодекса РФ. Кроме того, приняты дополнительные законодательные акты, регулирующие деятельность соответствующих юридических лиц: Законы РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ и др.

Основное законодательное разграничение юридических лиц на две самостоятельные группы приводится в ГК РФ (ст. 50) путем деления на коммерческие и некоммерческие организации. Основным критерием, применяемым в этом случае, выступает цель деятельности юридического лица, а именно, стремление к систематическому извлечению прибыли.

Таким образом, в основу легальной классификации юридических лиц отечественным законодателем положен критерий, связанный с характером их деятельности – так называемый критерий прибыльности, который, в свою очередь имеет две составляющих – «целевую» (направленность на извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности) и «распределительную» (возможность распределения прибыли организации между ее участниками).

Коммерческими называются такие юридические лица, целью которых является извлечение прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом деятельности.

Некоммерческими называются организации, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками. Следует отметить, что это деление весьма условно, т.к. всем некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Требование законодателя о том, что эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать этим целям, также сформулировано довольно расплывчато.

Цель подобного разделения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие состоит том, что коммерческие организации могут создаваться только в формах, прямо предусмотренных Гражданским кодексом, а именно: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного), общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, открытого или закрытого акционерного общества, производственного кооператива, государственного (в том числе федерального казенного) или муниципального унитарного предприятия.

Кроме того, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать другое унитарное (дочернее) предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение. Этот перечень является исчерпывающим.

Некоммерческие организации могут создаваться в любых формах предусмотренных законом. Действующим законодательством предусмотрено создание следующих основных видов некоммерческих организаций:

· потребительский кооператив;

· общественная организация (объединение);

· религиозная организация;

· фонд;

· учреждение;

· государственная корпорация;

· объединение юридических лиц;

· некоммерческое партнерство;

· автономная некоммерческая организация.

Следующим критерием разграничения юридических лиц является правовой режим их имущества. Гражданский кодекс выделяют следующие виды юридических лиц:

· субъекты права собственности (товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений);

· субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия);

· субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения). Некоторые виды культурных, образовательных и других учреждений (театры, музеи, учебные заведения и т.д.) обладают также правом самостоятельного распоряжения доходами, полученными от разрешенной предпринимательской деятельности.

Классификация юридических лиц по имущественному положению и целям деятельности имеет важнейшее практическое значение. Коммерческие организации наделены общей правоспособностью, т.е. могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Однако учредители любой организации могут установить в ее учредительных документах ограничения на занятие отдельными видами деятельности либо указать исчерпывающий перечень этих видов. Кроме того, для осуществления некоторых видов деятельности, перечень которых может быть установлен только законом, требуется получение специального разрешения – лицензии. Следовательно, коммерческая организация, в учредительных документах которой не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности и нет никаких запретов, вправе требовать предоставления лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, и ей не может быть отказано на том основании, что данный вид деятельности не упомянут в ее уставе.

Все некоммерческие организации, а также унитарные предприятия и юридические лица, осуществляющие специфические виды деятельности, (например, банки, страховые компании и т.д.), могут осуществлять только такие виды деятельности, которые соответствуют целям их создания. Кроме того, субъекты права хозяйственного ведения и оперативного управления могут осуществлять права владения, пользования и распоряжения этим имуществом только в пределах, установленным законом, целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. В частности, государственное предприятие или учреждение не вправе распоряжаться находящимся на его балансе недвижимым имуществом (сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в совместную деятельность и т.д.) без согласия собственника этого имущества.

Оснований классификации юридических лиц, основанных на различном правовом статусе имущества, несколько.
По такому критерию, как права учредителей (участников) юридического лица на его имущество, все юридические лица разделены законом на три группы.
Первую группу составляют организации - собственники, учредители (участники) указанных организаций имеют лишь обязательственные права требования на имущество, то есть, утрачивают право собственности на имущество, переданное ими юридическому лицу. Среди них большинство коммерческих организаций (кроме унитарных предприятий, не являющихся собственниками); а также к указанной группе потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства из числа некоммерческих организаций.
Вторую группу составляют те юридические лица, не являющиеся собственниками, на имущество которых сохраняется либо право собственности, либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия) учредителей (п. 2 ст. 48 ГК). Как указывалось выше, существование таких юридических лиц является следствием переходного характера российской экономики и не свойственно нормальному имущественному обороту в рамках рыночной экономики.
Третья группа - те юридические лица, являющиеся собственниками, учредители (участники) которых не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав на имущество. К указанной группе относятся большая часть некоммерческих организаций, исключение составляют потребительские кооперативы, учреждения и некоммерческие партнерства.
Статус указанных разновидностей юридических лиц различен, что проявляется, к примеру, при выходе из них участника или учредителя, а также в случае их ликвидации.
Также юридические лица могут быть созданы как на основе имущества, которое находится в частной собственности их учредителей, так и на основе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Само юридическое лицо может обладать имуществом как на праве оперативного управления, среди них - казенные предприятия и учреждения; праве хозяйственного ведения, к ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных; праве собственности, а это все иные юридические лица.
Континентальное право в зависимости от такого принципа, как формирование состава участников юридического лица, традиционно различает корпорации и учреждения.
Корпорации – те юридические лица, которые для достижения какой-либо общей цели образуются в результате объединения лиц на началах членства.
Учреждения, в преобладающем числе случаев, создаются одним лицом, которое самостоятельно определяет как цели создания юридического лица, так и состав имущества, необходимого для этого. Учреждения не имеют членства.
Необходимо заметить, что термин "учреждение" в российском законодательстве обладает немного иным значением, применяется лишь для обозначения определенной организационно-правовой формы некоммерческих организаций.
К числу корпоративных организаций в правовой системе России относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, большинство видов общественных объединений кооперативы, союзы (ассоциации) юридических лиц и др.
К юридическим лицам некорпоративного типа относятся фонды, унитарные предприятия, учреждения, автономные некоммерческие организации, государственныекорпорации.

Таким образом, классификацию юридических лиц можно провести по нескольким критериям, наиболее значимые из них обусловливаются условиями существующего на данный момент экономического строя и сложившимся торговым оборотом. Тем не менее, отношения в сфере экономики и торговли не стоят на месте, постоянно развиваясь и обретая иные формы, это диктует необходимость изменений и преобразований в правовом регулировании понятия юридических лиц как основного участника торгово-экономического оборота, что приводит к возникновению вопросов, спорных моментов в указанном правовом регулировании.















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: