Принципы социально-культурного проектирования

Принцип инновационной направленности.

Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает:

— выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);

— освоение эффективных с позиции социальной и личностной значимости новых форм ролевых и неформальных связей между людьми, способов эффективного межличностного взаимодействия;

— оснащение находящегося в проблемной ситуации человека современными знаниями из различных областей науки, позволяющими ему эффективно разрешать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.

Принцип подвижного баланса изменений и сохранности, «критического порога модификации». В основе этого мировоззренческого принципа лежит синергетическая идея, определяющая возможности и пределы вмешательства в функционирование социально-культурных систем: всякая сложноорганизованная система потенциально содержит в себе некое множество путей развития, отвечающих ее природе. В этой связи необходим учет границ и инновационного потенциала проектирования. Следовательно, смысл проектирования заключается не в жестком управлении культурными процессами или развитии культуры в смысле отрасли, инфраструктуры, но в поддержке и развитии социально-культурной среды, отчего она и становится самоорганизующейся.

Экспериментальный проект (от лат. experimentum — проба, опыт), осуществляется с целью проверки предпроектной гипотезы и учета его эффекта в дальнейшей проектной деятельности.

Пилотный проект - это начинание, также задуманное в качестве теста или испытания. Это - временный проект, предназначенный для проверки жизнеспособности уникального предложенного решения, апробирование новых процессов и новых инструментов. Он позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента, оценить возможность получения экспериментального эффекта.

 

8.7. Методы инновационного проектирования. Инновационная деловая игра - метод имитации принятия управленческих решений в форме игры по заданным правилам группы людей или человека с компьютером в режиме интерактивного диалога.

Возможности деловой игры:

- вырабатывает гипотетическую модель оптимального решения при минимальной затрате средств и ресурсов.

- обеспечивает активное конструктивное соучастие специалистов различных специализаций, теоретических взглядов, художественных предпочтений и т.д.

- предлагает решения свободные от устоявших норм, правил, апробированных решений, более глубокие, перспективные, новаторские, чем выработанные традиционными методами.

 

Технология принятия проектного решения

Экспертиза -оценка на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива).

 

При анализе изложения концепции проекта рассматриваются:

— изложение замысла проекта (четко, нечетко);

— определение цели и методов исследования (четко, не

четко);

— качественные характеристики проекта (проект имеет фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);

— новизна постановки проблемы и ее разрешения

- ожидаемый социокультурный, художественно-эстетический, морально-этический, финансово-экономический эффект.

Научный художественный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа содержания проекта (автор, участники в со стоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу).

Таким образом, эксперт должен дать не только описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли, новизну поставленной проблемы, перспективы развития проекта, качественный состав участников и обосновать оценку проекта.

 

Основные методы экспертизы инновационных проектов:

1. Описательный.

2. Сравнительный.

3. Расчетно-вычислительный.

4. Комплексный.

 «Мозговой штурм». Метод нахождения решения благодаря высвобождению воображения и ассоциаций, сопоставлению самых смелых соображений, включая «нонсенсы», «абсурды». Достигаемый эффект –деланиене знакомое - знакомым, а привычное – чуждым.

Это осуществляется посредством:

1. отождествления самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, например, с какой-нибудь частью механизма, деталью машины;

2. поиска сходных явлений и процессов в совершенно иных, часто неожиданных областях знания и практики;

3. использования поэтических образов и метафор для формулирования задач;

4. фантастической аналогии, при которой проблема решается как в сказке: игнорируются фундаментальные законы природы.

Творческие конкурсы.

Организационная типология конкурсов.

1. Открытые.

2. Закрытые.

3. Заказные.

Типология конкурсов по составу участников.

1. Межличностные

2. Межгрупповые (внутрикорпоративные).

3. Городские

4. Региональные

5. Республиканские

6. Международные.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Тематика вопросы и литература к практическим занятиям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: