Характеристика мультимедийных технологий в специальной (коррекционной) школе

 

Использование во время уроков окружающего мира в специальной (коррекционной) школе технологий мультимедиа в итоге способствует эффективному обучению детей младшего школьного возраста.

Сейчас образовательный процесс в специальной (коррекционной) школе предполагает развитие у учеников творческих способностей. Решению задачи способствует успешное развитие проектных технологий при изучении окружающего мира.

Мультимедийные технологии первоначально предназначались для формирования информационных продуктов (презентаций и т. п.). Они имеют большой потенциал. В руках учеников они становятся эффективным инструментом обучения.

Технологии мультимедиа в специальной (коррекционной) школе позволяют:

– активно вовлекать в учебу детей;

– индивидуализировать обучение;

– стимулировать познавательный интерес детей к окружающему их внешнему миру;

– прекращать пассивных слушателей в активных;

– способствовать обновлению содержательной стороны такого школьного предмета, как окружающий мир;

– придавать учебной работе проблемный, творческий характер;

– развивать самостоятельную деятельность учащихся.

Увеличивая интенсивность учебного процесса, улучшается развитие психических функций (внимания, памяти, воображения), можно успешно активизировать мыслительную работу у детей.

Самые удобные программы среди мультимедиа в специальной (коррекционной) школе во время проведения уроков окружающего мира - Power Point, Paint, Microsoft Office Publisher. Можно объяснить на практике этот выбор распространенностью этих программ и их практичностью. Их довольно легко освоить всем желающим.

Power Point дает возможность и учителям, и учащимся быть создателями своего собственного программного продукта. Применение ПК при обучении - отличный метод роста повышения мотивации к обучению и его индивидуализации. Кроме того, в результате улучшаются детские творческие способности, формируется положительный эмоциональный фон.

В презентации педагог показывает наиболее выигрышные стороны темы, эффектные иллюстрации, подборки разнообразных предметов, цитат. На экране появляются различные определения, ученикам остается записать их в тетрадь. Педагог, не тратя время на повторение, доносит до учеников большие объёмы материала, проводит со всеми индивидуальную работу.

Особенность данного ресурса в том, что преобразованный из презентации материал можно редактировать, менять непосредственно на уроке. Можно применять, в частности, возможности «подъёма блоков.

На презентациях при проведении с детьми занятий по окружающему миру, можно собрать в медиатеке различные краеведческие проекты, материалы полевых экспедиций и многое другое.

Под руководством педагога монтируют фильмы, создают традиционные и электронные фотоальбомы. В медиатеке можно использовать DVD с фильмами, такими как: «Школьные праздники», «Мой край» и т. д.

Одно из распространенных электронных устройств, используемых в школе – интерактивная доска. При помощи нее педагог имеет возможность показывать ученикам диаграммы, графики, таблицы, карты.

Возможности табличного процессора Excel на уроках истории также различны. К примеру, можно создавать различные диаграммы и графики. Есть возможность обработки с помощью этой программы экономических и социологических сведений, осуществлять их сравнительный анализ [4].

Использование различных средств и технологий мультимедиа и применение ПК в ходе преподавания окружающего мира школьникам в специальной (коррекционной) школе приводит в итоге к получению таких важных результатов:

1) улучшение применения во время проведения уроков различных средств наглядности;

2) рост показателей производительности труда;

3) установление межпредметных связей с литературой, информатикой, другими предметами.

Помимо всего прочего, у детей постепенно изменяется отношение к ПК. Они начинают его воспринимать как инструмент работы.

Понимание и усвоение знаний во время уроков окружающего мира в специальной (коррекционной) школе – связанные друг с другом процессы. Прочность и глубина знаний определяется уровнем понимания того материала, который изучается детьми, обучающимися в коррекционной школе. Изучаемые явления, события, отдалены от происходящего сейчас на годы, иногда века, и сложно воспринимаются учащимися вспомогательной школы.

Первостепенные процессы при восприятии знаний у детей - отвлечение и обобщение. Учитывая, что эти процессы - основной недостаток познавательной деятельности умственно отсталых детей, в связи с этим можно понять наличие у детей определенных трудностей при усвоении знаний [1].

Чтобы помочь детям усвоить знания во время проведения занятий по окружающему миру, педагог со своей стороны должен тщательно продумывать осуществление деятельности на уроке.

Педагог должен максимально точно представлять себе особенности усвоения знаний детьми во время проведения уроков окружающего мира воспитанниками в специальной (коррекционной) школе [2].

Во время проведения занятий по окружающему миру в специальной (коррекционной) школе педагог может применять такие средства мультимедиа:

– текст (он изображается на экране);

– звук;

– диафильмы, небольшие куски видеофильмов;

– иллюстрации;

– графическое изображение; 

– презентации (самое подходящее средство улучшения навыков обучения, поскольку сочетает указанные средства между собой).

При создании слайдов важно принимать в расчет такие требования:

– для надписей и заголовков используют крупные и четкие шрифты;

– слайды должны содержать только небольшое количество слов;

– размер букв, цифр, а также их контрастность определяются необходимостями их четкого рассмотрения всеми детьми, находящимися в школьном кабинете;

– слайды не следует излишне перегружать различной зрительной информацией;

– чертежи, рисунки, фото следует разместить предельно равномерно;

– на просмотр каждого слайда следует сделать запас времени. Так дети смогут лучше сосредоточиться на изображении на экране, проследить последовательность действий;

– желательно выносить на слайд термины, определения, которые дети должны понять и запомнить;

– заливка фона, букв должна быть спокойного цвета, не вызывающего раздражение глаз;

– звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

 Для обеспечения эффективности процесса обучения требуется:

– ориентироваться в первую очередь на развитие у детей мыслительных способностей и возможностей. У детей важно развивать наблюдательность, ассоциативность, умение выделять главное, обобщать.

 – избегать монотонности, принимать в расчет смену деятельности учеников по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

– дать возможность детям разного уровня развития, то есть и сильным, и слабым, работать в течение всего занятия с использованием различных технологий мультимедиа;

– учитывать фактор памяти у детей (кратковременной, оперативной, долговременной). 

Ограниченно нужно контролировать то, что было введено на уровне оперативной и кратковременной памяти. Разные этапы проводимого урока способны обогатить детей такими средствами, как различная полезная для них текстовая информация, мультимедиа, диафильмы, презентации, видеофильмы, иллюстрации, Но педагог должен помнить, что в основе учебного процесса всегда находятся педагогические технологии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: