Выводы по результатам теста:
Респондент 1. Некоторая ситуативная тревожность, эмоциональная сфера не стойкая. Потребность чувствовать себя причиной и иметь больше
49
широкую сферу влияния делает его неспокойными, движимым своими желаниями и надеждами. Может стараться распространять свою деятельность слишком широко. Действует спокойно, с минимумом волнений, чтобы не губить контроля над своими взаимоотношениями с окружающими. В обществе своих знакомь и близких любит чувствовать себя легко и расковано. Егоцентричен и потому обидчиво. Фрустрация ведет к стрессу. Ищет независимости и воли от каких-нибудь ограничений. Выраженная восприимчивость к внешним раздражителям. Хочет одолевать ощущение пустоты и отдаленности от других. Боязнь, что он могли воспрепятствовать достичь того, чего он хочет и ищет успокоение в бессмысленной деятельности.
Респондент 2. Некоторая ситуационная тревога, неустойчивая эмоциональная сфера. Ждет интересных и волнительных событий. Может очень нравиться окружающей - подкупая их своим явным к ним интересом и
|
|
самой искренностью своей обворожительности. Слишком развитое воображение, любит фантазировать и мечтать. В сотрудничестве чувствует себя хорошо, однако брать на себя роль лидера не склонен. Фрустрация, вызванная для него неприемлемыми ограничениями воли. Ищет независимости и воли от каких-нибудь ограничений. Стремиться избегать критики.
Респондент 3. Невыраженная тревога, эмоциональная сфера - неустойчивая. Ждет успеха, нарушение, жизнь полной впечатлений. Любит контакт с другими, энтузиаст по натуре. Восприимчивый ко всему нового. Действует благоустроено, методически и самостоятельно, имеет потребность в сочувственном понимании, признании и одобрении. Готов принимать участие и разрешить вовлечь себя, но старается избегнуть конфликтов. Стресс, вызванный неспособностью все время поддерживать отношения в желательном состоянии. Чувствительный и чуткий на мягкость и тонкость
50
чувств. Стремиться объединиться с теми, кто может оказывать содействие его интеллектуальному или художественному росту. Борется с ограничениями и запретами.
Респондент 4. Средний уровень тревоги. Эмоциональная сфера - неустойчивая. Имеет потребность в каком-нибудь спасании от всего, что его угнетает, цепляется за неясные и иллюзорные надежды. В сотрудничестве с другими работает хорошо. Избегает прибавлять любые чрезмерные усилия, имеет потребность в безопасности и дружеском окружении. Фрустрация, вызванная для него неприемлемыми ограничениями воли. Ищет независимости и воли от каких-нибудь ограничений. Люто подвергает критике существующие условия.
|
|
Респондент 5. Амбивалентность отношений между нормальным индивидуализмом и упорным издевательством над всеми другими точками зрения. Желает относиться ко всему спокойно, не отвечать отказом себе в
комфорте и безопасности. Старается улучшить свое положение и повысить престиж. Недовольный существующим положением дел. Легко подвергается влиянию окружения, высокий уровень эмпатии. Готов принимать участие и разрешить вовлечь себя, но старается избегнуть конфликтов. Стресс, вызванный нежелательными ограничениями. Хочет действовать только в согласии со своими убеждениями. Борется с ограничениями и запретами.
Респондент 6. Высокий уровень тревоги. Обнаруживает сильное сопротивление которым бы то не было ограничением, упрямо отстаивает свое мнение. Легко подвергается влиянию окружения, высокий уровень эмпатии. Готов принимать участие и разрешить вовлечь себя, но старается избегнуть конфликтов. Хочет чувствовать себя эмоционально привлеченным. Стресс, вызванный неудачей его попыток добиться понимания и безопасности. Чувствительный к внешним раздражителям и старается все подвергнуть испытанию. Бегство от переутомления в иллюзии.
51
Респондент 7. Некоторая ситуационная тревога, неустойчивая эмоциональная сфера. Приветственно относится к новым идеям и возможностям. С готовностью принимает участие во всем, что может привнести оживление и волновать. Обстоятельства такие, что он считает, что должен идти на компромиссы. Стресс, вызванный чрезмерным самоконтролем. Испытывает потребность объединения с людьми, которые имеют такие же высокие стандарты. Хочет выделиться из гурьбы. Нуждается в признании со стороны других. Стремиться избегать критики и ограничение воли.
Респондент 8. Средний уровень тревоги. Ищет освобождение от проблем и беззаботного состояния физической легкости, в котором он мог бы расслабиться и восстановить силы. В сотрудничестве с другими работает хорошо. Действует благоустроено, методически и самостоятельно. Настаивает на потому, что его надежды, замыслы и мечты - реальные, однако
имеет потребность в подбадривании и одобрении. Высокая восприимчивость к внешним раздражителям. Хочет преодолеть ощущение пустоты и отделенности от других. Чем бы он не занимался, считает себя в этом довольно компетентным. Страх, который ему могут воспрепятствовать достичь желательного.
Респондент 9. Средний уровень тревоги. Эмоциональная сфера - неустойчивая. Хочет делать приятное впечатление, чтобы в нем видели необыкновенную личность, ему нужно видеть насколько он в этом процветает. Активный, направленный во вне и неугомонным. Разочарованный тем, что события развиваются так медленно. Не желает растрачивать себя или затрачивать которые или усилие. Готов принимать участие и разрешить вовлечь себя, но старается избегнуть конфликтов. Желание независимости. Существующая ситуация или отношения - неудовлетворительные, чувствует что без вмешательства других решить это
52
не сможет. Может страдать способность сосредоточивать.
Респондент 10. Высокий уровень тревоги, неустойчивая эмоциональная сфера. Испытывает потребность в физическом облегчении, в безопасности и возможности восстановить силы. В сотрудничестве чувствует себя хорошо, однако брать на себя роль лидера не склонен. Проявляет инициативу в преодолении препятствий и трудности. Стресс, вызванный подавленной чувствительностью. Получает удовлетворение от всего тонкого, утонченного, изысканного. Контролируемая реактивность. Подвергает критике существующие условия.
Респондент 11. Некоторая ситуационная тревога, неустойчивая эмоциональная сфера. Очень нравиться окружающим, имеет к ним интерес. Склонен фантазировать и мечтать. В сотрудничестве чувствует себя хорошо, однако брать на себя роль лидера не склонен. Фрустрация, вызванная для него неприемлемыми ограничениями воли. Боится критики в свой адрес.
|
|
Респондент 12. Высокий уровень тревоги. Обнаруживает сильное сопротивление, отстаивает свое мнение. Легко подвергается влиянию окружения, высокий уровень сопереживания. Хочет чувствовать себя эмоционально вовлеченным. Чувствительный к внешним раздражителям и старается все подвергнуть испытанию. Бегство от переутомления в иллюзии.
Респондент 13. Средний уровень тревоги. Эмоциональная сфера - неустойчивая. Хочет делать приятное впечатление, чтобы в нем видели необыкновенную личность, ему нужно видеть насколько он в этом процветает. Активный. Участлив, но старается избегать конфликтов. Стремление к независимости. Существующая ситуация или отношения - неудовлетворительные, чувствует что без вмешательства других решить это не сможет.
Респондент 14. Некоторая ситуативная тревожность, эмоциональная сфера не стойкая. Потребность чувствовать себя причиной и иметь больше
53
широкую сферу влияния делает его неспокойными, движимым своими желаниями и надеждами. Может стараться распространять свою деятельность слишком широко. Действует спокойно, с минимумом волнений, чтобы не губить контроля над своими взаимоотношениями с окружающими. В обществе своих знакомь и близких любит чувствовать себя легко. Обидчив и эгоцентричен. Фрустрация ведет к стрессу. Ищет независимости и воли от каких-нибудь ограничений. Выраженная восприимчивость к внешним раздражителям. Хочет одолевать ощущение пустоты.
Респондент 15. Средний уровень тревоги. Эмоциональная сфера - неустойчивая. В сотрудничестве работает хорошо. Не желает прилагать любые чрезмерные усилия. Фрустрация, вызванная для него неприемлемыми ограничениями воли. Ищет независимости и воли от каких-нибудь ограничений. Подвергает критике существующие условия.
|
|
Данные результатов теста представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Таблица сырых данных по тесту М. Люшера
Респондент | + | + | х | Х | = | = | - | - |
1 | Ж | Син | Красн | К | З | Ф | Сер | Чёрн |
Ж | Красн | Син | Ф | З | К | Чёрн | Сер | |
2 | Красн | Ж | Ф | Син | Чёрн | К | З | Сер |
Ф | Ж | Син | Красн | З | Сер | К | Чёрн | |
3 | Красн | Чёрн | Син | З | К | Ж | Ф | Сер |
К | Ж | Син | Красн | сер | З | Ф | Чёрн | |
4 | Син | З | Чёрн | Ж | Красн | К | Ф | Сер |
Ж | Сер | Красн | Син | З | К | Чёрн | Ф | |
5 | Чёрн | Син | Ж | Ф | Красн | З | Сер | К |
Красн | З | К | Ж | Син | Сер | ф | Чёрн | |
6 | Ж | З | Сер | Ф | Чёрн | Син | к | Чёрн |
Чёрн | К | Ж | Син | Сер | З | ф | Чёрн | |
7 | Син | Ф | З | К | Красн | Ж | Сер | Чёрн |
Ж | Син | Красн | Ф | Чёрн | Сер | к | з | |
8 | К | Ф | Ж | Син | Красн | З | Чёрн | Сер |
З | Красн | Син | К | Ж | Ф | Чёрн | Сер | |
9 | Красн | З | Ж | Чёрн | Син | Ф | К | Сер |
Ф | К | Ж | Красн | З | Сер | син | Чор | |
10 | Сер | З | Син | Ж | Чёрн | Ф | Чёрн | К |
Ж | З | Син | Красн | К | Чёрн | Сер | Ф | |
11 | Красн | Ж | Ф | Син | Чёрн | К | З | Сер |
Ф | Ж | Син | Красн | З | Сер | К | Чёрн | |
12 | Ж | З | Сер | Ф | Чёрн | Син | к | Чёрн |
Чёрн | К | Ж | Син | Сер | З | ф | Чёрн | |
13 | Красн | З | Ж | Чёрн | Син | Ф | К | Сер |
Ф | К | Ж | Красн | З | Сер | син | Чор | |
14 | Ж | Син | Красн | К | З | Ф | Сер | Чёрн |
Ж | Красн | Син | Ф | З | К | Чёрн | Сер | |
15 | Син | З | Чёрн | Ж | Красн | К | Ф | Сер |
Ж | Сер | Красн | Син | З | К | Чёрн | Ф |
Следующим этапом нашего исследования было проведение методики выявление детских страхов А. Захарова и М. Панфиловой. Полный список вопросов методики (см. Приложение 1).
Результаты проведения методики приведены ниже в таблице 2.3.
55
Таблица 2.3
№ Респондента | Медицинские страхи | Физического ущерба | Страх смерти (своей) | Боязнь животных | Страхи сказочных персонажей | Страхи темноты и кошмарных снов | Социально опосредованные страхи | Пространственные страхи |
1 | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||
2 | Х | Х | Х | Х | ||||
3 | Х | Х | Х | Х | ||||
4 | Х | Х | Х | |||||
5 | Х | Х | Х | Х | Х | |||
6 | Х | Х | Х | |||||
7 | Х | Х | Х | |||||
8 | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||
9 | Х | Х | Х | Х | Х | |||
10 | Х | Х | Х | Х | Х | |||
11 | Х | Х | Х | |||||
12 | Х | Х | Х | Х | ||||
13 | Х | Х | Х | Х | ||||
14 | Х | Х | Х | Х | ||||
15 | Х | Х | Х | Х |
Для наглядности данные были представлены в Рис.2.2.
Рис.2.2
56
Как видно из диаграммы 2.2 - на первом месте по распространенности в данной группе детей младшего школьного возраста - социально опосредованные страхи (страх наказания, публичного унижения,) и страхи физического ущерба - 13 респондентов выбрали этот вид страха, далее, 12 респондентов выбрали медицинские страхи, 10 человек выбрали как острый - страх темноты и кошмарных снов, 5 человек отметили что страх у них вызываю животные, остальные формы страхов имеют незначительное распространение в группе.