Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

ЗАДАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»  НА 16 АПРЕЛЯ

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.Выпишите это слово.

корЫсть

включЁн

запертА

лЕкторов

кралАсь

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Наш новый сотрудник оказался КОРЕНАСТЫМ мужчиной лет сорока.

Перед началом тренировки сделайте несколько глубоких ВДОХОВ, чтобы успокоиться и настроить себя на нужный лад.

Этим он ОПЛАТИЛ мне за то, что я кормил его от рождения, дал одежду, оружие и учил всему, что должен знать человек.

Появился этот юноша, можно сказать, при РОМАНТИЧЕСКИХ обстоятельствах.

Небритость переходила в буроватую растительность, так что можно было заняться ОТРАЩИВАНИЕМ бороды.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Понятие в философии – это отвлечённая абстракция, представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧУДЕСНЕЙШИЙ момент

СБЕРЕЖЁТ здоровье

закупили ПОЛТОРАСТА учебников

ответственные СТОРОЖИ

объяснил более ДОХОДЧИВО

 

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом В) нарушение в построении предложения с косвенной речью Г) нарушение в построении предложения с однородными членами Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 1) Чайки, тревожно крича, летали над морем, вот уже несколько дней не желавшему успокоиться и продолжавшему биться о скалистый берег. 2) Народ дышал чистым воздухом, подрёмывал; кто украдкой откусывал от яблока, кто перешёптывался с подругами, а Артюха Колотушкин, упав лицом в раскоренье старой яблони, спал. 3) Максим Петрович, попрощавшись с нами и пообещав, что будет нам писать, отправился в Петербург. 4) Серёжа, впечатлившись тем, что он увидел, пообещал себе, что с этого дня будет защищать и помогать всем, кто в этом нуждается. 5) Девочки радовались не столько полученным подаркам, сколько вниманию, уделённому им, а также редкой возможности побыть с близкими людьми. 6) Заключив годовой контракт, команда, которой, по условиям договора, предстояло дать более 60 концертов в разных городах нашей страны, начали напряжённо готовиться к туру. 7) Мы с А лександром, приехавшим ко мне на дачу в субботу, решили совместить приятное с полезным и, гуляя по лесу, не только наслаждались свежим воздухом, но и брали пробы почвы для исследования в лаборатории. 8) Заглянув к нам в комнату, тётушка, чем-то, кажется, встревоженная, спросила, что не хотите ли вы прогуляться со мной по саду. 9) Гордость переполняла родителей, увидев фамилию сына среди авторов книги.

 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) уд..вительный, исп..щрённый, пром..кашка

2) треп..тать, оз..ряя, г..потеза

3) щ..бетание, ув..дающий (цветок), благосл..вение

4) сбл..жение, зак..снелое (общество), ск..птический

5) перефр..зировать, пол..мичный, дек..ративный

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сверх..зящный, пост..нсультный, вз..мать

2) во..пламениться, бе..совестный, не..балансированный

3) (старинное) пр..дание, пр..верженец, непр..емлемый

4) с..естной, волеиз..явление, двух..ядерный

5) не..хватный, р..списывать, с..переживающий

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) жалостл..вый, намер..ваться

2) наставн..чество, обогр..вать

3) обрад..вать, оборуд..вание

4) сердц..вина, стрях..вать

5) взрывч..тый, изредк..

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) дорогосто..щий, вылин..вшая (ткань)

2) (ничего не) знач..щий, (автомобили) движ..тся

3) выплачива..мый, обезум..вший (от страха)

4) ове..нный (прохладой), настро..в (радио)

5) (кони) брод..т (по лугу), дремл..щий (в поезде)

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В гостиной меня ждал (НЕ)КТО иной, как мой старый приятель.

В зале было (НЕ)УБРАНО, некоторые столы и стулья оказались сломаны.

На (НЕ)БЕЛЁНЫХ стенах висело множество пожелтевших репродукций известных картин.

(НЕ)РАДОСТНЫМ было утро того дня, а грустным.

Давно (НЕ)ЕЗДИВШИЙ верхом, отец первые полчаса чувствовал себя в седле очень неуверенно.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Костя много лет работал (ЗА)РУБЕЖОМ, (ПО)ЭТОМУ знал несколько иностранных языков.

(С)НАЧАЛА бабушка взялась обучать внука игре на фортепиано, но быстро поняла, что всё (БЕЗ)ТОЛКУ: Илюшу не интересовала музыка – мальчик хотел рисовать.

Через (ПОЛ)ГОДА после окончания университета Катя вышла (ЗА)МУЖ.

«(ОТ)ЧЕГО зависит исход дела?» – спросил я директора (ВО)ВРЕМЯ ужина.

ЧТО(БЫ) добиться встречи с генералом, Ольга каждое утро (НА)ПРОТЯЖЕНИИ месяца приходила в министерство.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Резец войны прошёлся по обоим лицам: он придал не свойстве(1)ую ю(2)ости жестковатость и скова(3)ость лицу дочери; он выпятил бугристый лоб над иссечё(4)ым, крупноскладчатым лицом отца и сделал голову его стра(5)о похожей на голову больного, старого льва.

 

***************************

(1)Крайний участок по Пролетарской улице, прилегающей к заводскому забору, принадлежал Аносовым – дяде Жене и тёте Нине. (2)Их дочь, на год меня моложе, иногда привлекалась для игр в дворовую компанию. (3)Так вот, к Аносовой приехала сестра из голодной послевоенной деревни и оставила у них до весны своего среднего сына Шурку Гусева – отъедаться. (4)А к лету собирались перебраться под Москву всей семьёй на постоянное жительство. (5)Мой новый приятель, как и все мы, стриженный под нулёвку, лопоухий Шурка Гусев прилип ко мне, привязался, приходил к нам поиграть и делать уроки – это в нашей-то тесноте. (6)«А у нас в деревне был сепаратор!» – вещал он загадочно. (7)И пытался объяснить, что это за агрегат и как в него заливают молоко, а из него вытекают сливки. (8)А из сливок потом сбивают масло. (9)И Шурка чмокал и закатывал глаза, вспоминая масло, которого в деревне давно не видел. (10)Утром я отправлялся в школу, заходя за Шуркой к Аносовым. (11)Стучался, входил и ждал у двери, наблюдая, как тётя Нина кормит дочь и племянника. (12)Кофе с молоком, как и у нас, – из чайника. (13)Дочке в стакан – три куска сахара, Шурке – один. (14)Дочке намазывался белый хлеб густо-густо. (15)Шурке намазывался чёрный хлеб жиденько. (16)Да так жиденько, что сквозь масло видны поры черняшки. 17)Мазала тётя Нина быстро и ловко, я не мог уловить, как она успевала затормозить на масле, как умудрялась, не снижая темпа, накладывать его по-разному дочери и племяннику. (18)Ах, тётя Нина, и невдомёк вам было, что я всё вижу! (19)О своём открытии я поведал домашним. (20)Мама вздохнула и почему-то назвала тётю Нину Аносову несчастной бедняжкой.

 – (21)Она не бедная, она жадная.

(22)И тут мама достала меня полотенцем пониже спины и добавила, что я и так в каждой бочке затычка. (23)Весной прибыло из деревни наконец всё большое семейство Гусевых, они соорудили пристройку к аносовскому дому и поселились в ней. (24)Брат Шурки Иван Гусев записался в нашу семилетку, попал в мой класс и, как эстафету, принял мою дружбу с Шуркой. (25)Мы стали с ним такими неразлучными, что задание по физике – построить электромоторчики – решили выполнить сообща. (26)И договорились, что сначала – мне. (27)Работа закипела. (28)Ванька ловко резал жестяные заготовки из консервной банки, распрямлял их молотком, я размечал, он кроил, вырезал, загибал края и плющил детали ротора и статора, обматывая их медной проволокой, доверив мне тонкую работу по изготовлению контактов якоря из кусочков жести и изоленты. (29)Я умолил отца купить в Москве плоскую батарейку, и вот она присоединена к моторчику. (30)Чудо! (31)Моторчик зажужжал, подрагивая на деревянной дощечке. (32)Есть изделие!__ (33)Наутро я принёс моторчик на урок физики и продемонстрировал учителю Михаилу Родионовичу. (34)Он похвалил меня, и в моём дневнике появилась пятёрка. (35)«Теперь давай делать мой мотор», – предложил Иван. (36)«Давай, – согласился я не очень охотно, – только завтра, после школы». (37)Как же мне не хотелось клепать второй движок! (38)Я всячески отлынивал. (39)Иван даже заплакал. (40)Я работал нехотя, спустя рукава, не совпадали размеры. (41)В итоге моторчик вышел крупнее первого, аляповатый, неизящный. (42)Не то что мой, образцовый! (43)«Во какой получился! – фальшиво-радостным голосом сказал я Ивану.– (44)«Повышенной мощности!» (45)Подключили батарейку. (46)Якорь задрожал и начал медленно вращаться, постепенно ускоряясь. (47)Опорная дощечка дрожала и перемещалась по столу. (48)«Как трахтор», – сказал Иван. (49)Но взял его домой. (50)И тоже всё-таки получил пятёрку. (51)Честно говоря, через столько лет мне стыдно набрасывать на бумагу этот эпизод, засевший в памяти как заноза. (52)Потому что теперь понимаю: за дело меня мать тогда наказала, за дело укорила.

(По Ю.И. Чичёву*)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: