МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социальной психологии и конфликтологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Конфликтология»
на тему:
«Кто получает выгоду в международных конфликтах»
Выполнил:
Студент 1 курса 37.03.02-13
Коростелева Полина Александровна
Преподаватель:
Ижевск 2020
Аннотация
«Любая система разрушается изнутри неуправляемыми конфликтами»
Содержание
Введение
1.1. Обоснование актуальности и формулирование проблемы
1.2. Цели и задачи
Основная часть
2.1. История изучения конфликта. Понятие, структура
2.2. Конфликт в международных отношениях: причины, типы, источники международных конфликтов
2.3. Фазы конфликта
2.4. Виды международных конфликтов
2.5. Урегулирование международных конфликтов
Кто получает выгоду в международном конфликте?
Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
Обоснование актуальности и формулирование проблемы исследования
С начала существования мира проблема войны, завоевании преследует мир. Множество государств ввели между собой кровопролитные войны. Еще античными философами было замечено, что в войнах лежат противоречия, разные взгляды и столкновение интересов. В современном мире эта проблема тоже актуальна, только сейчас проблему войны можно рассматривать в разных науках и дисциплинах.
В своей работе я хочу рассмотреть войну в рамках политического конфликта. Не существует таких отношений, в которых возможно было бы полностью избежать конфликтных ситуаций. Люди вступают в конфликты везде: на дороге, в магазине, на работе, дома. Очень часто конфликты происходят и на мировой сцене. Обычно от таких конфликтах страдает мирное население.
В любом конфликте есть положительные и отрицательные стороны. Если говорить о международных конфликтах, то здесь есть победители и проигравшие. Часто бывает так, что выгоду в конфликте получают третий лица.
Цели и задачи
Цель: узнать, кто будет получать выгоду в международных конфликтах.
Объект: конфликты разного уровня.
Предмет: общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликта.
Задачи:
1. Изучить как конфликт и конфликтология развивалась с древних времен.
2. Природа конфликта, какая классификация конфликтов существует.
3. Узнать виды международных конфликтов.
4. Какие конфликты существуют в современном мире на политической арене.
5. Определить, кто получает выгоду в международных конфликтах.
6. Возможно, ли решать конфликты, не прибегая к войне.
Основная часть
История изучения конфликта. Понятие, структура
Конфликтология как наука сформировалась недавно, но она помогает выбрать способ поведения в сложных ситуациях, адекватно реагировать на действия окружающих людей на работе, дома, на отдыхе. Умение анализировать причины и динамику конфликтов, знание правил поведения в конфликтных ситуациях необходимы каждому человеку, поскольку являются важными условиями гармонизации человеческих отношений.
Конфликт уже долгое время находится в центре внимания зарубежных ученых. Исследования в этой области прошли путь от полного игнорирования данного понятия до оценки конфликтов как важного и ценного явления, от крайне незначительного внимания к нему со стороны структурно-функциональных аналитиков до попыток создания особой дисциплины — социологии конфликта. В некоторых исследованиях духовным отцом теории конфликтов назван Гераклит, встречаются ссылки на Сократа и Платона. Достаточно часты ссылки на Гегеля, и исследователи обращаются к его учению о противоречиях и борьбе противоположностей. Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда ученых в начале XX в.: немецкого социолога Г. Зиммеля, австрийского социолога Л. Гумпловича и американских — Л. Смолла и У. Самнера. Наиболее известен Г. Зиммель, который рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности.
Г. Зиммель предполагает, что возникающие внутри группы враждебные чувства скорее получают свое выражение, если люди сознают стабильность своего положения, свою безопасность. В таком случае конфликты наиболее вероятны. Напротив, если взаимоотношения таковы, что их участники должны бояться их распада, тогда при возникновении конфликта они всячески будут пытаться подавлять и вытеснять враждебные чувства, побуждающие к конфликтам. Г. Зиммелю же принадлежит предположение, что эффективное средство сдерживания конфликта — сопоставление сил, но это возможно чаще всего уже в самом конфликте.
Этапы развития конфликтологии в России.
В нашей стране теории конфликтов были мало известны, т. к. зарубежные ученые считали теорию классовой борьбы одной из составляющих конфликтной модели общества, частью социальных конфликтов, а некоторые отрицали научно материалистическое содержание марксизма.
В большинстве теорий противоречия и конфликты считались следствием борьбы за существование. В развитии отечественной же конфликтологии можно выделить три этапа.
I этап — до 1924 г. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление. II этап — 1924—1989 гг. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а затем одиннадцати наук, но междисциплинарных исследований практически нет, хотя интенсивность исследований постепенно увеличивается. Этот этап включает четыре фазы.
Первая фаза — 1924—1934 гг. Появляются первые работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.
Вторая фаза— 1935—1948 гг.— характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с войной и обстановкой в стране в целом.
Третья фаза — 1949—1972 гг. В этот период ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследование конфликта как самостоятельного явления начинается в философии, педагогике, исторических и политических науках.
Четвертая фаза — 1973—1989 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них 3 — по искусствоведению и по одной — по математике и педагогике.
III этап — 1990 — настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельное учение, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 165 до 290 в год), ежегодно защищается от 1 до 4 докторских диссертаций, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов.
Что такое конфликт? Конфликт – это форма проявления противоречия, неразрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, которое возникает в ситуации непосредственного, противоположно выбранными целями образами конфликтной ситуаций, направленная на разрешения или снятия противоречии.
Анализируя структуру конфликта, Л. А. Петровская выделяет следующие основные понятия: «стороны (участники) конфликта», «условия протекания конфликта», «образы конфликтной ситуации», «возможные действия участников конфликта», «исходы конфликтных действий».