Тест: Современное эволюционное учение

Выберите правильный ответ:

Борьба за существование это -

а) соперничество между особями одного вида

б) соперничество между особями разных видов

в) борьба с неблагоприятными условиями

2. Какой фактор обеспечивает возникновение нового генетического материала в популяции:

а) наследственная изменчивость

б) естественный отбор

в) борьба за существование

3.Примером мимикрии служит:

а) окраска божьей коровки

б) окраска осы

в) окраска мухи журчалки

4.К формам Е.О. относится:

а) движущий отбор

б) стабилизирующий отбор

в) половой отбор

5. Темная окраска крыльев бабочки березовой пяденицы в Лондоне это результат –

а) бабочка темнеет от копоти и пыли

б) темные бабочки устойчивы к загрязнению

в) темные бабочки менее заметы на стволах загрязненных берез

6.Виды адаптаций:

а) морфологические

б) поведенческие

в) стабилизирующие

Покровительственная окраска это-

а) прозрачное тело

б) на теле есть яркие контрастные полосы или пятна

в) окраска по принципу противотени

г) яркая окраска тела

8. Мимикрия это –

а) подражание по окраске одних особей другим

б) подражание неживым предметам

в) отбор приспособленных организмов

Поведенческая адаптация это-

а) затаивание

б) выработка ядов

в) накапливание ядов

г) забота о потомстве

 

10.Установите соответствие между характеристикой Е.О. и его формой:

А-Движущий отбор

Б- Стабилизирующий отбор

1. устраняются особи с установившейся нормой реакцией

2.сохраняются особи с новыми признаками

3. устраняются особи с отклонениями от нормы реакции

4.проявляется в постоянных условиях среды

5.проявляется в новых условиях среды

1 2 3 4 5

Самостоятельная работа «Главные направления эволюции»

Цель: закрепить теоретические знания по теме, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

Задание: Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика главных направлений эволюции»

Главные направления  Чем характеризуются Примеры
Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация    

Инструкция по выполнению работы:

1.Прочитайте в учебнике параграф по теме.

2.Заполните таблицу.

3. Вывод.

 

 

Самостоятельная работа «Пример ароморфоза»

Цель: закрепить теоретические знания по теме, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

Задание: Заполнить таблицу «Кровеносная система позвоночных»

Класс позвоночных Количество камер в сердце Количество кругов кровообращения Характеристика крови протекающей через сердце
Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие      

Инструкция по выполнению работы:

 

1.Прочитайте в учебнике параграф по теме.

2.Заполните таблицу.

3. Вывод.

ТЕМА 6  «Происхождение человека»

Самостоятельная работа «Антропогенез»

Цель: закрепить теоретические знания по теме, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

Задание: Заполнить таблицу «Движущие факторы антропогенеза»

Факторы антропогенеза Их роль
Биологические Социальные  

Инструкция по выполнению работы:

1.Прочитайте в учебнике параграф по теме.

2.Заполните таблицу.

3. Вывод.

 

Самостоятельная работа «Человеческие расы»

Цель: закрепить теоретические знания по теме, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

Задание: Заполнить таблицу «Характеристика больших человеческих рас»

Характерные особенности Негроидная Европеоидная Монголоидная
Цвет кожи Цвет волос Форма волос Форма носа Разрез глаз Первоначальный ареал      

Инструкция по выполнению работы:

1.Прочитайте в учебнике параграф по теме.

2.Заполните таблицу.

3. Вывод.

ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

 

У кого есть язык (язычок), но нет рта?

(У колокола, у ботинка, у пламени)

У кого есть горлышко, но нет шейки?

(У бутылки, у графина)

У кого есть зубы, но нет языка и рта?

(У пилы, у расчёски, у шестерёнки)

У кого есть ушко, но нет головы?

(У иголки)

У кого есть кисти, но нет рук?

(У винограда, у рябины)

У кого есть спинка, но нет животика?

(У стула, у дивана)

У кого есть ножки, но нет ручек и головы?

(У стола, у табуреток, у дивана)

У кого есть ручки, но нет ножек?

(У дверей, у окон, у чашек и кружек)

У кого есть нос (носик), но нет лица?

(У корабля, у чайника)

У кого есть лицо, но нет головы?

(У ткани, у одежды)

У кого есть рёбра, но нет позвоночника?

(У куба, у призмы, у пирамиды)

У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек?

(У спички, у булавки, у луковицы)

У кого есть почки, но нет желудка и печени?

(У дерева)

У кого есть косточки, но нет скелета?

(У абрикоса, у вишен, у сливы и пр.)

Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра?

(Цветы ноготки, иначе - календула)

Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают?

(Цветы Анютины глазки)

У кого голос есть, а головы и тела нет?

(У эха)

У кого нет ни кулаков, ни бицепсов, а любого силача с ног свалит?

(У сна)

Из какой чашечки невозможно пить?

(Из коленной чашечки)

Кто без языка говорит и поёт?

(Радио, магнитофон)

Кто бежит без ног?

(Река, ручей, время)

Без рук, без ног, а двери и окна открывает, деревья ломает, шапки срывает? (Ветер)

Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывёт?

(Облака)

Кто без глаз, а слезами плачет?

(Туча, облако, сосулька, свеча.)

Кто не имеет ни лёгких, ни жабр, а дышит и вздыхает?

(Тесто)

У кого есть усы, но нет лица?

(У клубники, огурцов, кабачков)

Контрольная работа
по теме «Происхождение человека»

Цель: проверить уровень усвоения программного материала по теме «Происхождение человека»


Вариант

1. Ученый, который первым написал, что человек произошел от обезьяноподобных предков:

  1. Ч. Дарвин,
  2. Ж. Б. Ламарк,
  3. К. Линней,
  4. Т. Р. Мальтус

 

2. Доказательство происхождения чело­века от животных:

1. морфологическое сходство с млекопи­тающими,

2. способность передавать информацию,

3. мышление,

4. способность изготавливать орудия тру­да.

 

3. Рудимент человека:

  1. аппендикс,
  2. хвостатость,
  3. многососковость,
  4. резко выраженное оволосение лица и тела.

 

4Прародина человека:

  1. Австралия,
  2. Южная Америка,
  3. Юго-Западная Европа,
  4. Восточная Африка.

 

 

5. Предки человека, жившие в эпоху вели­кого оледенения:

  1. питекантропы,
  2. австралопитеки,
  3. неандертальцы,
  4. кроманьонцы.

 

6. Устная речь в эволюции впервые появи­лась у:

1. питекантропа,

2. архантропа,

3. палеоантропа

4. неоантропа.

 

7. Фактор, способствующий формированию членораздельной речи:

  1. появление орудий труда,
  2. развитие подбородочного выступа,
  3. увеличение объема ротовой полости,
  4. дифференцировка зубной системы.

 

8. Процесс исторического развития человека:

1. онтогенез,

2. филогенез,

3. эмбриогенез,

4. антропогенез.

 

9. Важнейший социальный фактор эволюции человека:

1. речь,

2. общественный образ жизни,

3. труд,

4. мышление.

 

10. Общий предок человека и человекообразных обезьян:

1. дриопитек,

2. австралопитек,

3. человек умелый,

4. питекантроп.

 

11. Причина генетического разнообра­зия популяций современного человека:

1. отсутствие изоляции,

2. действие мутационного процесса,

3. увеличение продолжительности жизни,

4. улучшение бытовых условий.

 

12. Время появления древних людей:

1. 2 млн — 500 тыс. лет назад,

2. 500—150 тыс. млн лет назад,

3. 200—100 тыс. лет назад,

4. 40 тыс. лет назад.

13. Признак человека, являющийся про­явлением закона гомологических рядов наследст­венной изменчивости:

1. противопоставление большого пальца кисти,

2. прямохождение,

3. мышление,

4. синдром Дауна.

 

14. Анатомический признак человека, связанный с прямохождением:

  1. дифференцированная зубная система,
  2. пружинящая стопа,
  3. слабое развитие надбровных дуг,
  4. подбородочный выступ.

 

15. Анатомическая особенность, появив­шаяся у предков человека в связи с широким ис­пользованием огня, животной пищи и ее термиче­ской обработкой:

1. дифференцированные зубы,

2. длинная тонкая кишка,

3. подвижные мясистые губы,

4. развитый подбородочный выступ.

 

16. Для эволюции человека характерно:

1. преобладание биологических факторов над социальными,

2. преобладание социальных факторов над биологическими,

3. единство действия биологических и со­циальных факторов,

4. независимое действие биологических и социальных факторов.

 

17. Стадия кроманьонца в эволюции че­ловека соответствует:

  1. архантропу,
  2. протоантропу,
  3. неоантропу,
  4. палеоантропу.

 

18. Впервые использовали огонь в своей деятельности:

1. Homo sapiens neandertalensis,

2. Homo sapiens sapiens,

3. Homo erectus,

4. Homo habilis.

 

19. Эволюционным фактором, оказываю­щим в настоящее время наибольшее влияние на эволюцию современного человека, является:

  1. дрейф генов,
  2. изоляция,
  3. борьба за существование,
  4. естественный отбор.

 

20. Основной предпосылкой эволюции человека следует считать:

1. прямохождение,

2. трудовую деятельность,

3. использование руки,

4. речевое общение.

Вариант 2

 

 

1. Ученый, чье учение легло в основу те­ории социального дарвинизма:

1. Ж. Б. Ламарк,

2. Т. Р. Мальтус,

3. Ч. Дарвин,

4. А. Р. Уоллес.

 

2. Доказательство происхождения чело­века от животных:

  1. способность к абстрактному мышле­нию,
  2. большой объем мозга,
  3. наличие рудиментов и атавизмов,
  4. общественный образ жизни.

 

3. Атавизм человека:

1. складка в уголке глаза,

2. обильный волосяной покров,

3. аппендикс,

4. копчиковая кость.

 

4. Болезнь современных людей, проис­хождение которой связано с прямохождением:

1. гипертоническая болезнь,

2. близорукость,

3. варикозное расширение вен ног,

4. желчнокаменная болезнь.

5. Предковая форма человека, занимаю­щая промежуточное положение между обезьянами и древнейшими людьми:

1. питекантропы,

2. австралопитеки,

3. неандертальцы,

4. кроманьонцы.

 

6. Человек умелый, изготавливающий первые каменные орудия,

относится к:

  1. архантропам,
  2. палеоантропам,
  3. неоантропам,
  4. парапитекам.

 

7. Фактор (факторы), оказывающий на­ибольшее влияние на биологическую эволюцию современного человека:

1. естественный отбор,

2. изоляция,

3. волны численности,

4. дрейф генов.

 

8. Первые примитивные орудия учились изготавливать:

1. австралопитеки,

2. Homo habilis (человек умелый),

3. древнейшие люди,

4. древние люди.

 

9. От преимущественно биологической эволюции к преимущественно социальной шли:

  1. кроманьонцы,
  2. синантропы,
  3. неандертальцы,
  4. питекантропы.

 

10. Эра, в которую происходил генез:

  1. мезозой,
  2. кайнозой,
  3. палеозой,
  4. протерозой.

 

11. Искусство впервые появилось у людей:

1. древних,

2. Homo habilis (человек умелый),

3. древнейших,

4. современных.

 

12. Один из социальных факторов эволюции человека:

1. направленная деятельность (труд),

2. естественный отбор,

3. наследственная изменчивость,

4. борьба за существование.

 

13. К древнейшим людям относятся:

  1. неандертальцы,
  2. кроманьонцы,
  3. питекантропы,
  4. австралопитеки.

 

14. К родоплеменному образу впервые перешли:

1. австралопитеки,

2. древнейшие люди,

3. древние люди,

4. дриопитеки.

 

15. Один из биологических факторов антропогенеза:

  1. речь,
  2. естественный отбор,
  3. мышление,
  4. искусственный отбор.

16. Орудия труда человека умелого:

1. ножи, скребла и наконечники стрел из камня и костей,

2. отколы от целых камней в качестве скребел и наконечников стрел,

3. камни-гальки с отбитыми режущими краями,

4. рубила и скребла из камня.

 

17. Впервые научились добывать, а не только поддерживать огонь:

  1. неандертальцы (Homo sapiens neandertalensis),
  2. кроманьонцы (Homo sapiens sapiens),
  3. питекантропы (Homo erectus),
  4. презинджантропы (Homo habilis).

 

18. Расселение человека по планете и формирование основных рас в антропогенезе про­изошло на стадии:

1. австралопитеков,

2. неандертальцев,

3. питекантропов,

4. кроманьонцев.

 

19. Объем мозга у кроманьонца достигал:

  1. 1400—1600 см3,
  2. 800—1200 см3,
  3. 1600—2000 см3,
  4. 1200—1400 см3.

 

20. Животное, которое человек одомашнил после собаки:

  1. корова,
  2. лошадь,
  3. свинья,
  4. овца.

 

Ответы:

Вариант 1:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
1 1 1 1 4 4 3 2 4 3  
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
2 2 1 2 3 2 3 3 1 2

 

Вариант 2:

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
2 2 3 2 3 2 1 4 2 1  
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 1 3 2 2 3 1 4 3 4

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: