Тема нашего интегрированного урока- «Честное купеческое»

У Александра Николаевича Островского в пьесе «Без вины виноватые» Кнуров говорит своему младшему брату: «Давши слово - держись, а не давши - крепись! Вы купец, вы должны понимать, что значит слово» Что же это за слово заветное - честное купеческое?

 Председатель правительства С.Ю.Витте (при царе Николае Втором) указывал, что в обороте государства на время его правления было 50 млн выданных под честное купеческое слово рублей. Даже когда рынок стал более развитым, многие соглашения все равно скрепляли  прямо в амбарах или даже в трактирах; часто купец пользовался только кредитным капиталом, то есть, владелец больших денег сам решал, доверить капитал этому предпринимателю или нет. Не напрасно в то время слова "вера" и "кредит" часто имели один и тот же смысл.

Честное купеческое слово было во многом национальным достоянием. Если во Франции, например, купец стремился продать товар как можно дороже, бывало,  шел даже на сокращение товарооборота, потому, что тот, кто продавал товар дороже, считался хорошим купцом, то в  России существовали другие оценки хорошей та, которая могла продать товары дешевле, чем ее соперники. При этом никто не отваживался "переложить ответственность" за эту дешевизну на торговый персонал.

Подоплекой честного купеческого слова служили не только экономические соображения. Это был своеобразный кодекс чести. Достоинство ставилось выше выгоды. Многие купцы прошлого были неграмотными. Обмануть такого человека, который не мог подписать купчий крепости и другие финансовые документы, ничего не стоило. Оформить купчую юридически было крайне сложно. Однако честное купеческое слово было столь же значимым, как в дворянской среде честь или благородное происхождение.

Во времена честного купеческого слова использовались такие слова и выражения: "уговор дороже денег", "слово-вексель", "торгуй правдою, больше барыша будет", "не оскудеет рука дающего". Тот, кто вступал в купеческую гильдию, был обязан объявить свой капитал, что, кстати, упрощало работу налоговой государственной службы. Тот, кто обманул гильдию, исключался из нее с позором. Это нередко было равносильно банкротству. Никто не станет иметь дело с хитрецом, который, как говорится, себе на уме. Да и существование гильдии оправдывалось тем, что следовало ставить преграды единожды солгавшим. Каков смысл в известном выражении "стереть в порошок"? Фамилию злоумышленника писали мелом на доске, а затем стирали. Все спорные вопросы обсуждались "совестливым судом". "Умникам", которые пытались заработать деньги обманом, полагался общий позор. Часто это кончалось трагедией.

Экономика, преступившая этику, бесплодна. "Честное купеческое слово" – это не просто удачный купеческий слоган, а определенный строй нравственной мысли. Если некто обнищал, потому что ленился, ему не сочувствовали, и, наоборот, тот, кто разбогател благодаря честному и самоотверженному труду, заслуживал уважения и признания. Так в России появились Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы, Путилов, Алексеев, Чижов.

Уважение к частной собственности, на котором покоилось честное купеческое слово, разумеется, не было изобретением данного сословия. Вспомним, к примеру, "рыцарей наживы", которые отправились из Европы на новый континент в надежде отыскать золото или нефть. Вот, например, некий счастливчик нашел золотоносный участок. Теперь надо подать бумагу, поставить столбик со своей фамилией и умчаться в Европу. Необходимо найти технику, рабочих. Что стоит, пока его нет, соорудить столбик с другой фамилией? Но это нелогично. Здравый рассудок подсказывает: если не уважать чужое добро, то его не будет ни у кого. Надо предварительно договориться об условиях игры: чужое не тронь!

Честное купеческое слово – не просто свод нравственных правил. Здесь психология вступает в свои права уже на уровне ценностных ориентаций. Зададимся вопросом: человек по определению труженик или лентяй? Можно, разумеется, ответить туманно: и то и другое. Но ведь передаваемое из поколения в поколение общественное богатство, его размах и объем не позволяют возвести лень в человеческую добродетель.

Каково же внутреннее, душевное состояние купца, который хочет стать богаче и в то же время решительно отказывается от обмана, от возможности приобрести капитал за счет нарушенного слова? Ведь, где богатство, там и произвол. Отчего купец ведет себя так, как говорит один из персонажей А. П. Чехова "У всякого безобразия должно быть свое приличие..." Нет оснований характеризовать агента хозяйственной жизни того времени только как честного, благородного, некорыстного. Русские писатели Островский, Крылов, Чехов подметили немало отвратительных черт торговцев той поры. Известный фабрикант, заводчик и меценат Савва Морозов говорил: "Богатый русский глупее, чем вообще богатый человек".

Но действительно ли русские промышленники, купцы были позорнее, чем европейские? Некоторые эксперты утверждают, что дело обстояло именно так, потому что у российских предпринимателей не было длительного делового и социального опыта. Обозреватель "Аргументов и фактов" Вячеслав Костиков по этому поводу пишет: "Европейская деловая мораль веками прорастала из цеховых отношений и протестантской этики самоограничения. Русский дореволюционный капитал не успел освоить эти уроки"[1]. Выходит, отечественные купцы, промышленники догоняли своих иностранных коллег, но так и не догнали по меркам деловой, корпоративной нравственности. Случилась Февральская буржуазная революция, а потом большевики захватили власть. Теперь мы пожинаем плоды той самой необученности. Отсюда неорганизованность и жадность наших новых русских буржуа.

Однако в нашей стране были свои традиции, которые ни в чем не уступают моральным ограничениям протестантского этоса. Ни в одном европейском государстве не было такого феномена, как честное купеческое слово, которое ставило неодолимые преграды перед жадностью, хитростью, злонравием, варварством. Возрождая цивилизованность страны, не стоит во всем с горечью повторять невыученные западные уроки.

Человеку наших дней подчас трудно понять, какой смысл заключает в себе известное изречение "Простота хуже воровства". Уж если красть нехорошо, то почему быть простоватым еще хуже? И что такое вообще простота в данном контексте? Может быть, Островский, который вынес эти слова в название своей пьесы, имел в виду людей, у которых нет никаких принципов, остережений, запретов? Ими правит один расчет, одно неуемное желание обогащения. При таком настрое можно даже пойти на преступление. Да, такая простота – самое страшное, что может сложиться в обществе. Это – жизнь без принципов, без ценностей.

"Не в силе Бог, а в правде". Что это за суждение? Может быть, просто одно из архивных единиц русского фольклора? А может быть, выражение святости жизни, ее нерушимой праведности? Современный бизнесмен, пожалуй, всплеснет руками. Какая правда? Какая справедливость? Какая честность, когда деньги побеждают все?

Купеческое слово в полной мере служило гарантом общей справедливости, общей приверженности  наказу свыше. Честность – не товар, который можно выгодно сбыть. Она может служить знаком цивилизованности, культурности рядового предпринимателя, его готовности принять общие правила игры в хозяйстве. Напротив, несоблюдение этой добродетели не сводилось только к изгнанию купца из экономического сообщества. Он оказывался жертвой социального остракизма, олицетворением безбожности, неблагородства, ненадежности в условиях каждодневной договоренности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: