Совокупная выручка, равная произведению количества проданной продукции на ее цену:
TR = P ·Q
где TR – совокупная (валовая) выручка;
P – цена товара;
Q – количество товара.
Коэффициент ценовой эластичности спроса оказывает прямое влияние на размер совокупной (валовой) выручки продавцов:
Если спрос по цене эластичный Ed > 1, то снижение цены вызывает рост совокупной выручки TR. А рост цены приведет к снижению совокупной выручки.
Если спрос по цене неэластичен Ed < 1, то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. А рост цены приведет к росту общей выручки.
Если Ed = 1, т. е. существует единичная эластичность спроса по цене, то любое изменение цены не вызовет изменения валовой выручки (TR = constant).
Рассмотрим два примера.
Пример 1. Снижение цены на товар с P'd = 300 руб. до P''d = 200 руб. приведет к росту величины спроса с Q'd = 10 шт. до Q''d = 30шт. Что произойдет с выручкой от реализации?
Определяем рост объема спроса в % и с нижение цены в %
∆Qd = (Q'd - Q''d): Q'd · 100% = (10 — 30): 10 · 100% = - 200 %
∆Рd = (P'd - P ''d): P'd · 100% = (300 - 200): 300 · 100% = 33,3 %
Коэффициент э ластичности спроса по цене
Еd = ∆Qd %: ∆Рd % = -200: 33,3 = -6 по модулю = 6, т. е. > 1,
а значит спрос эластичен.
Выручка от реализации
TR'd = P'd · Q'd = 300 · 10 = 3000 руб.
после снижения цены увеличится
TR''d = P''d · Q''d = 200 · 30 = 6000 руб.
т. е. вырастет в два раза.
Пример 2. Снижение цены на товар с P'd = 300 руб. до P''d = 200 руб. приведет к росту величины спроса с Q'd = 10 шт. до Q''d = 12шт. Что произойдет с выручкой от реализации?
Определяем рост объема спроса в % и с нижение цены в %
∆Qd = (Q'd - Q''d): Q'd · 100% = (10 — 12): 10 · 100% = - 20 %
∆Рd = (P'd - P ''d): P'd · 100% = (300 - 200): 300 · 100% = 33,3 %
Коэффициент э ластичности спроса по цене
Еd = ∆Qd %: ∆Рd % = -20: 33,3 = -0,6 по модулю = 0,6, т. е. < 1,
а значит спрос неэластичен.
Выручка от реализации
TR'd = P'd · Q'd = 300 · 10 = 3000 руб.
После снижения цены составит
TR''d = P''d · Q''d = 200 · 12 = 2400 руб.
Т. е. уменьшится.
Спрос на товары бывает неэластичным по одной из нижеследующих причин:
1. Это товары первой необходимости. Несмотря на изменения в цене, покупатели продолжают приобретать товары первой необходимости.
2. Для них трудно найти заменители. У товаров первой необходимости нет заменителей.
3. Они относительно недороги. Люди менее склонны менять свои покупательские привычки, если изменяется цена какого-либо недорогого продукта.






