Особенности применения мультимедийных технологий на уроках окружающего мира в специальной (коррекционной) школе

 

Учебному предмету «Окружающий мир» в специальной (коррекционной) школе отводится особенное место. Это очень интересный для детей предмет. Эта дисциплина, невзирая на сложность, в итоге дает реальную возможность успешно формировать у детей интерес к природе и людям, к миру явлений действительности, развивает эстетически, прививает любовь к живой природе. Задача педагога заключается в приобщении детей к познанию мира в многообразии его отношений. Педагог также со своей стороны должен постараться сделать изучаемый предмет предельно интересным.

Особенную актуальность решение проблемы формирования интереса к учебе детей на сегодня получило, в том числе, применение технологий мультимедиа. Они во многом ориентированы на развитие у учащихся специальной (коррекционной) школе, самостоятельной поисковой активности. Применяемые на практике технологии мультимедиа позволяют на практике успешно развивать логические операции мышления, формировать у детей, рефлексивно-оценочные, коммуникативные умения. У детей улучшается способность к познанию окружающего мира, они во время обучения предмету «Окружающий мир» становятся более любознательными, самостоятельными, у них меняется мировоззрение. Все это важно в дальнейшем их обучении и в жизни.

Ответственное отношение детей к внешней среде, проявление интереса к происходящему в мире, успешно формируется посредством применения на практике целостной системы научных и практических знаний. Ученики наблюдают за окружающим миром, изучая учебную и справочную литературу.

Одна из благоприятных тем, которые предоставляют возможности реализации задач использования технологий мультимедиа во время уроков окружающего мира в специальной (коррекционной) школе – тема «Сезонные изменения погоды». Сведения по ней поступают детям постоянно. Вместе с изменениями в природе дети могут наблюдать за происходящими на протяжении круглого года явлениями. Учитель должен направлять их наблюдательность.

В ходе организации уроков с использованием для этой цели различных средств мультимедиа, в специальной (коррекционной) школе нужно использовать доступные информационные ресурсы, в том числе такой ресурс, как «Оксфордская детская энциклопедия». Такие сведения полезны и интересны детям, тем более, если они ведут электронные дневники наблюдений за природой.

В специальной (коррекционной) школе, во время проведения уроков окружающего мира, учащимся третьего класса может быть предложен оформленный как памятка алгоритм осуществления работы с научно-учебным текстом:

 а) чтение «про себя»;

б) чтение вслух;

в) выделение изучаемого термина;

–его определение его;

г) выделение базовых слов термина для его последующего запоминания.

Такая работа в итоге увеличивает интерес у детей, особенно если сопровождается иллюстрированным материалом. Таким материалом могут быть анимация или рисунки, фотографии. Но следует учитывать то, что мультимедийные технологии, способны отвлекать учащихся. Такие изображения лучше всего делать в наиболее простой программе Paint. Задания детям можно давать как домашнюю работу. Они по определенным алгоритмам и схемам в итоге могут «нарисовать» изучаемые объекты.

Решение проблемных задач можно получить для ответа на вопрос «Почему так разнообразна погода в Крыму?». Для ответа на вопрос можно задать учащимся домашнее задание. Им можно предложить записать погодные показатели по разным городам (из телеметеосводок), в частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Ялте и т. д. Затем им нужно сравнить данные результаты и с результатами, полученными по Симферополю.

На следующем уроке нужно организовать работу с «Общим интерфейсом таблицы «Сведения о погоде» (авторства Б. Е. Сабырова), в которой указаны условные обозначения различных явлений погоды: температура, облачность, осадки и т. д. Школьники при изучении этой темы усваивают ряд новых информационных терминов и понятий: электронные таблицы, данные, корректировка данных.

Организованная работа в специальной (коррекционной) школе во время проведения занятий по окружающему миру в итоге доказывает правильность высказывания методиста Н. В. Бизяевой касаемо того, что развитие у детей способности работать с информацией на ПК, переводить различную информацию из словесно-вербальной формы в схематически-графическую, равно как и наоборот (то есть читать таблицы и схемы), что способствует в итоге формированию и последующему развитию у детей интереса к познанию, и к глубокому осознанию различных изучаемых понятий и их взаимосвязей.

Работа детей с картой природных зон мира помогает им отыскать верное соотношение терминов при заполнении таблиц соотношения различных климатических поясов и природных зон.

Дети узнают новые сведения о 4 существующих природных зонах (тундры, леса, пустыни, степи) и о том, что названия различных природных зон определяются по преобладающей там растительности. Карта природных зон в итоге дает возможность детям выяснить: «как зоны сменяются от экватора к полюсам и соотносятся с различными существующими климатическими поясами».

Интерес у детей, учащихся в специальной (коррекционной) школе, часто на практике вызывают различные конструктивные картинки, описанные Л. П. Федоренко относительно уроков русского языка, но адаптированные при преподавании природоведческих тем во время проведения занятий по окружающему мира в начальных классах методистом Л. А. Брук.

На уроках в специальной (коррекционной) школе необходимо применять такие виды работ с использованием картинок

1) подпись названия природоведческих понятий;

2) составление коротких предложений по типу «Понятие (явление) + действие с этим понятием» (грамматически: подлежащее + сказуемое);

3) составление словосочетаний по типу «Понятие (явление живой или неживой природы) + признак предмета (явления)» (грамматически: определение + подлежащее).

Дети задают вопросы к картинкам, затем придумывают небольшие связные рассказы – эссе природоведческого содержания: сезонные миниатюры, пейзажные зарисовки, этюды-иллюстрации.

Например, при изучении темы «Способы питания животных» под каждой из конструктивных картинок с фотографией животного, размещенных на рабочем столе компьютера, ученики смогут подписать, чем это животное питается: олень – кора, ветки, листья; ёж – насекомые, грибы; белки – орехи, жуки, мыши.

Обобщая изученные темы с помощью компьютерной графики и демонстрации слайдов с комментированием, учитель организует рефлексивно-аналитическую деятельность учащихся по системе природоведческих понятий с их подсистемами.

Учащиеся воспроизводят терминологические определения основных природоведческих понятий:

– Природа – все, что нас окружает в действительность и не создано человеком.

– Живая природа – все нас окружающее, не способное рождаться, дышать, питаться, расти, размножаться, умирать.

– Каждая из подсистем живой (растения, животные и др.) и неживой (рельеф, полезные ископаемые и др.) природы также можно представить схематическими составляющими в соответствии с формируемыми понятиями при изучении окружающего мира и сопровождалась обучающими, тренировочными и контролирующими заданиями, требующими воспроизведение, логическое обоснование (объяснение, комментирование, постановка проблемы и др.) или практическое применение полученных знаний.

Таким образом, использование заданий с мультимедийным сопровождением, в специальной (коррекционной) школе способствует в целом развитию интереса младших школьников к урокам окружающего мира, формируют наблюдательность, интерес к окружающей жизни.


Выводы по главе 2

 

В ходе изучения особенностей применения мультимедийных технологий на уроках окружающего мира в специальной (коррекционной) школе, установлено, что понимание и усвоение знаний полученных на уроке окружающего мира, в специальной коррекционной школе, связанные между собой процессы. Прочность и глубина усвоенных знаний напрямую зависит от степени понимания изучаемого материала. Изучаемые на уроках события и явления отдалены от настоящего времени на годы, десятилетия, века, следовательно, с трудом воспринимаются учениками вспомогательной школы, нередко остаются абстракциями.

В процессе подготовки компьютерных заданий в специальной (коррекционной) школе на уроке окружающего мира, в том числе с использованием интерактивной доски, большое внимание следует уделять алгоритмическим предписаниям по организации действий школьников на основе инструктивных и справочных материалов.

При использовании в специальной (коррекционной) школе мультимедийной аппаратуры учитель на уроке окружающего мира должен исходить из требований, предусматривающих соответствие используемых учебных программ и заданий возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся.

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе изучения теоретических аспектов применения мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе, установлено, что изучением применения мультимедийных технологий в коррекционной школе занимались такие ученые как, Т. К. Королевская, О. Б. Кремер, О. И.  Кукушкина,  Н. Э. Куликовская и другие

Применение мультимедийных технологий в специальной (коррекционной) школе, способствует формированию знаний и умений, которые позволят детям с различными отклонениями в развитии, в том числе, умственной отсталостью. Мультимедийные технологии в коррекционной школе применяется в каждодневной практики: развитие навыка счета, письмо (правописание), тестовые задания по различным дисциплинам для закрепления знаний.

Следовательно, изучение на уроках «Окружающий мир» в специальной (коррекционной) школе, основных понятий об объектах природы необходимо осуществлять в неразрывном единстве и с опорой на развитие умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщение.

В ходе изучения особенностей применения мультимедийных технологий на уроках окружающего мира в специальной (коррекционной) школе, установлено, что понимание и усвоение знаний полученных на уроке окружающего мира, в специальной коррекционной школе, связанные между собой процессы. Прочность и глубина усвоенных знаний напрямую зависит от степени понимания изучаемого материала. Изучаемые на уроках события и явления отдалены от настоящего времени на годы, десятилетия, века, следовательно, с трудом воспринимаются учениками вспомогательной школы, нередко остаются абстракциями.

В процессе подготовки компьютерных заданий в специальной (коррекционной) школе на уроке окружающего мира, в том числе с использованием интерактивной доски, большое внимание следует уделять алгоритмическим предписаниям по организации действий школьников на основе инструктивных и справочных материалов.

При использовании в специальной (коррекционной) школе мультимедийной аппаратуры учитель на уроке окружающего мира должен исходить из требований, предусматривающих соответствие используемых учебных программ и заданий возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся.

Таким образом, использование заданий с мультимедийным сопровождением, в специальной (коррекционной) школе способствует в целом развитию интереса младших школьников к урокам окружающего мира, формируют наблюдательность, интерес к окружающей жизни.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: