Общие методические рекомендации для детей 1-8 классов

Ученики должны овладевать другими подготовительными инструментами, очень близкими к трубе, тромбону и тубе. Дети, которые намерены учиться на трубе - на духовом альте, а будущие тромбонисты - на теноре. Рослых и физически крепких детей с плотными и толстыми губами, следует привлечь к занятиям на баритоне.

Чашеобразные мундштуки альта близки к мундштука трубы. А мундштук тенора идентичен мундштуку тромбона. Тубисту подходит мундштук баритона. Вопрос постановки мундштука на губах в принципе одинаков для всех. Лучшим вариантом считается тот, при котором звукообразования происходит удобно и легко с минимальным контактом мундштука с губами.

Учась на альте, теноре и баритоне, как на переходных инструментах, ученики будут продолжать развитие исполнительских навыков и таким образом вплотную приблизятся к игре на трубе, тромбоне и тубе.

Несмотря на то, что альт, тенор и баритон являются переходными инструментами, необходимо принять во внимание способ формирования амбушюра и такую ​​постановку мундштука, которую будут ставить педагоги на основных инструментах (трубе, тромбоне и тубе). Правильной постановкой мундштука на губах считается такая, при которой угловые части круговой мышцы рта, сближаясь к центру, создают предпосылки для нахождения баланса между давлением мундштука и сопротивлением ему губ.

На каждом уроке педагог должен очень внимательно контролировать положение мундштука на губах и способ формирования амбушюра, чтобы не допустить  ошибок. Сразу после усвоения постановки амбушюра с помощью базингов, можно начать извлечение звука на инструменте. Каждый звук должен быть ясным, четким и понятным. Следует помнить о грудо-брюшном (смешанном) типе дыхания. В результате двухлетнего обучения на медном подготовительном инструменте ученики укрепят губной аппарат, расширят диапазон звучания инструмента, овладеют основными техническими приемами, изучат наиболее распространенные размеры, усвоят основные штрихи и принципы их сочетания. Они также обогатят свое музыкальное мышление и представление о музыке и вплотную подойдут к занятиям на выбранном инструменте.

 

Оценка успеваемости

Труд ученика педагог оценивает дифференцированно в процессе обучения в классе, а также на концертах во время выступлений, на экзаменах и технических  зачетах. Участвуют в таких оценках и специальные комиссии специалистов. Четвертные оценки выставляются на основании текущих. Летние - на основании четвертных с учетом тех, что выставлены на академических концертах, технических  зачетах. Оценки имеют воспитательное значение и могут использоваться как стимул для улучшения работы ученика, как инструмент влияния на него. Однако, этот метод воспитания ученика можно применять, хорошо изучив психику ребенка, чтобы не травмировать ее, а помочь в преодолении поставленных задач. Преподаватель может  умело использовать механизм оценок для воспитания целеустремленности, преодоление трудностей и желание добиться успехов.

Для успешной организации учебного процесса регулярно проводятся такие контрольные мероприятия как академический концерт, открытый академический концерт, итоговый академический концерт, технический зачет, контрольные уроки для учащихся 1-го класса - прослушивание, для учеников выпускных классов- два прослушивания (в первом и втором семестрах) и выпускной экзамен.

В 0-м классе обязательными контрольными мероприятиями являются:

Прослушивание (без оценки) - декабрь

Открытый академический концерт (без оценки) - май.

В 1 классе обязательными контрольными мероприятиями являются:

Прослушивание (без оценки) - декабрь

Итоговый академический концерт - май

В 2-х 5х- классах (6 лет) и в 2-х 7-х классах (8 лет) обязательными контрольным мерами являются:

Академический концерт - декабрь

Технический зачет - по плану работы отдела (школы)

Итоговый академический концерт - май

В 6-х классах (срок обучения 6 лет) 8х классах (срок обучения 8 лет)

обязательными контрольным мероприятиями  являются:

прослушивания (без оценки) - декабрь

прослушивания (без оценки) - апрель

выпускной экзамен - май

Указанные сроки проведения контрольных мероприятий являются ориентировочными. Конкретные сроки определяются (отделами) учебного заведения.

Контрольные мероприятия желательно проводить на концертной эстраде и при наличии публики, что не дает образовываться комплексам связанным со сценическими выступлениями, воспитывает чувство ответственности перед публикой (а не зависимость от оценки) у юного музыканта - исполнителя.

Оценивания учебных достижений учеников происходит по 5-бальной шкале. Определяются 4 уровня учебных достижений: средний (1-3 балла), достаточный (4) и высокий (5 баллов).

Следующие требования к контрольным мероприятиям также ориентировочными.

На выпускном экзамене возможно повторное исполнение произведения из программ, выполненных на предыдущих академических концертах.

Успешное обучение ученика зависит от правильной организации самостоятельных домашних занятий. Преподавателю по специальному инструменту  следует помочь ученику составить расписание по специальности  и музыкально - теоретическому циклу, не допуская перегрузок, которые могли бы отразиться на здоровье ребенка.

Предложенный в данной программе перечень репертуарных произведений по классам является ориентировочным.

Педагог может вносить свои коррективы при составлении индивидуального плана ученика с учетом возможностей ребенка и наличии необходимого нотного материала.

Срок обучения 8 лет

Программа по классу тромбон туба

(Альт, тенор, баритон)

Общие требования

Нулевой класс

Упражнения по овладению инструментом, и исполнительным дыханием.

Первоначальное ознакомление с азами нотной грамоты (в игровой форме).

Репертуар преподаватель подбирает индивидуально согласно особенностей развития ученика.

 

Первый класс

годовые требования

Извлеченкие  звуков первой и малой октавы.

В течение учебного года проработать с учеником: мажорные гаммы, арпеджио в тональностях до 1-го знака (одна октава), 10-12 этюдов и упражнений, 6-8 пьес.

С. Баласанян "Школа игры на трубе"

И Кобец "Начальная школа игры на трубе»

Лысенко "Колыбельная"

Ц. Кюи "Песенка"

 

***

Этюд (на выбор)

С. Баласанян "Школа игры на трубе"

И Кобец "Начальная школа игры на трубе"

А. Лядов "Зайчик"

Обр Лысенко Укр. Нар песня "Дождик"

Д. Шостакович "Колыбельная"

 

 

Второй класс

годовые требования

В течение учебного года проработать с учеником гаммы мажорные и минорные, арпеджио в тональностях до 2-х знаков включительно, 8-10 этюдов, 8-10 пьес, ансамбль.

 

Этюд (на выбор)

С. Баласанян "Школа игры на трубе"

И Кобец "Начальная школа игры на трубе»

М. Глинка "Гудит ветер весьма в поле".

Рус нар песня "Пастушок"

Обр Н. Лысенко укр. нар песня "Ой джигуне, джигуне "

 

***

Этюд (на выбор)

С. Баласанян "Школа игры на трубе"

И Кобец "Начальная школа игры на трубе

Ю. Коложинский "Песня"

В. Калинников "Тень-тень"

Ансамбль П. Майборода

"Белые каштаны"

 

Третий класс

годовые требования

В течение учебного года проработать с учеником гаммы мажорные и минорные, арпеджио в тональностях до 2-х знаков включительно, 10-12 этюдов, 10-12 пьес, ансамбль.

 

Этюд (на выбор)

С. Баласанян "Школа игры на трубе"

И Кобец "Начальная школа игры на трубе

Ж. Арбан "Школа игры на трубе"

Л. Бетховен "Сурок"

Обр В. Косенко Укр нар песня

"Ревет и стонет Днепр широкий"

Обр М. Лысенко "Дощик"

***

 

Этюд (на выбор)

С. Баласанян "Школа игры на трубе"

И Кобец "Начальная школа игры на трубе

Ж. Арбан "Школа игры на трубе"

Обр В. Заремба Укр. нар песня

"Смотрю я на небо"

Обр В. Мухина Чешская нар песня

"Пастушок"

М. Блантер "Колыбельная"

Ансамбль В. Волков "Уж ты Веснушка - весна"

 

 

Четвертый класс

годовые требования

В течение учебного года проработать с учеником гаммы мажорные и минорные, арпеджио в тональностях до 3-х-4-х знаков включительно, 10-12 этюдов, 10-12 пьес, ансамбль.

Этюд (на выбор)

С. Баласанян "Школа игры на трубе"

И Кобец "Начальная школа игры на трубе

Ж. Арбан "Школа игры на трубе"

Ж. Рамо "Менуэт в форме рондо"

Э. Григ "Песня Сольвейг"

И. С. Бах "Буре"

***

Этюд (на выбор)

С. Баласанян "Школа игры на трубе"

И Кобец "Начальная школа игры на трубе

Ж. Арбан "Школа игры на трубе"

Ю. Коложинський "Рондо"

Л. Бокалов "Пути"

М. Глинка "Жаворонок"

 

Пятый класс

годовые требования

В течение учебного года проработать с учеником гаммы мажорные и минорные, арпеджио в тональностях до 5-х-6-х знаков включительно, 10-15 этюдов, 8-10 пьес, ансамбль, оркестровые партии.

Этюд (на выбор)

С. Баласанян "Школа игры на трубе"

И Кобец "Начальная школа игры на трубе

Ж. Арбан "Школа игры на трубе"

Л. Косенко "Скерцино"

Вариации на тему укр.нар.  песни "Журавль"

Н. Римский - Корсаков "Песня Индийского гостя"

***

Этюд (на выбор)

С. Баласанян "Школа игры на трубе"

И Кобец "Начальная школа игры на трубе

Ж. Арбан "Школа игры на трубе"

И. Бобровский "Скерцино"

Рус нар песня "Ноченька"

П. Чайковский "Романс Полины из

оперы Пиковая дама "

Ансамбль. П. Чайковский "Старинная

Французская песенка "

 

Шестой класс

годовые требования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: