Современное состояние исторической реконструкции

Со временем исторические эксперименты начинают привлекать к себе внимание не только археологов, историков и этнографов, но и специалистов в области социологии, психологии (в первую очередь исследователей психологии группового поведения), экологии и ряда других наук. Таким образом уже сам процесс исторической реконструкции и участники различных экспериментов становятся объектом исследования. Другой отличительной особенностью современных центров экспериментальной археологии является их полифункциональность. Помимо научных исследований, подобные организации занимаются музейной работой, популяризацией результатов своей деятельности через средства массовой информации, разработкой специальных обучающих программ для школ и вузов. Более того, весьма часто они выступают в роли своеобразных координационных центров (например, Культурный центр «Лайкакота» в Боливии (Ла-Пас) или же «Норск Фольке музеум» и «Лилленхаммер» в Норвегии) в системе разнообразных культурных обществ и клубов исторической реконструкции более низкого ранга. Одной из первых организаций, развивающих именно этот подход к методу исторической реконструкции, является Центр экспериментальной археологии в Лейре (Дания). В 1972г. примеру датских коллег последовали английские археологи и в 24 км к северу от Портсмута в графстве Гэмпшир на холме Батсер возникло кельтское поселение эпохи раннего железа, где уже на протяжении нескольких десятков лет проводятся уникальные исследования в области сельскохозяйственной деятельности древних кельтов. Кроме этого группа английских исследователей занимается выведением новых видов домашнего скота путем обратного скрещивания, а также сельскохозяйственных культур и ведет постоянные записи ежедневных погодных условий, производя их сравнение с доступными палеоклиматическими данными. Крупнейшим немецким центром исторической реконструкции является комплекс германских и славянских поселений XIII в. в Дюппеле, где усилиями десятков экспериментаторов под руководством Адриана фон Мюллера воссоздается крестьянская жизнь эпохи средневековья. Экспериментаторы разводят овец, выращивают хлеб, изготавливают керамические изделия и разнообразную деревянную утварь, живут на основе натурального хозяйства. Вместе с тем представители центра в Дюппеле проводят постоянную работу по популяризации экспериментальной археологии и этнографии в школах, вузах и через средства массовой информации.

К нам в страну течение исторической реконструкции пришло в 1976 году. Примерно на рубеже 80-90-х годов XX века начали появляться клубы военно-исторической реконструкции, которые интересовались Античностью, Средними веками, Эпохой Петра I, а также Первой и Второй мировой войнами, Великой Отечественной Войной и Гражданской войной. Некоторые немногочисленные клубы увлекались Диким Западом и жизнью индейских племен. Можно смело утверждать, что сегодня это стало субкультурой тысяч людей, увлекающихся историей, не только в России, но и в странах СНГ.

Теперь в нашей стране исторические реконструкции не только вид хобби, но и часть или даже основа событийного и тематического туризма.

Так, например, русскому Средневековью посвящены реконструкции битв: при Листвянке, на Куликовом поле, Ледовое побоище, Невская битва, Бородинская битва и некоторые другие, привлекающие сотни зрителей.

В России развиваются все направления исторического реконструирования, например, историческое фехтование. В нашей стране функционирует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры.

Также в нашей стране проходят многочисленные фестивали исторической реконструкции. Например, в июле 2013 года в Выбутах - на родине княгини Ольги - состоялся фестиваль исторической реконструкции «Хельга». Только в Псковской области традиционно проходят четыре фестиваля реконструкторов. В 2013 году были проведены несколько реконструкций: на месте Ледового побоища на берегу Чудского озера в Гдовском районе был устроен Международный военно-исторический фестиваль «Ледовое побоище»; в Выборге Ленинградской области состоялся военно-исторический фестиваль «Рыцарский замок». В 2014 году прошел фестиваль средневековых реконструкций в Тюмени и состоялась реконструкция «Ветер», посвященная Кириллу и Мефодию; Сабуровский рыцарский турнир и др. Ежегодно на Бородинском поле проводятся военно-исторические праздники с реконструкциями: «День победы», «Стойкий оловянный солдатик», «День Бородина», «Москва за нами. 1941 г.».

В конце 2013 года Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) приняло решение продвигать военно-исторический туризм, где исторические реконструкции - составная их часть. По мнению тогдашнего руководителя ведомства А. Радькова, исторические реконструкции необходимо популяризировать и на их основе надо создавать турпродукт. Поддержка военно-исторического туризма и туризма, связанного с посещением объектов культурного показа, является одной из основных задач[22].

Движение исторических реконструкций нельзя рассматривать однозначно. Оно поднимает много важных проблем. Это и формирование мировоззрения, и патриотическое воспитание подрастающего поколения, и проблемы социального, морального, психологического характера,

Однако на основе вышеприведенных данных, можно сделать вывод, что сегодня исторические реконструкции играют большую социально-экономическую роль в развитии регионов, в том числе способствуя развитию событийного туризма, а также способствует привлечению внимания к исторической науке.

 


 


ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: