Отражение чувств клиента в процессе консультирования

Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях.

Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств.

 Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает  разрешение внутренних конфликтов.

Желание отражать чувства предполагает их распознавание. Для этого необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента, но и на его эмоциональный тон, позу, выражение внутренних конфликтов.

В консультировании важно не только отражение чувств, но и обобщение их. Оно позволяет определить эмоциональный тон беседы, синтезировать эмоциональные аспекты опыта клиента.

Говоря о чувствах в консультировании, можно сформулировать несколько обобщающих принципов, охватывающих не только отражение чувств клиента, но и выражение чувств консультантом:

1. Консультант обязан как можно полнее и точнее идентифицировать чувства как свои, так и клиентов.

2. Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента — любое действие консультанта должно быть целесообразным в контексте процесса консультирования.

3. Обязательно обращать внимание на чувства, когда они:

· вызывают проблемы в консультировании или

· могут поддержать клиента, помочь ему.

 

Чувства консультанта и его самораскрытие в процессе консультирования.

 Тесно связана с прие­мом отражения чувств и имеет следующие специфические особенности:

 

• выражение консультантом собственных чувств, возникающих в ситуации консультирования, которые являются реакцией на рассказ клиента, его поведение;

 

• через выражение своих чувств консультант раскрывается перед клиентом, то есть показывает свое эмоциональное отношение к событиям и людям;

 

• чувства консультанта могут интерпретироваться и вноситься в консультативное пространство для совместного анализа, а также служить обратной связью по поводу своего поведения для клиента, то есть консультант может быть "зеркалом" для клиента',

 

• важно для консультанта умение контролировать свои чувства и при этом не отрицать их, а использовать как терапевтическое воздействие и материал для анализа, так как эти чувства вы­званы каким-то поведением клиента;

 

• эмоциональное участие консультанта должно служить интере­сам клиента, а не самого консультанта, и консультант должен осознавать мотивы, по которым он откровенен с клиентом, и понимать цели такого поведения;

 

• своевременность и адекватность самораскрытия консультанта. Консультант должен своевременно использовать этот прием, а также понимать и анализировать желания клиента узнать что-либо о его чувствах и знать, когда следует раскрыться перед клиентом, и это действительно необходимо, а когда надо про­анализировать причины, по которым клиент настойчиво интере­суется чувствами консультанта, задав вопрос типа "А почему вы спрашиваете меня об этом?" или "Какое значение это имеет для вас?";

 

Самораскрытие консультанта может быть:

 

- позитивным, когда откровенность консультанта носит характер поддержки и одобрения клиента;

 

- негативным, когда самораскрытие и откровенность консуль­танта основаны на конфронтации с клиентом и имеют целью по­казать нелогичность его поведения или неискренность клиента по отношению к собственным чувствам и эмоциям;

 

 Техника самораскрытия используется только в случае хорошего контакта с клиентом, что обычно происходит на поздних эта­пах консультирования.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: