Начало российской индустриализации

Индустриальное общество и особенности перехода к нему России

XIX в. стал временем перехода ведущих европейских стран от аграрного общества к индустриальному. В разных странах эти процессы шли с различной степенью интенсивноети. В «первом эшелоне» к концу XIX в. основы индустриального общества были созданы в Великобритании, США и Франции. Во «втором эшелоне» оказались Германия, Россия, Италия, Япония, где приобретённые важные элементы нового общества существовали рядом с пережитками аграрного общества.

В России переход к индустриальному обществу отличался заметной спецификой.

Основу экономики страны по-прежнему составляла феодально-крепостническая система хозяйства. К концу XVIII — началу XIX в. она вступила в фазу своего разложения и зарождения новых экономических отношений. Об этом свидетельствовали многие факты.

Во-первых, всё больше набирали силу новые явления, несвойственные феодально-крепостнической системе хозяйства: развитие мануфактурной промышленности; тенденция к увеличению удельного веса предприятий с использованием наёмного труда; разрешение крестьянам создавать собственные предприятия с использованием наёмного труда (к началу XIX в. их было уже несколько десятков); расширение прослойки ка- питалистых крестьян (некоторые из них имели уже в XVIII в. до 120 тыс. р.); рост численности городов и городского населения (если к началу XVIII в. в стране было немногим более 200 городов, а к середине века — 232, то, напримар, в царствование Екатерины II их число возросло до 400); увеличение числа отходников, что было главным источником формирования рынка рабочей силы.

Во-вторых, отживавшие феодальные порядки тормозили развитие нового, более прогрессивного экономического строя: были по-прежнему ограниченны источники формирования рынка рабочей силы («свободных» крестьян не было); формирование наёмных квалифицированных кадров было затруднено тем, что помещик в любое время мог вернуть крестьянина-отходника из города; порой капиталистые крестьяне не вкладывали имевшиеся средства в производство, так как помещик мог их отнять; технические новинки и новые методы работы (такие, как паровая машина И.И. Ползунова, многие технические открытия И.П. Кулибина и др.) не использовались в условиях бесплатного крепостного труда; низкая покупательная способность населения, прежде всего крестьян (в начале XIX в. среднестатистический житель России тратил на покупки лишь 17 к. в год), тормозила развитие рыночных отношений.

В-третьих, снижение эффективности крепостнического хозяйства неизбежно вызывало со стороны помещиков и государства дополнительное экономическое давление на основного производителя — крестьянина: в нечернозёмных губерниях оброк вырос в течение XVIII в. в 5 раз; барщина в чернозёмных губерниях составляла 4, а порой и 6 дней в неделю; в несколько раз увеличились налоги с населения; 25% всех поступлений в казну шло от продажи спиртного, на которое государство имело монополию, а до 10% — от продажи соли, на что также существовала государственная монополия.

В-четвёртых, всё сказанное вело к разорению и упадку многих крестьянских хозяйств, остававшихся главной экономической ячейкой общества. Несмотря на то что 80% крестьянских хозяйств были середняцкими, хозяйства крепостных крестьян испытывали серьёзные проблемы. Главной их причиной был подневольный, лишённый материальных стимулов крепостной труд.

Всё это требовало от властей радикального реформирования экономической системы страны.

Население России

Одним из показателей перехода к индустриальному обществу во всех странах был демографический взрыв. Характерен он был и для России. Численность населения страны увеличилась с 1719 по 1857 г. в 5 раз и достигла почти 68 млн человек. Большинство населения по-прежнему составляли крестьяне. Однако в структуре населения постоянно сокращалась доля крепостных. Она снизилась с 45% в конце XVIII в. до 37,5% в 1858 г. Росло и число горожан, хотя этот процесс заметно сдерживался сохранением крепостной зависимости. К середине XIX в. в центральном районе Европейской России 26,5% мужчин уходили из деревень в города в поисках лучшей доли. В некоторых местах количество отходников достигало 43%. Городское население России выросло в первой половине XIX в. с 2,8 млн человек до 5,7 млн, а его удельный вес вырос с 6,5 до 8%. Правда, это во многом произошло за счёт появления 400 новых городов (общая их численность выросла за это время до 1000).

Постепенно менялась социальная структура населения. 130 тыс. дворянских семей страны владели третью всех земель европейской части России. 70% их составляло мелкопоместное дворянство. К началу реформ 60—70-х гг. XIX в. дворянство стало терять былые позиции в сфере государственного и местного управления, уступая их разночинцам. Вместе с тем дворянство оставалось по-прежнему главной опорой армии и государственного аппарата.

Важнейшей особенностью первой половины XIX в. стало усиление позиций разночинцев, серьёзно потеснивших дворян во всех сферах жизни общества. Однако статус разночинцев не был юридически оформлен.

Крестьянство вплоть до реформы 1861 г. не меняло своего положения и места в обществе.

Начало российской индустриализации

Процессы индустриализации российского общества прошли в своём развитии до начала XX в. два основных этапа.

Первый из них (30—80-е гг. XIX в.) был связан с промышленным переворотом (промышленной революцией), когда на смену ручному труду пришёл машинный. Этот процесс имел в России свою специфику:

— в отличие от Англии, Франции и большинства других стран он начался в условиях сохранения господства феодально-крепостнической системы;

— он начался в России относительно поздно, а его завершение пришлось уже на последнюю четверть XIX в.;

— до отмены крепостного права он проявлялся в основном в чисто технической стороне (переходе к машинному производству), в то время как появление и неуклонный рост новых социальных слоёв (промышленной буржуазии и промышленного пролетариата) происходили с трудом, стремительным данный процесс стал лишь после 1861 г.

Бурными темпами росло число мануфактур. С 1799 по 1860 г. их количество увеличилось с 2094 до 157338. И это при том, что уже в 1830—1840-е гг. большинство создаваемых предприятий были фабричного типа. К концу царствования Николая I в России насчитывалось уже более 14 тыс. промышленных предприятий, на которых работало более 800 тыс. рабочих.

 

 

Промышленный переворот начался вначале в хлопчатобумажной промышленности, где к концу 1850-х гг. паровыми двигателями приводилось в действие уже более 1,6 млн веретён. В металлургии стали использовать прокатные станы, делались первые опыты применения бессемеровского способа получения металла. Быстрыми темпами развивалось машиностроение (на промышленных выставках в Петербурге и Москве в конце 1820-х — начале 1830-х гг. были широко представлены образцы продукции российского машиностроения: паровые машины, токарные станки, сеялки).

К 1880-м гг. машинное производство заняло главенствующие позиции в российской промышленности. Тогда же оформились в основных чертах элементы отраслевой структуры промышленности. Ведущее место в ней принадлежало текстильному производству, на долю которого приходилось более 50% стоимости всей промышленной продукции. Второе место занимала пищевая промышленность, развивавшаяся под воздействием реформы аграрного сектора. На третьем месте по объёмам производства находилась горнозаводская и металлообрабатывающая промышленность, быстрые темпы развития которой в немалой степени были связаны с большими объёмами железнодорожного строительства. Вслед за первой железной дорогой (Царскосельской, построенной в 1836 г.) были пущены Варшавско-Венская (1848) и Николаевская (1851). С 1860-х гг. железнодорожный транспорт стал играть ведущую роль в грузообороте. На его долю приходилось более 80% всех грузоперевозок.

В ряде отраслей производства труд наёмных рабочих ещё в первой половине XIX в. практически вытеснил труд крепостных (например, к концу 1840-х гг. в суконной промышленности практически уже не использовался крепостной труд). Однако в некоторых отраслях он продолжал оставаться доминирующим (на труде несвободных работников продолжала базироваться уральская металлургия, дававшая стране 82% металла).

Рост промышленности и железнодорожного строительства потребовал формирования эффективной кредитной системы. На начало 1880-х гг. в России действовали 281 городской банк, 102 общества взаимного кредита, 33 акционерных банка. Правда, преобладали мелкие провинциальные банки, занимавшиеся кредитами в области торговой деятельности. Промышленный кредит и инвестирование промышленности только начинали зарождаться. Значительные перемены происходили и в организации торговли: она переходит от ярмарочных форм к постоянной системе оптово-розничных продаж.

Следует признать и то, что начало промышленного переворота не привело к преодолению технико-экономической отсталости России.

Второй этап российской индустриализации проходил в 1880— 1890-е гг. В ходе его промышленное производство неуклонно росло даже несмотря на экономический кризис 1881— 1883 гг., последующую депрессию, несколько неурожайных лет и мировой экономический кризис начала 1890-х гг. С 1893 г. отечественная промышленность вступила в период быстрого подъёма. За неполные 10 лет объём промышленного производства практически удвоился. В эти годы сформировались топливная (угольная и нефтяная) и горно-металлургическая отрасли машинной индустрии, чем завершилось формирование отраслевой структуры. Доля предприятий тяжёлой промышленности к концу XIX в. составила уже 40%, хотя доминировала по-прежнему лёгкая и пищевая промышленность.

 

 

Важной особенностью этого периода стала концентрация и централизация капитала, проявившаяся в акционировании промышленных предприятий. К началу XX в. акционерным обществам принадлежало свыше 70% основного капитала и производственных фондов промышленности.

Наряду с российскими на отечественном рынке активно действовали иностранные предприниматели. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла в начале XX в. 40%.

Завершалось и формирование основных промышленных центров. Наряду с традиционными Центрально-промышленным, Петербургско-Балтийским, Польским, Уральским формировались новые — Донецко-Криворожский (угледобыча и горно-металлургическое производство) и Бакинский (нефтяная промышленность).

В развитии сельского хозяйства изменения были связаны в основном с тем, что оно стало в той или иной степени ориентироваться на обслуживание потребностей населения индустриальных центров. В свою очередь, промышленность в традиционных аграрных районах страны теперь специализировалась на переработке сельхозпродукции.

В 1880—1890-е гг. вдвое выросла протяжённость железных дорог. Объёмы грузоперевозок за этот короткий срок выросли в 4 раза.

Население, занятое в промышленности, строительстве и на транспорте, составляя 12% производительного населения страны, выпускало более 30% всего национального дохода.

Ещё более процессы индустриализации ускорились в XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: