Обоснование выбора методик исследования детских страхов в дошкольном возрасте

 

Для исследования страхов у детей популярностью среди практических психологов пользуются такие методики, как: методика ДАТ, проективные методики: рисунок «Несуществующего животного», «Рисунок страха», «Выбери лицо», цветовой тест Макса Люшера.

В нашем исследовании, были использованы проективные методики: Тест Люшера, Рисуночный тест „Несуществующее животное”, методика А.

Захарова и М. Панфиловой, поскольку они имеют весьма разноплановый характер применения. Первые две имеют чисто проективную структуру, в то время как методика А. Захарова представляет собой стандартизированный вариант теста.

Тест Макса Люшера

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, расположение духа, функциональное состояние и наиболее стойкие черты личности.

Заграничные психологи применяют иногда тест Люшера с целью профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях из выбора брачных партнеров. Значение цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента разных испытуемых.

Характеристика цветов (по Люшеру) содержит в себе 4 основных и 4

37

 

дополнительные цвета.

Основные цвета:

синий - символизирует покой, удовлетворенность;

сине-зеленый- чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

оранжево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, нарушение;

светло-желтый - активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый) 6) коричневый) 7) черный, 8) нулевой (0). Символизируют отрицательные тенденции: тревожность, стресс,

переживание страха, неприятности. Значение этих цветов (как и основных) наибольшей мерой определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, которые будет показаны ниже.

Инструкция (для психолога): "Перемешайте цветные карточки и расположите их цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему более всего нравится. При этом нужно объяснить, что он должен выбрать цвет, не стараясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т.п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из семы цветов, которые остались, наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз по правую сторону от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Через 2-3 мин. снова положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом объясните, что испытанный не должен запоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять

38

 

предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, будто бы впервые.

Первый выбор характеризует желательное состояние, второе - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования".

В результате тестирования получаем восемь позиций:

первая и вторая - явное преимущество (обозначаются ++);

третья и четвертая - преимущество (обозначаются х х); пятая и шестая - безразличие к цвету (обозначаются = =);

седьмая и восьмая - антипатия к цвету (обозначаются - -).

На основании анализа в более, чем 36 000 результатах исследований М.Люшер дал образцовую характеристику избранных позиций:

-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор

синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без лишнего напряжения);

-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

-я и 4-я позиции характеризуют преимущество цвета и отражают ощущение испытуемым искренней ситуации, в которой он находится, или же образ действий, которые ему подсказывает ситуация;

-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, расположение духа, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервное трактование цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как несоответствующий в данной ситуации;

-я и 8-я позиции характеризуют отрицательное отношение к цвету, стремлению подавить какую-нибудь потребность, мотив, расположение духа, отражаемые данным цветом. + + х х = = - -34102567

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке

39

 

преимущества с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Зоны (+ +; х х; = =;- -) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Одним из приемов трактования результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию дальше пятой, значит, характеризуемые ими свойства, достаточно не удовлетворены, итак, имеют место тревожность, отрицательное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта - субъективная

направленность "внутрь". Общее положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Соединение цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает с внешней стороны. Соединение цветов № 1 и 4 (сын и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от среды. При соединении цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности "извне" (красный цвет). Соединение зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления "вовнутрь", автономности, упрямства стремлению "извне", зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизируют следующие психологические нужды:

№ 1 (синий) - потребность в удовлетворении, покое, стойкой положительной благосклонности;

40

 

№ 2 (зеленый) - потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) - потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) - потребность в перспективе, надеждах на лучше, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-и - 5-и позициях, считается, что эти нужды в известной мэре удовлетворяются, воспринимаются удовлетворительно как; если они в 6-й - 8-й позициях, имеет место какой-нибудь конфликт, тревожность, неудовлетворенность через неблагоприятные обстоятельства. Цвет, который отбрасывает, может рассматриваться как источник стресса. Например, что отбрасывает синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, благосклонности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: