Основное содержание урока

 Михаил Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин (ныне Ростовская обл.)

Отец – Александр Михайлович Шолохов был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать – Анастасия Даниловна Черникова – дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины.

 

Учился Шолохов сначала в церковноприходской школе, а затем до 1918 г. в гимназии.

 Приехав в Москву для продолжения образования и не поступив, вынужден был сменить множество рабочих специальностей, чтобы прокормиться. В тоже время в жизни Михаила Шолохова всегда находилось время для самообразования.

 

Впервые его произведения были напечатаны в 1923 году. Творчество в жизни Шолохова всегда занимало значимое место.

Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена войны – роман «Тихий Дон» (1928-1932).

Эта эпопея со временем стала популярна не только в России, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки.

Всю Великую Отечественную войну писатель был военным корреспондентом. Он видел разгром фашистов под Сталинградом.

С 1941 по 1945 год Шолохов работал военным корреспондентом. За это время он написал и опубликовал несколько рассказов, очерков («Наука ненависти» (1942), «На Дону», «Казаки» и другие).

Известными произведениями Шолохова также являются: рассказ «Судьба человека» (1956), неоконченный роман «Они сражались за Родину»(1942—1944, 1949, 1969).

С 60-х годов Шолохов практически перестал заниматься литературой, любил уделять время охоте и рыбалке. Все свои награды передал на благотворительность (постройку новых школ).

Умер писатель 21 февраля 1984 года от рака и был похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон.

 

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» повествует о жизни солдата Великой Отечественной Войны, Андрее Соколове. Нагрянувшая война отняла у мужчины всё: семью, дом, веру в светлое будущее. Волевой характер и твёрдость духа не позволили сломиться Андрею. Встреча с осиротевшим мальчиком Ванюшкой привнесла в жизнь Соколова новый смысл.

Автор рассказывает судьбу героя.

Жизнь до войны.

Военное время.

Лагерные работы.

Побег.

В ожидании встречи с сыном.

 

Андрей Соколов – главный герой рассказа, простой мужчина из крестьянской семьи: "...В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел..."

Он был родом из Воронежской губернии:

"...Сам я уроженец Воронежской губернии..." "...я природный воронежец?.."

В облике главного героя автор большое внимание уделяет описанию глаз, "словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской".

Андрей Соколов - человек с тяжелой судьбой:

 "...Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше..."

 "...Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!.."

 

 

 

 

 Перед войной Андрей с семьей строят дом, заводят хозяйство и живут счастливо.

В 1941 году Андрей Соколов отправляется на войну. Он служит около года: "...А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий — пожалуйте в эшелон..."

 

 Провожали Соколова на фронт всей семьёй. Плохое предчувствие терзало Ирину: будто в последний раз она видится с мужем.

 

В 1941 году Андрей Соколов отправляется на войну. Он служит на фронте около года: "...А тут вот она, война.

На второй день повестка из военкомата, а на третий — пожалуйте в эшелон..."

 В мае 1942 года на войне Андрей попадает в плен к немцам: "...Попал я в плен под Лозовеньками в мае сорок второго года..."

 

В плену Андрей Соколов убивает солдата-предателя: "...До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель..."

 

Утром фашисты стали выяснять, кто из пленных относится к коммунистам, комиссарам и евреям, чтобы расстрелять их на месте. Но таковых не оказалось, как и предателей, которые могли выдать.

Когда арестованных пригнали в лагерь, Соколов начал думать, как ему к своим вырваться. Однажды представился пленному такой случай, удалось убежать и оторваться от лагеря на 40 км. Только по следам Андрея шли собаки, и в скором времени его поймали. Натравленные собаки порвали на нём всю одежду и искусали в кровь. Поместили Соколова в карцер на месяц. После карцера последовали 2 года тяжких работ, голода, издевательств.

 

В скором времени Андрей попадает работать на шахты в Рурскую область. Шёл 1944 год, Германия стала сдавать свои позиции.

 

В 1944 году Андрея переводят с шахты на службу водителем.

Всего Андрей Соколов проводит 2 года в плену: "...Куда меня только не гоняли за два года плена!.." "...за два года отвык от человеческого обращения..."

 

 

Освободившись из плена в 1944 году, Андрей узнает, что его жена и дочери погибли 2 года назад в 1942 году: «Ну, пишет, что не нашли от них и следа, а на месте хатенки — глубокая яма…" "...Значит, я два года с мертвыми разговаривал?!.."

 

«Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один. Думаю: «Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?»

 

В 1944 году после плена Андрей приезжает домой в отпуск, но быть дома ему невыносимо. Он тут же возвращается на фронт.

Долго не верил Соколов своему несчастью, горевал. Жил Андрей только надеждой свидеться с сыном.

После плена у Андрея остается только его сын Анатолий. Андрей надеется, что после войны он с сыном будет жить вместе: "...И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить..."

Наконец Андрей Соколов доходит до Берлина в мае 1945 года.

Сын Анатолий погибает 9 мая 1945 года, в День Победы: "...Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер…" "...тихо говорит: «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее. Пойдем со мной!».." Андрей хоронит сына Анатолия в Германии.

 

Андрей берет Ванюшу к себе на воспитание. Он говорит мальчику, что он - его отец: "…Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло.

Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».." Ванюшка считает Андрея Соколова своим отцом.

 

Полюбился ему Ванюша, взял Андрей Соколов его к себе: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети". 

 Источником жизни для Соколова теперь становится любовь к Ванюше.

Шолохов затрагивает много тем в своем рассказе «Судьба человека», в том числе и тему судьбы.

«Случается: человек долго ищет судьбу. Набьет ноги, не раз умоется горькою слезою; брызнет седина в голову, а ему все еще кажется - жизнь впереди!..

Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко, что многим возле него хоть водой окатывай: невмоготу припекает. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом.

Есть судьбы легкие. Век проживет иной, ни разу не охнув. Есть трудные, когда, как говорят в народе, на бедного Макара все шишки валятся.

Сколько людей – столько судеб, все не охватишь».

 

В 1965 г. в Стокгольме Михаилу Александровичу Шолохову была вручена Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».

Герои его книг — простые, рядовые люди труда. Писатель относится к ним с симпатией, с сочувствием и любовью, он видит их богатый духовный внутренний мир, он утверждает их неотъемлемое право на счастье. С большой силой, яркостью и проникновенностью создает Шолохов целую галерею незабываемых образов простых людей.

 

 

Ключевые слова:

Михаил Александрович Шолохов, рассказ в рассказе, рассказ «Судьба человека», реализм.

Основные понятия:

o     Тема (мотив) произведения - это предмет изображения, иначе говоря – материал, взятый для отображения в произведении. По сути, тема является отправной точкой создания любого произведения.

o     Идея произведения - это главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.

o     Сюжет как сложное целое состоит из элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка + эпилог, пролог.

o     Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в целое. Важными элементами композиции являются лирические отступления и вставные эпизоды, цель которых – выражение автором своих мыслей, чувств и расширение пространства произведения соответственно.

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Рассказ в рассказе: в литературном произведении представлен еще один рассказ, с помощью которого автор пытается донести общую фабулу своего творения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: