Китай с древности до середины XVII века

Лекция 1

Можно отметить концепцию, что Китаем в течение 200 000 лет управляли небесные императоры, позже к правлению пришли земные династии правителей. Существование только 5 последних правителей было доказано исторически

Историю Китая принято представлять в виде правления династий. Династии для Китая - монархический уклад власти одного рода. О первой династии Ся почти ничего неизвестно. Желтый император династии Ся Хуан-ди считается основателем современного Китая. Ему приписывается целый ряд различных деяний. Он придумал и ввёл вертикаль власть, и министр при нем придумал иероглифическую письменность

Протоимперия Шан-Инь

С середины 2 тысячелетия до нашей эры до начала первого тысячелетия нашей эры протоимперия развивалась в бассейне реки Хуанхэ - район формирования китайского этноса. Исторический материал показывает, что в это время существовало социальное расслоение, клановая структура и иероглифическая письменность.

Во главе протоимперии стоял ван (государь, военачальник, верховный жрец). Он управлял землёй и всем кланами, но был в ответе за все неприятности. Власть передавалась в рамках одного рода по наследству. Был развит культ жертвоприношений.

Протоимперия существовала недолго из-за отсутствия централизации, армия была разрозненна - затруднялась борьба с кочевыми племенами

Шан-Инь боролась с кочевниками и присоединяла их территории. Империя Чжоу была захвачена. К XII веку до нашей эры такой способ расширения обусловил распад государства. Чжоу имела другие особенности развития, которые усилились. В итоге в XII веке Чжоу, как один из крупнейших вассалов, сосредоточил власть в своих руках - в 1027 году армия Шан-Инь была разгромлена

Империя Чжоу

·   Период Западной Чжоу (1045-770 гг. до н.э.)

·   Период Восточной Чжоу (770-256 гг. до н.э.)

За основу были взяты способы организации власти империи Шан. Заимствован был принцип духовной культуры, идеологии и мировоззрения. Был усовершенствован культ предков. Ваны избирались из числа элиты и получали определённую инициализацию на управление при помощи высших сил

В отличие от многих других государств того времени правитель получал «небесный мандат» не по праву рождения, а по высшему выбору. Если человек, управляющий государством, терял власть, он терял и мандат неба

Централизация государства усилилась. Но кланов стало больше, и они стали усиливаться - это вело к децентрализации

В период Восточной Чжоу следует выделить период Чуньцю (722-481) - на территории Китая было много отдельных владений (китайских и нет), ван сохранял общую власть, но постепенно её терял

Китайская философия

В VI веке до н.э. на территории царства Лу жил Конфуций. В основе его этико-политического учения лежал принцип гуманности (уважение к старшим, преданность родине). Также он делил людей на низших и высших и считал, что высшие должны управлять низшими

Философия маоизма определялась борьбой против эгоизма и идеей работы для общего блага. Даосизм (основатель Лао-цзы) стал распространенным (V-IV вв. до н.э.) направлением маоизма; имел очень много школ и направлений. Цель: жить в гармонии с природой и после смерти раствориться в безликом мировом духе

Период Сражающихся царств (403-249 гг. до н.э.)

После падения империи Чжоу началась борьба за власть, в которой стала выделяться империя Цинь. Шан-Ян стал проводить реформы (узаконено право частной собственности на землю; поощрялось земледелие; ограничивалось право свободного занятия ремеслом и торговлей; ликвидировалась система наследственной знати; административно-территориальная реформа)

С 246 года до н.э. Цинь сумела разгромить почти всех врагов. В 230 году до н.э. ключевые соседние территории также были покорены, гунны были побеждены. В 221 году до н.э. была основана новая империя

Империя Цинь (221-207 гг. до н.э.)

Первая серьёзная централизованная империя

Правитель Шихуанди ввёл наследственность власти, унифицировал письменность, ввёл стандарты весов, мер длины, централизовал власть через министерства, создал систему поручительства (только для низших классов). В случае вины одного человека вся семья становилась государственными рабами (строительство ВКС)

Империя была основана на принципах легизма (школа законников). Концепция была разработана Шан-Ян: император должен быть жёстким, чтобы хорошо управлять государством, чтобы оно развивалось. Все люди равны перед императором, император - сын неба и воплощение закона. Титулы и важные посты занимались не по праву рождения, а по заслугам. Система работала, что вызывало недовольство аристократических кланов, что предопределило падение империи

Династия Хань (204 г. до н.э. - 220 г. н.э.)

Хань - самоназвание этнических китайцев (люди срединных царств). Основоположником династии был деревенский староста Лю Бан. В 202 году в ходе восстания удалось свергнуть старого императора. Лю Бан изменил систему: отменялся легизм, возвращалось конфуцианство. Несмотря на внутреннюю стабилизацию, государству продолжали угрожать кочевники

Расцвет империи пришёлся на правление У-Ди (141-87). Китай расширился и стал занимать территорию почти всего современного Китая и почти сравнялась с Римской империей, население составляло 50 млн человек

Развитие административных уездов приводило к росту аппарата чиновников и увеличению коррупции. За ростом коррупции увеличивались налоги, ухудшавшие уровень жизни населения и приводившие к восстаниям

Был период 16 лет, когда власть Хань прервалась (9-25 - династия Синь)

После этого кризиса Хань возродились под названием Восточная Хань

Императорский гарем и евнухи

В период правления императора У-Ди появился гарем. И с каждым следующим императором количество наложниц росло (6000 женщин). Заботой о наложницах занимались евнухи. В результате с ростом гарема возникал новый слой управленцев и все больше государственных постов стали занимать евнухи, что стало вызывать недовольство даже аристократии. В результате империя пришла в упадок

В 189 году в результате восстания военачальника знатного рода Юань все евнухи были перебиты

В 220 году император отказался от трона в пользу Дун Чжо

Троецарствие (220-280)

Империя распалась на три царства: Вэй, Шу и У

В самом сильном царстве Вэй к власти приходит династия Цзинь, и к 280 году она захватила почти всю территорию Китая. Но она просуществовала недолго и тоже распалась

Период раздробленности

После распада Вэй с 320 по 439 год в Китае шёл период Шестнадцати варварских государств. Затем наступил период Южных и Северных династий (420-589), который характеризовался постоянными нерадениями кочевников. После к власти ненадолго пришла династия Суй (589-618)

Династия Тан (618-907)

Период объединения территории, экономического подъёма и централизации. Были восстановлены система экзаменов, денежное обращение, торговля стала жёстко контролироваться. Эпоха династии Тан - золотой век. Государство начинает развиваться очень быстро и качественно

Правитель У-Ди создал новый свод законов, основанных на конфуцианстве. Были проведены военные реформы, реформирована система транспорта, сельского хозяйства

В период династии Тан наступил расцвет культуры, появилось книгопечатание

Из-за активного развития экономики появился излишек производства, что обусловило развитие культуры и мягкой силы Китая - соседние страны попали под его влияние

Распад империи Тан и концепция династических циклов

Империя пришла в упадок ещё в середине 8 века. Государство потерпело несколько крупных поражений от внешних врагов. Это привело к восстаниям, самым кровавых стало восстание Ань Ши, после которого началась гражданская война. Империя распалась на независимые государства

Период 5 династий и 10 царств (907-960)

Происходит дальнейшее развитие буддизма

Концепция династических циклов: все династии развиваются по одному алгоритму (становление, консолидация, расширение, сжатие). Сначала великие родоначальники династии, затем хорошие правители, развивающие реформы и культуру, в конце - пьяницы и бездельники

Китай в средние века

История Китая – противостояние земледельцев и кочевников. Эта концепция привела к тому, что китайцы стали воспринимать Китай как срединную землю (китаецентричная модель)

В отличие от европейских стран, в Китае государство всегда контролировало экономику (помогало в случае катастрофы, но блокировало частную инициативу)

Сословное деление в Китае отличилось от западного (не было наследственным). Высшим сословием были учёные и иногда чиновники, сдавшие экзамены. Вторым сословием были земледельцы и все, кто владел землёй. Третье - ремесленники, четвёртое - торговцы. Все остальные не входили в сословный строй (до 1911)

Династия Сун (960-1279)

Династия Тан расширила территорию Китая. В результате борьбы с кочевниками и между собой север Китая заняла династия Цзинь

Южная Сун (1125-1279)

В период Южной Сун была доведена до совершенства экзаменационная система, произошёл рост прикладных наук

Династия Юань (1271-1368)

Южный Китай был захвачен внуком Чингисхана Хубилаем. Он провозгласил себя абсолютным монархом, разделил империю по новому принципу. Хубилай провёл две экспедиции в 1274 и 1281 году в Японию, но оба похода были неудачными

В этот период Китай посетил Марко Поло, который позже принёс в Европу знания о Китае; появились первые русские пленные

Династия Мин (1368-1644)

В 1351 состоялось восстание красных повязок из-за дискриминации местного населения (управлением занимались только монголы). Один из лидеров восстания основал новую династию Мин, которая отделилась от монгольской империи. На фоне внутреннего развития проходила консервация от внешних влияний. Выросла значимость исторических традиций, которая позже привела к застою

Лекция 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: