История изучения конфликта. Понятие, структура

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной психологии и конфликтологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Конфликтология»

на тему:

«Кто получает выгоду в международных конфликтах»

 

Выполнил:

Студент 1 курса 37.03.02-13

Коростелева Полина Александровна

Преподаватель:

 

 

Ижевск 2020

Аннотация

«Любая система разрушается изнутри неуправляемыми конфликтами»

 

Содержание

 

Введение

1.1. Обоснование актуальности и формулирование проблемы

1.2. Цели и задачи

Основная часть

2.1. История изучения конфликта. Понятие, структура

2.2. Конфликт в международных отношениях: причины, типы, источники международных конфликтов

2.3. Фазы конфликта

2.4. Виды международных конфликтов

2.5. Урегулирование международных конфликтов

Кто получает выгоду в международном конфликте?

Выводы

Заключение

Список литературы

Введение

Обоснование актуальности и формулирование проблемы исследования

С начала существования мира проблема войны, завоевании преследует мир. Множество государств ввели между собой кровопролитные войны. Еще античными философами было замечено, что в войнах лежат противоречия, разные взгляды и столкновение интересов. В современном мире эта проблема тоже актуальна, только сейчас проблему войны можно рассматривать в разных науках и дисциплинах. 

В своей работе я хочу рассмотреть войну в рамках политического конфликта. Не существует таких отношений, в которых возможно было бы полностью избежать конфликтных ситуаций. Люди вступают в конфликты везде: на дороге, в магазине, на работе, дома. Очень часто конфликты происходят и на мировой сцене. Обычно от таких конфликтах страдает мирное население.

В любом конфликте есть положительные и отрицательные стороны. Если говорить о международных конфликтах, то здесь есть победители и проигравшие. Часто бывает так, что выгоду в конфликте получают третий лица.

Цели и задачи

Цель: узнать, кто будет получать выгоду в международных конфликтах.

Объект: конфликты разного уровня.

Предмет: общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликта.

Задачи:

1. Изучить как конфликт и конфликтология развивалась с древних времен.

2. Природа конфликта, какая классификация конфликтов существует.

3. Узнать виды международных конфликтов.

4. Какие конфликты существуют в современном мире на политической арене.

5. Определить, кто получает выгоду в международных конфликтах.

6.  Возможно, ли решать конфликты, не прибегая к войне.

 

 

Основная часть

История изучения конфликта. Понятие, структура

Конфликтология как наука сформировалась недавно, но она помогает выбрать способ поведения в сложных ситуациях, адекватно реагировать на действия окружающих людей на работе, дома, на отдыхе. Умение анализировать причины и динамику конфликтов, знание правил поведения в конфликтных ситуациях необходимы каждому человеку, поскольку являются важными условиями гармонизации человеческих отношений.

Конфликт уже долгое время находится в центре внимания зарубежных ученых. Исследования в этой области прошли путь от полного игнорирования данного понятия до оценки конфликтов как важного и ценного явления, от крайне незначительного внимания к нему со стороны струк­турно-функциональных аналитиков до попыток создания особой дисциплины — социологии конфликта. В некоторых исследованиях духовным отцом теории конфликтов назван Гераклит, встречаются ссылки на Сократа и Платона. Достаточно часты ссылки на Гегеля, и исследователи обращаются к его учению о противоречиях и борьбе противоположностей. Начало современным теориям конфликта положили ис­следования ряда ученых в начале XX в.: немецкого социолога Г. Зиммеля, австрийского социолога Л. Гумпловича и американских — Л. Смолла и У. Самнера. Наиболее известен Г. Зиммель, который рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности.

Г. Зиммель предполагает, что возникающие  внутри группы враждебные чувства скорее получают свое выражение, если люди сознают стабильность своего положения, свою безопасность. В таком случае конфликты наиболее вероятны. Напротив, если взаимоотношения таковы, что их участники должны бояться их распада, тогда при возникновении конфликта они всячески будут пытаться подавлять и вытеснять враждебные чувства, побуждающие к конфликтам. Г. Зиммелю же принадлежит предположение, что эффективное средство сдерживания конфликта — сопоставление сил, но это возможно чаще всего уже в самом конфликте.

 

Этапы развития конфликтологии в России.

В нашей стране теории конфликтов были мало известны, т. к. зарубежные ученые считали теорию классовой борьбы одной из составляющих конфликтной модели общества, частью социальных конфликтов, а некоторые отрицали научно материалистическое содержание марксизма. 

 В большинстве теорий противоречия и конфликты считались следствием борьбы за существование. В развитии отечественной же конфликтологии можно выделить три этапа. 

I этап — до 1924 г. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление. II этап — 1924—1989 гг. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а затем одиннадцати наук, но меж­дисциплинарных исследований практически нет, хотя интенсивность исследований постепенно увеличивается. Этот этап включает четыре фазы. 

 Первая фаза — 1924—1934 гг. Появляются первые работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии. 

Вторая фаза— 1935—1948 гг.— характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с войной и обстановкой в стране в целом.

 Третья фаза — 1949—1972 гг. В этот период ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследование конфликта как самостоятельного явления начинается в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Четвертая фаза — 1973—1989 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них 3 — по искусствоведению и по одной — по математике и педагогике.

III этап — 1990 — настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельное учение, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 165 до 290 в год), ежегодно защищается от 1 до 4 докторских диссертаций, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов. 

Что такое конфликт? Конфликт – это форма проявления противоречия, неразрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, которое возникает в ситуации непосредственного, противоположно выбранными целями образами конфликтной ситуаций, направленная на  разрешения или снятия противоречии.

Анализируя структуру конфликта, Л. А. Петровская выделяет следующие основные понятия: «стороны (участники) конфликта», «условия протекания конфликта», «образы конфликтной ситуации», «возможные действия участников конфликта», «исходы конфликтных действий».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: