Методические рекомендации

Вступление

Учреждения дополнительного образования сферы культуры (школы искусств по видам искусств): школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы согласно Положению, утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016, зарегистрированном в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016, в своей деятельности руководствуются Конституцией и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников – к выбору профессии в области культуры и искусств.

В соответствии с Законом «Об образовании» Донецкой Народной Республики, принятым Постановлением Народного Совета 19.06.2015 (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС), в учреждениях дополнительного образования – школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств.

Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Государственный стандарт предпрофессионального образования в сфере культуры и искусств определяют Типовые учебные планы учреждений дополнительного образования – школ искусств по видам искусств (школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы), утвержденные Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 156-ОД от 28.07.2016 г., и устанавливают требования к содержанию и объему образовательной подготовки учащихся в соответствии с профессиональным направлением.

Пояснительная записка

Учебная программа «Медные духовые инструменты» рассчитана на учащихся учебных заведений дополнительного образования в сфере культуры – школа искусств, музыкальная школа (школы искусств по видам искусств).

Набор детей 12-14 летнего возраста создает препятствия для их музыкально-эстетического, а значит и профессионального развития. Однако, музыкальные школы и школы искусств с 6-летним сроком обучения могут также руководствоваться этими программами, увеличивая нагрузку учащихся в младших классах.

Программы предусматривают набор детей в класс валторны и трубы с 7-8 лет, а тромбона и тубы с 8-9 лет. К классам тромбона и тубы желательно принимать рослых, крепких ребят.

Обучение состоит из 3-х ступеней: переход с одного на другой осуществляется в соответствии с индивидуальными особенностями и творческих возможностей учеников.

I- 1-3 классы (7-9 лет): обучение на альте

II- 4-5 классы (10-11 лет) обучение на подготовительных духовых инструментах: альт, тенор, баритон

III- 6-8 классы (12-14 лет): выбраны учащимися инструменты: тромбон, труба, туба

 

Методические рекомендации

I-III класс

Отобранные для обучения на медных духовых инструментах дети не сразу начнут осваивать выбранный инструмент. К этому надо пройти четырех-пятилетний  путь специальной подготовки на переходных, более легких инструментах (альт, тенор).

В этом возрасте организм детей еще не настолько окреп, чтобы выдержать нагрузки при обучении игре на медном инструменте: трубе, тромбоне, тубе. Поэтому возникает необходимость изучения органов, составляющих исполнительный аппарат музыканта. Следует установить, хотя бы ориентировочно, в каком состоянии находится губной аппарат ученика, выяснить возможности использования дыхания и силы звука. Тогда преподаватель сможет определить наиболее эффективный метод работы с тем или иным учеником. Иначе физическая незрелость организма ребенка сказывается во всех деталях  и, прежде всего, в развитии губного аппарата (амбушюра). Здесь не помогут общие физические возможности, поскольку ребенок постоянно будет чувствовать нагрузки нервно-мышечной системы в мышцах губ.

Педагог обязан с первого урока заниматься с учениками так, чтобы при активной работе  мышц брюшного пресса создавалась  опорная позиция в области диафрагмы. Создание игровой опоры - первейшая задача, поскольку дальнейшее обучение будет связано только с этим процессом. Для закрепления навыков опорного дыхания надо выработать автоматизм его действия.

Надо всегда помнить, что на духовом инструменте, из-за неумения пользоваться дыханием, звуки, как правило, в конце своей протяженности затухают. Создается впечатление обрыва мелодической линии. Отсюда следует, что чем лучше подготовлен ученик, тем отчетливее он видит этот недостаток.

Рассматривая далее процесс творческого отношения к музыке, следует остановиться на подготовке учащихся к выступлению. Надо сделать все, чтобы внимание малыша не распылялось и не допустить равнодушного исполнения. Конечно, определенная стандартизация в его игре иметь место, поскольку выход на сцену  становится для учащегося  новым, значительным событием. Может случиться, что все старания педагога не достигнут цели из-за повышенной возбудимость нервной системы ученика. Но контролировать и направлять его - задача педагога.

Рекомендуется придерживаться такого плана:

1) медленно проигрывать все произведение

2) если не удается технический эпизод, следует проигрывать его в медленном темпе несколько раз.

3) в день выступления надо поберечь физические силы, не искушать себя развлечениями

4) одеваться следует в более свободную одежду, надевать более свободную обувь. Незначительное, казалось бы, сжатие какой-то части тела вызывает раздражение, и, следовательно, ученик отвлекается от главной задачи.

Только при условии соблюдения всего вышесказанного можно считать, что психологическая подготовка ученика какой-то степени будет проведена.

На усмотрение педагога, как подготовительный инструмент может использоваться альт, тенор.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: