Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения применения мультимедийных технологий в коррекционной школе

 

Применения мультимедийных технологий в образовании, активно обсуждается и изучается представителями различных областей психолого-педагогической науки. На основании данных исследований ученые приходят к выводу о необходимости использования разнообразных компьютерных технологий в коррекционной школе (О.Б. Кремер [10]. О. И. Кукушкина, [11, 13], И. А. Никольская, [20], M.L. Balmeo [26], F.Altinay [25]). С точки зрения этих исследователей, мультимедийные технологии способствуют включению детей с ОВЗ в развитии в процесс взаимодействия с современными техническими средствами и обеспечивают лучшее усвоение и запоминание учебного материала.

На сегодняшний день в коррекционной школе часто используются компьютерные технологии: компьютерные игры для логопедической практики («Видимая речь», 1991; сурдо-логопедический тренажер «Дэльфа - 130», 1994; «Игры для Тигры» 2004; «Развитие речи. Учимся говорить правильно», 2008; «Гарфилд - малышам. Развиваем речь», 2008; АРМ «ЛОГОПЕД», 2012 и др.), компьютерные игры для отработки навыка устного счета, закрепления правописания словарных слов и пополнения словарного запаса учащихся с ограниченными возможностями здоровья (О. Б. Кремер [10]). Для учащихся младшего школьного возраста О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская и др. разработали компьютерные программы для ознакомления с окружающим миром «Мир за твоим окном» «Лента времени», «Я открываю мир. Во дворе. На даче» и др. (О.И. Кукушкина [11]; О.И. Кукушкина [12]).

Применение мультимедийных технологий в специальной (коррекционной) школе, способствует формированию знаний и умений, которые позволят детям с различными отклонениями в развитии, в том числе, умственной отсталостью. Мультимедийные технологии в коррекционной школе применяется в каждодневной практики: развитие навыка счета, письмо (правописание), тестовые задания по различным дисциплинам для закрепления знаний (О. Б. Кремер [10], О. И.  Кукушкина [11,12], Н. Э. Куликовская [14]).

В процессе использования мультимедийных технологий ребенок получает возможность расширить круг общения, в более наглядной и доступной форме получить новые знания, непосредственно управлять окружающей его обстановкой. Кроме того, мультимедийные технологии способствует развитию познавательной активности ребенка, формированию у него поисковой деятельности, воспитанию уверенности в своих силах [1, 3, 4, 12].

При некотором наличии разработанных компьютерных программ в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы по-прежнему более всего представлены компьютерные технологии, включающие презентационные, контрольно-измерительные материалы, аудио-, видеоряд [4, 13-15]. Реже используются педагогами, обучающими детей с нарушением интеллекта, обучающие программы и развивающие игры.

Одним из наиболее активно используемых в практике специальной (коррекционной) школы мультимедийных технологий являются мультимедийные учебные презентации. Как отмечают учителя, учебный процесс с использованием мультимедийных технологий становится более ярким, разнообразным и познавательным, и учебные возможности детей с нарушениями развития увеличиваются, сочетание в мультимедийной презентации таких факторов, как динамика, звук и изображение позволяет надолго удерживать внимание обучающегося на объекте изучения и оказывает на него не только информационное, но и эмоциональное воздействие (Н.В. Муравецкая [18], Н.В. Шамова [24]). Те же учителя указывают на дефицит специальных программ обучения с применением компьютерных средств, предназначенных для детей с ограниченными возможностями здоровья, специальных электронных пособий, соответствующих современному уровню развития новых информационных технологий и методических рекомендаций к ним, недостаточность технической оснащенности учебных кабинетов [24],. Помимо возможностей при помощи ИКТ разнообразить материал для изучения учителей привлекает возможность экономии времени педагога на уроке с помощью компьютерных средств. Так, экономится время, которое затрачивалось ранее для записи на классной доске, расположения наглядности.

При этом, мультимедицные технологии применяются учителями, как правило, фрагментарно, несистемно, в отсутствие четкой методики использования компьютерных технологий в учебном процессе и без учета специфики восприятия материала обучающимися, в частности, учащимися с умственной отсталостью [5, 17]. Так, многие учителя используют в своей работе компьютерные игры и упражнения, разработанные для общеобразовательных школ. Поскольку данные технологии не учитывают особенности и возможности детей с ограниченными возможностями, то учителя адаптируют эти игры и упражнения, используя их в дозированном варианте [13].

На современном этапе развития процесса разработки и включения мультимедийных технологий в процесс обучения в специальной (коррекционной) школе целесообразно ответить на ряд вопросов, на некоторые из которых исследователями уже предпринята попытка получить ответ.

Так, Н. Э. Куликовская отмечает, что одним из наиболее распространенных видов программного обеспечения в коррекционной школе является компьютерная игра. Она, по мнению автора, соединяет в себе эмоциональную привлекательность, аудиовизуальные, информационные, технические возможности и имеет большой дидактический потенциал [18]. Другие ученые в качестве таких средств выделяют мультимедийные презентации [15].

Сегодня в коррекционной педагогике предпринимаются попытки определить подходы к содержанию коррекционной работы с использованием мультимедийных технологий.

Так, Н.Э. Куликовская, упоминает тот факт, что при наличии определенного опыта в разработке и внедрении мультимедийных технологий в коррекционный процесс, на сегодняшний день недостаточно разработаны теоретические основы, раскрывающие психолого-педагогические положения построения компьютерных игр, предназначенных для детей с различными речевыми нарушениями. В связи с этим автор обосновывает необходимость определения системы психолого-педагогических принципов, определяющих построение компьютерных игр.

Повысить свою компетенцию в области использования мультимедийных технологий в сфере коррекционного образования педагогу сегодня можно и самостоятельно посредством использования Интернет-ресурсов.

Таким образом, особенности применения мультимедийных технологий, занимались многие выдающиеся ученые. Все они подчеркивают тот факт, что мультимедийные технологии в коррекционной (специальной) школе повышают уровень усвоения учащимися сложной области знаний для познания учащихся данной категории, как естественнонаучные знания. Данные технологии дополняют, но не заменяет, традиционные средства объяснения учебного материала учителем на уроке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: