Тест «Несуществующее животное»

Исследовательский прием построен на теории психомоторной связи.

Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И. М. Сеченову, - «Всякая мысль заканчивается движением».

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц подытоживается определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления в ответ движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысль-представление, которые вызывают страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, которое оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслонить. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, падение. При выполнении рисунка лист бумаги является моделью пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связанно с эмоциональной окраской переживания и

41

 

временным периодом: настоящим временами, будущим, прошлым. Связано оно также с действенностью или идеально-умственным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связанно с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство впереди и вверху, связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Кроме общих закономерностей психомоторной связи и отношение к

пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы операции с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест «Несуществующее животные» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест - ориентировочный и как единый исследовательский прием обычно не используется и требует объединения с другими методами как батарейный инструмент исследования.

Инструкция: «придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием» [9, 107].

Методика выявления детских страхов

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

42

 

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься...".

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном

отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

43

 

Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".

2 Анализ результатов исследования

В данном исследовании принимали участие 15 детей возрастом от 6 до 10 лет. Из них 8 мальчиков и 7 девочек.

Первым этапом нашего исследования было проведение методики «Несуществующее животные», данные по которой были занесены в таблицу данных 2.1.

Респондент 1. Тематически животное нейтральное. Глазам предоставляется особое значение. Это символ страха, присущий человеку. Также для респондента свойственна заинтересованность в информации,

прослеживается зависимость от окружающих. Прослеживается ригидность в мышлении, банальность, строгий контроль за своими действиями, ощущениями, мыслями. В целом респондент зависим от социума.

Респондент 2. Ему присущи претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание. Также из некоторых деталей рисунка можно сделать вывод, что испытуемому присуща тенденция к рефлексии, раздумьям, но прослеживается нерешительность, боязнь активных действий, также наблюдается вербальная агрессия. Размер головы животного говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало в себе и окружающих, но одновременно можно выстроить защиту от окружающих. Из этого рисунка можно сделать вывод, что респондент не находится в острой ситуации переживания страхов.

Респондент 3. Положение рисунка на листе в норме. Голова животного направленная на рисующего, отсюда предположение об эгоцентризме. Глазам уделяется особое значение, которое говорит о присущем респонденту страхе. Также респонденту присуща чувственность, контроль за своими

44

 

мыслями, выводами, решениями. Наличие выступлений: панциря, игл, говорит об агрессивной защите от окружающих. Похожесть животных с человеком говорит об инфантилизме, эмоциональной незрелости.

Респондент 4. Рисунок выполнен простым карандашом, который может говорить о сниженном эмоциональном фоне. Вероятна шизоидная акцентуация, еще и потому что у животного 2 головы. Несущая опорная часть фигуры - соединение точное - это характер контроля за своими мыслями, выводами, решениями. Наличие острых деталей и неуклюжести рисунка свидетельствует о наличии агрессии у респондента.

Респондент 5. Рисунок выполнен простым карандашом, который может говорить о сниженном эмоциональном фоне. Животные расположено в нижней части листа, который может говорить о неуверенности в себе,

заниженном уровне домогательств и заниженной самооценке. Большие глаза, могут свидетельствовать об наличие контроля и большому количеству страхов. Отсутствие шеи у животных может означать односторонность мышления и направленности лица, также можно предположить, что респонденту присущий некоторый уровень агрессии.

Респондент 6. Респондента можно охарактеризовать как лицо способное к рефлексии, раздумьям, но не как человека действия. Нередко нерешительность, страх, боязнь активных действий. Присущий контроль за своими действиями, решениями. Степень агрессивности выражена количеством, располагает и характером острых углов на рисунке, особенно весомые в этом отношении прямые символы агрессии-когти, острые клыки, зубы. Тематически животное агрессивно.

Респондент 7. Рисунок выполнен простым карандашом, который может говорить о сниженном эмоциональном фоне. Животные расположено в верхней части листа, который свойственно лицам из завышенным уровнем притязаний. Несущая опорная часть фигуры - соединение точное - это

45

 

характер контроля за своими мыслями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправлена, конформность мыслей и установок, стационарность и банальность. Акцент на глазах, может свидетельствовать о наличии контроля и страхов.

Респондент 8. Рисунок выполнен цветными карандашами, который может говорить о нормальном протекании эмоций. Очень четко нарисованы когти, в большом количестве, которое может свидетельствовать о высоком уровне агрессии. Значение детали «уха» - заинтересованность в информации, значимости окружающих. Детально прорисованный рот, может говорить о чувственности респондента. Отсутствие шеи у животных может означать односторонность мышления. Эмоция страха скорее всего трансформирована в эмоцию гнева и желание активно нападать.

Респондент 9. Рисунок выполнен шариковой ручкой, которая может говорить о наличии депрессивных черт лица. Лист бумаги при выполнении задачи был расположен вертикально, что может говорить о стремлении респондента к самопознанию. Рисунок расположен в верхней части листа, что свидетельствует о завышенном уровне притязаний. Рисунок выполнен крайне неаккуратно, что может говорить об застревании на анальной стадии развития, и наличии так называемого анального страха - утерять, быть лишенным определенных субъективных благ.

Респондент 10. Рисунок выполнен простым карандашом, который может говорить о сниженном эмоциональном фоне. Но в тоже время животные расположено в левой части листа, который может говорить о важности для респондента эмоциональных ощущений и обращенности в прошлое. Говорить об открытых проявлениях страха невозможно из-за слабого в целом эмоционального фона.

Респондент 11. Рисунок выполнен в синем цвете, который может говорить об интеллектуализации и контроле. Животные расположено в

45

 

верхней части листа, что говорит о завышенном уровне притязаний. Наличие панциря говорит о потребности в защите. Острые элементы рисунка могут свидетельствовать о некоторой агрессии. Вероятно респондент стремится к состоянию покоя, хочет чтоб его не трогали. Вероятно наличие страха быть потревоженным.

Респондент 12. Рисунок выполнен цветными карандашами, были использованные яркие энергичные цвета. Голова направлена на зрителя, что объясняется как выражение эгоцентризма. Животные на листе расположенная с левой стороны, что может говорить об эмоциональности респондента, подвижности эмоциональной сферы. Значение детали «уха» - заинтересованность в информации, значимости окружающих. Ярко выраженных страхов выявлено не было.

Респондент 13. Рисунок выполнен простым карандашом, который может говорить о сниженном эмоциональном фоне. Животные на рисунке расположенная в левой части листа, который может говорить об эмоциональности респондента а также направленности на размышления о прошлом, что может рассматриваться как компенсаторный механизм. На рисунке также изображены большие уши, что, вероятно, может свидетельствовать о стремлении лица к получению информации, но также и о высокой зависимости от мыслей окружающих. Также можно предположить, что респонденту присущи творческие склонности. Вероятно наличие страха остаться одному, без поддержки окружающих, зависимость от взрослых, несамостоятельность.

Респондент 14. Рисунок выполнен акварельными красками, что говорит о высоком эмоциональном развитии респондента. В рисунке большое значение предоставляется глазам, что может свидетельствовать о контроле и страхе. Сильных страхов выявлено не было.

Респондент 15. Рисунок выполнен простым карандашом, который

47

 

может говорить о сниженном эмоциональном фоне. Значение детали «уши»- заинтересованность в информации, значимости окружающих. Лист при выполнении задачи был расположен вертикально, что может говорить о стремлении респондента к самопознанию. Страх контроля.

По этим данным можно построить таблицу данных 2.1.

Таблица 2.1.

Показатели по методике "Несуществующее животные"

Респондент "Несуществующее животные
1 Не высокое влияние страхов на жизнь
2 Не высокое влияние страхов на жизнь
3 Высокое влияние страхов на жизнь
4 Не высокое влияние страхов на жизнь
5 Высокое влияние страхов на жизнь
6 Не высокое влияние страхов на жизнь
7 Не высокое влияние страхов на жизнь
8 Не высокое влияние страхов на жизнь
9 Высокое влияние страхов на жизнь
10 Не высокое влияние страхов на жизнь
11 Высокое влияние страхов на жизнь
12 Высокое влияние страхов на жизнь
13 Не высокое влияние страхов на жизнь
14 Высокое влияние страхов на жизнь
15 Высокое влияние страхов на жизнь

 

Полученные результаты для наглядности были занесены в диаграмму (см. рис. 2.1.)

 

 

48

 

 

                                                                                                     Рис. 2.1

 

Как видно из диаграммы 2.1. больше половины испытуемых 8 человек нормально развиваются, и страхи в их жизни не имеют такого влияния как у

7 остальных испытуемых, по поводу которых можно предположить высокий уровень инфантильности и не желание взрослеть, отсюда и остаются детские страхи, место которых в норме должна занять будущая озабоченность учебным процессом. Однако также можно предположить не нормальные условия развития детей, такие как неквалифицированные авторитарные педагоги и пьющие родители, тогда такой ход развития детей является закономерным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: