Выберите правильный ответ:
Борьба за существование это -
а) соперничество между особями одного вида
б) соперничество между особями разных видов
в) борьба с неблагоприятными условиями
2. Какой фактор обеспечивает возникновение нового генетического материала в популяции:
а) наследственная изменчивость
б) естественный отбор
в) борьба за существование
3.Примером мимикрии служит:
а) окраска божьей коровки
б) окраска осы
в) окраска мухи журчалки
4.К формам Е.О. относится:
а) движущий отбор
б) стабилизирующий отбор
в) половой отбор
5. Темная окраска крыльев бабочки березовой пяденицы в Лондоне это результат –
а) бабочка темнеет от копоти и пыли
б) темные бабочки устойчивы к загрязнению
в) темные бабочки менее заметы на стволах загрязненных берез
6.Виды адаптаций:
а) морфологические
б) поведенческие
в) стабилизирующие
Покровительственная окраска это-
а) прозрачное тело
б) на теле есть яркие контрастные полосы или пятна
в) окраска по принципу противотени
|
|
г) яркая окраска тела
8. Мимикрия это –
а) подражание по окраске одних особей другим
б) подражание неживым предметам
в) отбор приспособленных организмов
Поведенческая адаптация это-
а) затаивание
б) выработка ядов
в) накапливание ядов
г) забота о потомстве
10.Установите соответствие между характеристикой Е.О. и его формой:
А-Движущий отбор
Б- Стабилизирующий отбор
1. устраняются особи с установившейся нормой реакцией
2.сохраняются особи с новыми признаками
3. устраняются особи с отклонениями от нормы реакции
4.проявляется в постоянных условиях среды
5.проявляется в новых условиях среды
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Самостоятельная работа «Главные направления эволюции»
Цель: закрепить теоретические знания по теме, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Задание: Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика главных направлений эволюции»
Главные направления | Чем характеризуются | Примеры |
Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация |
Инструкция по выполнению работы:
1.Прочитайте в учебнике параграф по теме.
2.Заполните таблицу.
3. Вывод.
Самостоятельная работа «Пример ароморфоза»
Цель: закрепить теоретические знания по теме, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Задание: Заполнить таблицу «Кровеносная система позвоночных»
Класс позвоночных | Количество камер в сердце | Количество кругов кровообращения | Характеристика крови протекающей через сердце |
Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие |
Инструкция по выполнению работы:
|
|
1.Прочитайте в учебнике параграф по теме.
2.Заполните таблицу.
3. Вывод.
ТЕМА 6 «Происхождение человека»
Самостоятельная работа «Антропогенез»
Цель: закрепить теоретические знания по теме, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Задание: Заполнить таблицу «Движущие факторы антропогенеза»
Факторы антропогенеза | Их роль |
Биологические Социальные |
Инструкция по выполнению работы:
1.Прочитайте в учебнике параграф по теме.
2.Заполните таблицу.
3. Вывод.
Самостоятельная работа «Человеческие расы»
Цель: закрепить теоретические знания по теме, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Задание: Заполнить таблицу «Характеристика больших человеческих рас»
Характерные особенности | Негроидная | Европеоидная | Монголоидная |
Цвет кожи Цвет волос Форма волос Форма носа Разрез глаз Первоначальный ареал |
Инструкция по выполнению работы:
1.Прочитайте в учебнике параграф по теме.
2.Заполните таблицу.
3. Вывод.
ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»
◘ У кого есть язык (язычок), но нет рта?
(У колокола, у ботинка, у пламени)
◘ У кого есть горлышко, но нет шейки?
(У бутылки, у графина)
◘ У кого есть зубы, но нет языка и рта?
(У пилы, у расчёски, у шестерёнки)
◘ У кого есть ушко, но нет головы?
(У иголки)
◘ У кого есть кисти, но нет рук?
(У винограда, у рябины)
◘ У кого есть спинка, но нет животика?
(У стула, у дивана)
◘ У кого есть ножки, но нет ручек и головы?
(У стола, у табуреток, у дивана)
◘ У кого есть ручки, но нет ножек?
(У дверей, у окон, у чашек и кружек)
◘ У кого есть нос (носик), но нет лица?
(У корабля, у чайника)
◘ У кого есть лицо, но нет головы?
(У ткани, у одежды)
◘ У кого есть рёбра, но нет позвоночника?
(У куба, у призмы, у пирамиды)
◘ У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек?
(У спички, у булавки, у луковицы)
◘ У кого есть почки, но нет желудка и печени?
(У дерева)
◘ У кого есть косточки, но нет скелета?
(У абрикоса, у вишен, у сливы и пр.)
◘ Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра?
(Цветы ноготки, иначе - календула)
◘ Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают?
(Цветы Анютины глазки)
◘ У кого голос есть, а головы и тела нет?
(У эха)
◘ У кого нет ни кулаков, ни бицепсов, а любого силача с ног свалит?
(У сна)
◘ Из какой чашечки невозможно пить?
(Из коленной чашечки)
◘ Кто без языка говорит и поёт?
(Радио, магнитофон)
◘ Кто бежит без ног?
(Река, ручей, время)
◘ Без рук, без ног, а двери и окна открывает, деревья ломает, шапки срывает? (Ветер)
◘ Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывёт?
(Облака)
◘ Кто без глаз, а слезами плачет?
(Туча, облако, сосулька, свеча.)
◘ Кто не имеет ни лёгких, ни жабр, а дышит и вздыхает?
(Тесто)
◘ У кого есть усы, но нет лица?
(У клубники, огурцов, кабачков)
Контрольная работа
по теме «Происхождение человека»
Цель: проверить уровень усвоения программного материала по теме «Происхождение человека»
Вариант
1. Ученый, который первым написал, что человек произошел от обезьяноподобных предков:
- Ч. Дарвин,
- Ж. Б. Ламарк,
- К. Линней,
- Т. Р. Мальтус
2. Доказательство происхождения человека от животных:
1. морфологическое сходство с млекопитающими,
2. способность передавать информацию,
3. мышление,
4. способность изготавливать орудия труда.
3. Рудимент человека:
- аппендикс,
- хвостатость,
- многососковость,
- резко выраженное оволосение лица и тела.
4Прародина человека:
- Австралия,
- Южная Америка,
- Юго-Западная Европа,
- Восточная Африка.
5. Предки человека, жившие в эпоху великого оледенения:
- питекантропы,
- австралопитеки,
- неандертальцы,
- кроманьонцы.
6. Устная речь в эволюции впервые появилась у:
|
|
1. питекантропа,
2. архантропа,
3. палеоантропа
4. неоантропа.
7. Фактор, способствующий формированию членораздельной речи:
- появление орудий труда,
- развитие подбородочного выступа,
- увеличение объема ротовой полости,
- дифференцировка зубной системы.
8. Процесс исторического развития человека:
1. онтогенез,
2. филогенез,
3. эмбриогенез,
4. антропогенез.
9. Важнейший социальный фактор эволюции человека:
1. речь,
2. общественный образ жизни,
3. труд,
4. мышление.
10. Общий предок человека и человекообразных обезьян:
1. дриопитек,
2. австралопитек,
3. человек умелый,
4. питекантроп.
11. Причина генетического разнообразия популяций современного человека:
1. отсутствие изоляции,
2. действие мутационного процесса,
3. увеличение продолжительности жизни,
4. улучшение бытовых условий.
12. Время появления древних людей:
1. 2 млн — 500 тыс. лет назад,
2. 500—150 тыс. млн лет назад,
3. 200—100 тыс. лет назад,
4. 40 тыс. лет назад.
13. Признак человека, являющийся проявлением закона гомологических рядов наследственной изменчивости:
1. противопоставление большого пальца кисти,
2. прямохождение,
3. мышление,
4. синдром Дауна.
14. Анатомический признак человека, связанный с прямохождением:
- дифференцированная зубная система,
- пружинящая стопа,
- слабое развитие надбровных дуг,
- подбородочный выступ.
15. Анатомическая особенность, появившаяся у предков человека в связи с широким использованием огня, животной пищи и ее термической обработкой:
1. дифференцированные зубы,
2. длинная тонкая кишка,
3. подвижные мясистые губы,
4. развитый подбородочный выступ.
16. Для эволюции человека характерно:
1. преобладание биологических факторов над социальными,
2. преобладание социальных факторов над биологическими,
3. единство действия биологических и социальных факторов,
4. независимое действие биологических и социальных факторов.
17. Стадия кроманьонца в эволюции человека соответствует:
- архантропу,
- протоантропу,
- неоантропу,
- палеоантропу.
|
|
18. Впервые использовали огонь в своей деятельности:
1. Homo sapiens neandertalensis,
2. Homo sapiens sapiens,
3. Homo erectus,
4. Homo habilis.
19. Эволюционным фактором, оказывающим в настоящее время наибольшее влияние на эволюцию современного человека, является:
- дрейф генов,
- изоляция,
- борьба за существование,
- естественный отбор.
20. Основной предпосылкой эволюции человека следует считать:
1. прямохождение,
2. трудовую деятельность,
3. использование руки,
4. речевое общение.
Вариант 2
1. Ученый, чье учение легло в основу теории социального дарвинизма:
1. Ж. Б. Ламарк,
2. Т. Р. Мальтус,
3. Ч. Дарвин,
4. А. Р. Уоллес.
2. Доказательство происхождения человека от животных:
- способность к абстрактному мышлению,
- большой объем мозга,
- наличие рудиментов и атавизмов,
- общественный образ жизни.
3. Атавизм человека:
1. складка в уголке глаза,
2. обильный волосяной покров,
3. аппендикс,
4. копчиковая кость.
4. Болезнь современных людей, происхождение которой связано с прямохождением:
1. гипертоническая болезнь,
2. близорукость,
3. варикозное расширение вен ног,
4. желчнокаменная болезнь.
5. Предковая форма человека, занимающая промежуточное положение между обезьянами и древнейшими людьми:
1. питекантропы,
2. австралопитеки,
3. неандертальцы,
4. кроманьонцы.
6. Человек умелый, изготавливающий первые каменные орудия,
относится к:
- архантропам,
- палеоантропам,
- неоантропам,
- парапитекам.
7. Фактор (факторы), оказывающий наибольшее влияние на биологическую эволюцию современного человека:
1. естественный отбор,
2. изоляция,
3. волны численности,
4. дрейф генов.
8. Первые примитивные орудия учились изготавливать:
1. австралопитеки,
2. Homo habilis (человек умелый),
3. древнейшие люди,
4. древние люди.
9. От преимущественно биологической эволюции к преимущественно социальной шли:
- кроманьонцы,
- синантропы,
- неандертальцы,
- питекантропы.
10. Эра, в которую происходил генез:
- мезозой,
- кайнозой,
- палеозой,
- протерозой.
11. Искусство впервые появилось у людей:
1. древних,
2. Homo habilis (человек умелый),
3. древнейших,
4. современных.
12. Один из социальных факторов эволюции человека:
1. направленная деятельность (труд),
2. естественный отбор,
3. наследственная изменчивость,
4. борьба за существование.
13. К древнейшим людям относятся:
- неандертальцы,
- кроманьонцы,
- питекантропы,
- австралопитеки.
14. К родоплеменному образу впервые перешли:
1. австралопитеки,
2. древнейшие люди,
3. древние люди,
4. дриопитеки.
15. Один из биологических факторов антропогенеза:
- речь,
- естественный отбор,
- мышление,
- искусственный отбор.
16. Орудия труда человека умелого:
1. ножи, скребла и наконечники стрел из камня и костей,
2. отколы от целых камней в качестве скребел и наконечников стрел,
3. камни-гальки с отбитыми режущими краями,
4. рубила и скребла из камня.
17. Впервые научились добывать, а не только поддерживать огонь:
- неандертальцы (Homo sapiens neandertalensis),
- кроманьонцы (Homo sapiens sapiens),
- питекантропы (Homo erectus),
- презинджантропы (Homo habilis).
18. Расселение человека по планете и формирование основных рас в антропогенезе произошло на стадии:
1. австралопитеков,
2. неандертальцев,
3. питекантропов,
4. кроманьонцев.
19. Объем мозга у кроманьонца достигал:
- 1400—1600 см3,
- 800—1200 см3,
- 1600—2000 см3,
- 1200—1400 см3.
20. Животное, которое человек одомашнил после собаки:
- корова,
- лошадь,
- свинья,
- овца.
Ответы:
Вариант 1:
1 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 |
Вариант 2:
1 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
2 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 4 | 2 | 1 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 4 | 3 | 4 |