Формы работы с одаренными детьми

1. Индивидуальный подход на уроках, использование в практике

элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

2. Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

3. Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);

4. Психологические консультации, тренинги, тестирование;

5. Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

6. Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

7. Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

8. Создание детских портфолио;

9. Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

10. Консультирование по возникшей проблеме;

11. Научные кружки, общества;

12. Дискуссия;

13. ТРИЗ;

14. Игры:различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; игра «Научно - исследовательская лаборатория»; игры А. Зака; ролевые игры;

15. Индивидуальные творческие задания;

16. Продуцирование.

17. Проекты по различной тематике.

 

 Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

1. исследовательский;

2. частично-поисковый;

3. проблемный;

4. проективный;

5. синектика.

 

Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволяет педагогам  поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.

  • Метод вживания.

Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

  • Метод эвристических вопросов.

Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

  • Метод сравнения.

Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

  • Метод конструирования понятий.

Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

  • Метод путешествия в будущее.

Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

  • Метод ошибок.

Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

  • Метод придумывания.

Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

  • Метод «если бы…».

Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

  • «Мозговой штурм»

Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

К сожалению, не всегда усилия педагога приносят желаемый успех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: