Процесс регистрации и поселения гостя состоит из предрегистрационной деятельности; оформления регистрационной записи; определения номера и тарифа; установления вида расчета; выдачи ключей от номера; сопровождения гостя в номер.
Гостиницы высокого класса часто предлагают такой вид услуги, как встреча в аэропорту или на железнодорожном вокзале. О такой встрече, как правило, договариваются при бронировании. Предрегистрционная деятельность заключается в оформлении регистрационной карточки, бухгалтерских бланков до приезда гостя на основе имеющейся информации о личности и предпочтениях гостя из его заявки на бронь. В неавтоматизированных гостиницах задачи предрегистрации выполняются вручную, в компьютеризированных — автоматическим процессом. Правда, последнее чревато риском незаселения некоторой части заранее распределенных номеров (отказ от брони), но экономия времени регистрации прибывающих гостей обычно компенсирует работу, связанную с отказами.
Предрегистрация предоставляет возможность ускорить в последующем процесс регистрации. Так, постоянному клиенту гостиницы, прибывающему самолетом, может быть выслан автомобиль, водитель которого владеет соответствующей информацией и может предложить гостю подписаться под заранее заполненной анкетой, попросить представить кредитную карту, выдать ключи от номера — и все это еще до прибытия в гостиницу.
Прибыв в гостиницу, клиент должен зарегистрироваться. Продолжительность регистрации зависит от того, какой гость прибыл в гостиницу — предварительно забронировавший номер или нет. Поселение по брони в гостиницах, где организован автоматизированный учет, занимает всего несколько минут, так как практически вся необходимая информация указана в предварительной заявке.
100
Процесс регистрации без предварительного заказа длится несколько дольше, при этом администратор и гость должны обсудить такие вопросы, как стоимость номера, сроки размещения, порядок оплаты. Если стороны приходят к взаимному согласию, то исполнитель обязан заключить с потребителем договор на оказание услуг.
Для этого гость обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность. Сделать это он обязан в соответствии с п. 14 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, которое гласит: «Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность».
Так как гостиничная деятельность представляет собой процесс оказания услуги, то при работе с физическими лицами (гражданами) используются бланки строгой отчетности.
Чтобы правильно организовать бухгалтерский и налоговый учет в любой гостинице, бухгалтеру следует особое внимание уделить формам первичного учета, которые вместе с краткими указаниями по их применению и заполнению утверждены приказом Минфина РФ от 13.12.1993 № 121 «Об утверждении форм документов строгой отчетности». Этот приказ содержит формы документов строгой отчетности (на изготовление и продажу таких бланков лицензия не требуется), которые применяются всеми гостиницами независимо от их организационно-правовой формы.
Клиент по прибытии должен заполнить анкету по форме № 1 -Г (приложение 5), что свидетельствует о заключении договора между клиентом и гостиницей. Администратор следит за тем, чтобы постоялец правильно проставил дату заселения, отбытия, указал свой домашний адрес. Ведь любые неточности осложнят, например, возврат забытых вещей в номере, получение оплаты, если гость выехал, не заплатив за предоставленные услуги. Неверно указанная дата выезда может привести в дальнейшем к простою номера, а если гость планирует остаться дольше, номер может быть продан, что в результате приведет к конфликту между администрацией и проживающим.
Граждане, прибывшие в командировку, на совещание, конференцию или сборы, заполняют анкету по форме № 1-Г в одном экземпляре, остальные — в двух.
Ознакомившись с правилами проживания, пожарной безопасности, паспортом номера (прайс-лист, содержащий информацию о стоимости мебели и инвентаря номера, которая возмещается гостем в
101
случае утери или порчи) и заполнив анкету, гость подписывает ее, тем самым заключая договор с гостиницей на оказание услуг.
Администратор сверяет данные анкеты и документа, удостоверяющего личность гостя, вписывает в анкету номер комнаты, дату и время прибытия и подписывает ее. После проверки личные документы возвращаются владельцам.
Для хранения одного из экземпляров анкет и работы с ним у администратора должны быть две картотеки. В первой — «действующей» — хранятся анкеты на лиц, проживающих в гостинице, во второй — «накопительной» — на лиц, выбывших из гостиницы в течение месяца. По завершении календарного месяца анкеты из «накопительной» картотеки изымаются и упаковываются в специальные конверты (строго в алфавитном порядке), которые переносятся в «архивную» картотеку, где хранятся в течение года, а затем уничтожаются.
Все картотеки не должны иметь свободного к ним доступа, а ответственность за сохранность анкет возлагается на руководителя гостиницы.
Анкеты в картотеках расставляются в алфавитном порядке.
Вторые экземпляры анкет дежурные администраторы в течение суток после их заполнения пересылают с курьером в Центральное адресное справочное бюро (ЦАСБ) ГУВД города. В службе приема и размещения ведется специальный журнал учета регистрационных форм и передачи их в ЦАСБ, где указывается дата, количество передаваемых документов, регистратор ставит свою подпись. Сотрудник ЦАСБ при получении документов сверяет их количество, правильность заполнения, ставит свою подпись в журнале и возвращает его представителю гостиницы. Курьер обязан получить в ЦАСБ ГУВД города отметку должностного лица о приеме анкет. Передача учетных документов в ЦАСБ ГУВД должна производиться гостиницей ежедневно.
Проверив данные анкеты, администратор выписывает разрешение на поселение — документ, подтверждающий право гостя на заселение. Приводим примерную форму такого документа.