Практическая работа № 1. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Ход работы

1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

3. Сравните между собой эти клетки.

4. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов.

 

 

Практическая работа № 2. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза

Цель: выявить черты сходства и отличия между процессами фотосинтеза и хемосинтеза, их значение.

Оборудование: таблицы, схемы (схематические рисунки) «Фотосинтез», «Хемосинтез».

Ход работы:

1. Рассмотрите предложенные вам материалы.

2. Охарактеризуйте процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Заполните таблицу.

Процесс Фаза процесса Основные изменения (реакции), происходящие в клетке Характерные энергетические преобразования Значение для эволюции
Фотосинтез        
Хемосинтез        

3. Ответьте на вопросы.

 Какие организмы способны к хемосинтезу?

 Какие организмы способны к фотосинтезу?

 Перечислите черты сходства между двумя этими процессами.

 В чем заключаются принципиальные отличия хемосинтеза от фотосинтеза?

 ВЫВОД (сделайте вывод, ответив на вопрос):

 Существует ли взаимосвязь между процессами фотосинтеза и хемосинтеза? Ответ обоснуйте.

 

Практическая работа № 3. Сравнение процессов митоза и мейоза

Цель: сравнить процессы деления соматических и половых клеток

Оборудование: схемы (схематические рисунки) митоза и мейоза

Ход работы:

1. Рассмотрите предложенные вам материалы

2. Охарактеризуйте процессы митоза и мейоза. Заполните таблицу

Признаки сравнения Митоз Мейоз
Интерфаза    
Фазы деления    
Количество делений    
Набор хромосом перед делением    
Набор хромосом после деления    
Количество дочерних клеток    
Биологическая роль    

3. В выводе укажите отличия между митозом и мейозом

 

 

Практическая работа № 4. Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание

Цель: на конкретных примерах показать, как наследуются признаки, каковы условия их проявления, что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Инструктивная карточка

1. Вспомнить основные законы наследования признаков.

2. Коллективный разбор задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

3. Самостоятельное решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.

4. Сделать вывод.

Примеры задач. Задачи на моногибридное скрещивание

Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?

Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?

Задачи на дигибридное скрещивание

Задача № 1. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти — над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом.

1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам

признаков быка и корову?

2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?

Задача № 2. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.

1. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

2. Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: