Безвыходное положение потребителей. Если у вас заканчивается бензин, вы вряд ли будете искать место, где можно заправиться подешевле

      2. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения

   Предложение - это готовность производителя изготовить и продать товар по ценам, существующим на рынке в данное время.

И аналогично шкале спроса на музыкальные диски можно разработать шкалу предложения, показывающую, какое количество товара по различным ценам предлагают продавцы.

       Шкала предложения музыкальных дисков

                                                                                                                            Таблица 2

 

   Величина предложения, аналогично величине спроса – это количество товаров и услуг, которые продавцы способны и готовы изготовить и продать по определенной цене в определенном месте и в определенное время.

 

Сущность закона предложения в том, что при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены товара, т. е. чем больше цена, тем больше величина предложения.

            Если даже небольшое изменение в цене влечет за собой значительное изменение предложения данного товара или услуги, то предложение такого товара или услуги эластичное.

        И наоборот, когда изменение цены незначительно влияет на предложение товара или услуги, то предложение неэластичное.

 

     Кроме эластичного и неэластичного предложений, существуют: 

    Предложение единичной эластичности – это когда 1%-ное увеличение цены ведет к 1%-ному увеличению предложения товаров на рынке

 

     Для значения эластичности предложения по цене значение имеет временной интервал, в котором оценивают степень изменения предложения под воздействием цены.

 

Эластичность предложения в мгновенный период (т. е. период времени мал, и производители не успевают отреагировать на изменения) – предложение фиксировано.

 

В краткосрочном периоде, как правило, предложение по цене неэластично, так как производители не могут мгновенно отреагировать на изменение цены.

 

По мере увеличения временного интервала степень эластичности предложения увеличивается. Эластичность предложения в долгосрочный период (отрезок времени достаточен для создания новых производственных мощностей) – предложение наиболее эластично.

  Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится величина предложения при изменении цены на 1%. Он всегда имеет положительный знак, так как между ценой и величиной предложения всегда существует прямая зависимость.

     Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается как отношение изменения величины предложения в % к изменению цены в %.  

        

    Еs = ∆Qs %: ∆Рs %

где Еs  – коэффициент э ластичности предложения по цене;

    ∆Qs% = (Q's - Q''s): Q's · 100% -    изменение объема предложения в %,

 

    ∆Рs %= (P's - P ''s): P's · 100% -   изменение цены в %

 

     Если Еs   > 1, то предложение по цене эластично, т. е. изменение цены на 1 % приводит к изменению величины предложения больше, чем на 1 %.

  Если Еs < 1, то предложение по цене неэластично, т. е. изменение цены на 1 % приводит к изменению величины предложения меньше, чем на 1 %.

Если Es = 1, то предложение обладает единичной эластичностью, т. е. величина предложения изменяется пропорционально изменению цены.

      Предложение по цене абсолютно эластично – ситуация, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар.

Минимально возможное значение Es = 0, предложение товара абсолютно неэластично, т. е. при любом изменении цены предложение товара остается неизменным. Это случается, когда производится фиксированное количество товара независимо от его цены.   

 

Пример 3. Согласно Табл.2, Изменение цены с P's= 70руб. до P ''s= 140 руб. вызывает изменение предложения музыкальных дисков с Q's= 30 шт.   до Q''s = 150 шт. Эластично ли такое предложение?

 

Определяем рост объема предложения в % ирост цены в %

 

                ∆Qs% = (Q's - Q''s): Q's · 100% = (30 — 150): 30 · 100% = - 400 %

 

       ∆Рs %= (P's - P ''s): P's · 100% = (70 - 140): 70 · 100% = -100%

Коэффициент э ластичности предложения по цене

                        Еs = ∆Qs %: ∆Рs % = -400 %: (-100 %)= 4 т. е. > 1, 

значит предложение эластично. Знание коэффициентов ценовой эластичности имеет важное значение для фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли.

 

Задание 

Составить краткий конспект практической работы. Ответить на вопросы и решить задачу:

1. Чем отличается эластичный спрос от неэластичного?

2. Как рассчитывается коэффициент эластичности спроса?

3. Когда говорят, что спрос бесконечно эластичный? А когда абсолютно неэластичный?

4. Как эластичность влияет на выручку продавцов?

5. Как рассчитывается коэффициент эластичности предложения?

6. Задача. В Табл. 2 (Шкала предложения музыкальных дисков)

Изменение цены с P's= 80руб. до P ''s= 100 руб. вызывает изменение предложения музыкальных дисков с Q's= 45 шт.   до Q''s =7 0 шт. Эластично ли такое предложение?

 




double arrow
Сейчас читают про: