Роль транспорта, его виды

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ОП.05 ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

 

 

2019

 

Содержание

Предисловие 3
Введение 4
   
   
   
Тема 1.ПУТЬ И ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО 9
Тема 1.1. Основные сведения о трассе, плане и продольном профиле линии. 9
Тема 1.2 Устройство земляного полотна. Искусственные сооружения 11
Тема1. 3 Верхнее строение железнодорожного пути 17
Тема 1.4 Стрелочные переводы 21
   
Тема 2 ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ 23
Тема 2.1 Общие сведения о локомотивах. Локомотивное хозяйство 23
Тема 2.2 Назначение и основные типы вагонов. Вагонное хозяйство 27
   
Тема.3 РАЗДЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ 32
Тема 3.1 Назначение и классификация раздельных пунктов. Специальные и станционные пути 32
Тема 3.2 Маневровая работа на станциях. Скорости при маневрах 35
Тема 3.3 Технологический процесс работы станции. Техническо-распорядительный акт станции 36
   
Тема 4 ХОЗЯЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ 38
Тема 4.1 Назначение устройств автоматики и телемеханики. Назначение и классификация сигналов 38
Тема 4.2 Устройства СЦБ на перегонах 40
Тема 4.3 Устройства СЦБ на станциях 43
Тема 4.4 Виды связи 46
   
Тема 5 ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК И ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 47
Тема 5.1 Виды и планирование грузовых перевозок 47
Тема 5.2 Руководство и порядок движения поездов. 49
Тема 5.3 Пропускная и провозная способность железнодорожной линии 51
   
Тема 5.4МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 52
Тема 5.5МЕТРОПОЛИТЕНЫ 54
Глоссарий 57
Список использованной литературы 65

 

 

Предисловие

Ведущее место в единой транспортной системе РК занимают железные дороги. Они имеют важное государственное, народнохозяйственное и оборонное значение. От железных дорог требуется своевременное и полное удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в перевозках.

Железные дороги располагают различными инженерными сооружениями, техническими устройствами и средствами, основными из которых являются железнодорожный путь, подвижной состав (локомотивы и вагоны), сооружения локомотивного и вагонного хозяйств, сооружения и устройства сигнализации, связи и вычислительной техники, железнодорожные станции и узлы.

Многоотраслевое хозяйство железнодорожного транспорта представляет собой огромный конвейер, бесперебойная и безаварийная работа которого требует взаимно увязанной и слаженной работы всех его звеньев. Для того, чтобы с наибольшей эффективностью направить свои усилия на совершенствование перевозочного процесса, каждому работнику железнодорожного транспорта надо не только знать свою специальность, но и иметь необходимые знания и представление о других смежных отраслях железнодорожного транспорта. Этой цели служит дисциплина Общий курс железных дорог, в основе которого лежит принцип взаимодействия и слаженности всех хозяйств и подразделений железнодорожного транспорта.

Дисциплина Общий курс железных дорог является введением в специальность, так как обучающиеся изучают ее перед тем, как приступить к освоению специальных дисциплин.

Основной задачей дисциплины Общий курс железных дорог является изучение комплекса устройств, технического оснащения, технико-экономических показателей, основ строительства и эксплуатации железных дорог и взаимодействия их с другими видами транспорта. В результате изучения этой дисциплины обучающиеся получают цельное представление о железнодорожном транспорте, взаимосвязи его отраслей и о роли избранной ими специальности в работе железных дорог.

Введение

Цель: Дать понятие о роли железнодорожного транспорта в народном хозяйстве. Изучить организацию управления железнодорожным транспортом, виды габаритов.

 

План:

1. Роль транспорта, его виды

2. История развития железнодорожного транспорта

3. Габариты

 

Роль транспорта, его виды

 

Жизнь современного общества невозможна без развития транспорта. Народное хозяйство представляет собой единый комплекс, размещенный на огромной территории. Без помощи транспортной сети при современных объемах производства невозможно обеспечить это экономическое единство, выражающееся в эффективном хозяйственном сотрудничестве отдельных его частей.

Развитие транспорта тесно связано с развитием народного хозяйства, размещение отдельных промышленных комплексов влияет на строительство и расширение транспортной сети, зачастую экономически целесообразно строить новые промышленные комплексы с учетом имеющихся транспортных связей.

От развития производительных сил и степени развития каждого вида транспорта, его экономичности для перевозок зависит и доля его участия в общих перевозках.

Транспорт разделяют на магистральный и промышленный. Магистральный транспорт как отрасль материального производства обеспечивает транспортно-экономические связи между экономическими районами, отраслями народного хозяйства, предприятиями и т.д., возникающие в процессе воспроизводства. К магистральному транспорту, входящему в состав единой транспортной системы, обычно относят железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Промышленным транспортом являются все внутренние коммуникации предприятий, строек, и т.п., т.е. железнодорожные подъездные, межцеховые и внутрицеховые пути, автомобильные, подвесные и канатные дороги, монорельсовые пути, трубопроводы и др. Промышленный транспорт обеспечивает перемещение предметов, орудий труда и работников предприятий. В ряде отраслей промышленности, например, при добыче угля, торфа, руды, производстве многих строительных материалов, перемещение орудий труда является основой технологии производства.  

Транспортная система представляет собой большой и сложный народнохозяйственный комплекс, размещенный на всей территории республики. Транспортное хозяйство насчитывает вокзалы, грузовые дворы, локомотивные депо, морские и речные порты, пристани и перевалочные базы, аэропорты и другие устройства, необходимые для нормальной работы различных видов транспорта.

Транспорт – одна из важнейших отраслей материального производства. Он является частью производственного процесса всех отраслей хозяйства и заканчивает его доставкой продукции к месту потребления. Транспорт в процессе производства не создает нового вещественного продукта, а производит пространственное перемещение, представляющее собой продукцию транспорта.

Роль и значение железнодорожного транспорта в жизни страны и общей работе транспорта определяется следующими свойствами и особенностями:

- независимость его работы от климатических условий, погоды, времени года и суток, что обеспечивает возможность осуществления регулярной, равномерной и бесперебойной работы по перевозке грузов и пассажиров;

- высокая провозная способность железных дорог;

- способность осваивать массовые потоки грузов и пассажиров;

- как правило, более короткий путь движения грузов и пассажиров и сравнительно невысокая себестоимость перевозок, особенно при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния;

- наличие непрерывной рельсовой связи с подавляющим большинством промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

- возможность сооружения железных дорог на любой сухопутной территории.

Планирование и распределение перевозок производят с учетом особенностей, технических возможностей, преимущества и экономической целесообразности использования каждого вида транспорта. Согласованная работа всех видов транспорта обеспечивается единым планом перевозочной работы.

Грузооборот представляет собой сумму произведений количества перевезенных грузов на соответствующее расстояние их перевозки и выражается в тонно-километрах, пассажирооборот – сумму произведений числа пассажиров на соответствующее расстояние их перевозки, измеряется в пассажиро-километрах.   

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: