Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения речи при сенсорной и моторной алалии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

 

ТИЩЕНКО НАТАЛИЯ ЭДУАРДОВНА

направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Логопедия»

группа З-СД(О)Л-17

Курсовая работа

по Логопедии. Системных нарушений речи.

СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ПРИ СЕНСОРНОЙ И МОТОРНОЙ АЛАЛИИ

 К защите допускаю:                                    Научный руководитель:

 Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О  Преподаватель кафедры С(Д)О

 Андрусёва И.В.                                                 Абибуллаева Л.Ш.

 

_________________________________

 

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

                                        Симферополь, 2020 г.

                                            ОГЛАВЛЕНИЕ        

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................  3  
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИФИКИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ…………..…………………………………………… 5    
1.1Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения речи при сенсорной и моторной алалии……...5    
1.2Алалия как клиническая форма нарушения речи у детей………..……………………………………………………………. 10  
Выводы по главе 1.......................................................................................... 18  
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ ………………………………………………………………… 19  
2.1Особенности речи у детей – алаликов ……………………………...… 19  
2.2Специфика методов и приёмов обследования детей с алалией..…… 23  
Выводы по главе 2.......................................................................................... 27  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 28  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................ 29  

 



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Для детей с алалией типичны не только запаздывания появления экспрессивной речи, но и патологический ход ее развития.

Данная проблема изучения речи таких детей чрезвычайно актуальна в последнее время в связи с тем,что в последние годы увеличивается число детей, страдающих алалией.

Научно обоснованных статистических сведений о распространенности алалии нет.

По мнению авторов «Логопедия: Учебное пособие» имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2 %. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1 % населения. Авторы подчеркивают, что у мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Несмотря на многочисленные исследования, данная проблема остаётся актуальной до сегодняшнего дня.

В процессе развития речи дети с алалией испытывают определённые трудности: накопление словаря идёт очень медленно, фразу они строят с трудом, неправильно, например: "мальчик горка санках катается" – мальчик катается на санках с горки. В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которая окружающим не понятна, например: "ляля киля гиля" – девочка катается на лыжах.

В практике логопедической работы дошкольных учреждений значительное место занимает коррекция речевой патологии детей с общим недоразвитием речи (ОНР) различной степени тяжести.

Работа с такими детьми является наиболее сложной, т.к. дети с моторной алалией часто имеют ОНР 1-2 уровня. У детей с ОНР и «моторных алаликов» часто наблюдаются одинаковые симптомы речевых нарушений.

Цель исследования данной работы является теоритическое изучение специфики речи у детей с алалией.

Задачи исследования:

1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Рассмотреть основные причины и факторы возникновения алалии;

3.Осуществить сравнительный анализ и дать психолого-педагогические и речевые особенности детей с диагнозом алалия

4. Охарактеризовать психолого-педагогические и речевые особенности детей дошкольного возраста с алалией;

Объект исследования: Процесс развития речи у детей дошкольного возраста с алалией

Предмет исследования: Особенности речевого развития у дошкольников с сенсорной и моторной  алалией.

Методы исследования:

Теоретический метод:  анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по разделам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 35 страниц.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИФИКИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ.

Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения речи при сенсорной и моторной алалии

 

В работах таких исследователей, как А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, М. Е. Хватцев, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева достаточно полно описан процесс овладения детьми звуковым строем языка.

Звукопроизношение – это процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции со стороны ЦНС [6].

Авторы, занимавшиеся изучение вопросов формирования звукопроизношения, отмечают, что коррекцию нарушений звукопроизношения лучше проводить в дошкольном возрасте, что связано с онтогенетическими особенностями овладения речью. Чтобы понять дефективность речи ребенка, необходимо знать закономерности формирования звукопроизношения и в целом речи у детей с нормальным развитием. Авторы, в чьих работах освещаются вопросы речевого онтогенеза (А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Г. Л. Розенгарт-Пупко и др.), выделяют разное количество этапов становления речи, указываются различные названия и возрастные границы каждого из них.

В работах А. А. Леонтьева выделены 3 этапа речевого развития ребенка от рождения до трех лет:

1. Доречевой этап – первый год жизни. Он делится на периоды гуления и лепета. На данном этапе происходит усвоение звуковой формы выражения языкового знака.

2. Дограмматический этап – второй год жизни. Во время этого этапа происходит осознание функционального значения некоторых слов, в речь вводятся глаголы в форме повелительного наклонения. К концу данного периода пассивный словарь ребенка может возрасти до 100 слов.

3. Этап усвоения грамматики – третий год жизни. На этом этапе происходит интенсивное развитие речевых навыков, формируется грамматический строй речи. Пассивный словарь может доходить до 1500 слов. [7; 8]

Кроме этого, А. Н. Леонтьев выделяет 4 более крупных этапа в становлении речи:

1. Подготовительный – от рождения до 1 года.

2. Преддошкольный – до трех лет.

3. Дошкольный – до семи лет.

4. Школьный – c семи лети. [9]

Начало первого этапа Леонтьев определяет с момента рождения, потому что первое речевое действие новорожденного – это крик. Он запускает деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата, тренирует их движения. Первые крики новорожденных имеют рефлекторный характер. А. Н. Гвоздев отмечал, что в первых криках ребенка нельзя выделить какие-либо звуки. Новорожденный кричит, выдыхая при несколько раскрытой ротовой полости, вследствие чего образуется звук гласного типа разной степени открытости. У здоровых детей крик громкий, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. У детей с патологиями крик чаще всего очень тихий, вялый, может быть похож на всхлипывания, так же крик может не прозвучать вообще или прозвучать не сразу. [10; 11; 12]

К концу второго месяца у детей с нормальным развитием отмечается стремление произносить спонтанные звуковые комплексы. Данный этап является переходом от крика к гулению. Гуление – это напевное произнесение нескольких подряд гласных звуков, нередко в сочетании с согласными. Оно вызывается более слабыми и более разнообразными раздражителями, нежели крик. К произносимым при гулении гласным можно отнести звуки, напоминающие самые легкие для артикулирования звуки [а], [о], [у], [э], к согласным – губные [п], [м], [б], обусловленные актом сосания, и заднеязычные [х], [г], [к], связанные с актом глотания. М. Е. Хватцев отмечает, что появляющиеся в этот период согласные звуки в основном взрывные, но еще неточные. [11; 13].

В 1,5– 3 месяца дети уже произносит такие звуки, как а-а-бм, у-гу, бу и т.д. В 4 месяца ребенок может произносить более сложные звуки: гн-агн, ля-аля и так далее. В процессе гуления ребенок пытается изучить свой речевой аппарат, неоднократно повторяя различные звуки. Если с ребенком разговаривают взрослые, он вычленяет из их речи некоторые звуковые сочетания и пытается повторить, старается скопировать интонацию, с которой к нему обращаются. При последующем нормальном развитии ребенка гуление перерастает в лепет. Голосовой поток начинает распадаться на слоги, что влияет на постепенное формирование психофизиологического механизма слогообразования. [14]

Лепет – это многократное повторение слогов па, ба, ма, та, да, на. Эти слоги ребенок в норме может произносить примерно в 6 месяцев. В этот период ребенок уже контролирует свой лепет с помощью слуха, стремиться повторить то, что он сам произнес: ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. В это же время, по мнению Т. Б. Филичевой, нормально развивающиеся дети уже не просто играют со своим артикуляционным аппаратом, а начинают соотносить некоторые сочетания звуков с конкретными людьми или действиями. Далее происходит сочетание лепетных слогов с ударением на первом слоге, появляются ритмические сочетания различных слогов с идентичным ударением. Это явление называют лепетными словами [11; 15].

К 8 - 9 месяцам подражание звукам и лепету становится очевидным занятием ребенка, в речь проникают слова взрослых, которым ребенок подражает неосознанно.

К 10 - 11 месяцам при назывании взрослым любимой игрушки, знакомых предметов ребенок поворачивает к ним голову, тянет ручки, независимо от ситуации и интонации говорящего.

В конце первого периода – начале второго дети уже произносят все гласные: [а], [о], [у], [и], [э], [ы], губногубные согласные [п], [б], [м], переднеязычные [т], [д], [н], среднеязычный [й], зубно-губные [в], [ф], заднеязычные [к], [г], [х]. К 12 месяцам в норме ребенок произносит 6 - 10 облегченных слов.

В течении второго, преддошкольного, периода по классификации А. Н. Леонтьева, от года до трех лет, происходят крупные изменения в речи ребенка. Многими исследователями отмечается, что в период от 9 до 18 месяцев происходит начальный этап речевого развития ребенка. М. Е. Хватцев утверждает, что в этом возрасте ребенок переходит к речи как сознательному акту общения через инстинктивное звукообразование и механическое подражание. При этом спонтанное употребление слов отстает от понимания речи окружающих, что обусловлено затрудненностью в намеренном подражании. В этот период речь развивается очень активно, происходит резкий количественный скачок в словаре ребенка. В начале этого периода дети произносят осознанные слова, которые можно понять только в контексте ситуации, так как они несут обобщенный характер. Примерно в полтора года активный словарь детей развивается еще больше, и они начинают говорить короткими предложениями, которые содержат аморфные слова-корни. К концу второго периода дети уже используют в своей речи простые распространенные предложения. [11]

В преддошкольном периоде ребенок при нормальном развитии еще не использует шипящие [ш], [ж], [ч], [щ], а также соноры [р] и [л]. Это можно объяснить тем, что артикуляционный аппарат детей еще не совершенен, не развит полностью. Так же в этом возрасте дети могут переставлять, опускать, смешивать некоторые из звуков, выбирать для произнесения более простые по артикуляции звуки. В этот период появляются свистящие звуки [с], [з], [ц].

Третий период, дошкольный, характеризуется активным развитием речи, качественными изменениями словаря ребенка. Дети осваивают новые части речи, словообразование, начинают следить за своим произношением, иногда исправляют его, у них развивается фонематическое восприятие.

В условиях современного дошкольного образования актуальной стала проблема наиболее сложного этапа овладения детьми родным языком – овладение связной речью.

Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л. С Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.) [9].

Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной.

О. С. Ушакова, М. В. Ильяшенко, Е. А. Смирнова, В. П. Глухов и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития связной речи у детей дошкольного возраста эта проблема недостаточно исследована в педагогике.

В речи отмечаются такие нарушения, как элизии или отсутствие звуков, метатезы (перестановки звуков), замены одного звука другим, ассимиляции (уподобления звуков). Контаминации (слияния) встречаются реже, в основном дети образуют одно слово из двух [11].

В этот период, по мнению К. Д. Ушинского, развивается чувство языка, которое подсказывает ребенку место ударения в слове, сочетания слов в предложении и так далее. Дети в этот период еще имеют дефекты звукопроизношения. [1]

Во время четвертого, школьного, периода происходит совершенствование речи детей. Развивается связная речь, дети сознательно усваивают правила языка. Так же в этот период формируется и развивается письменная речь. А. Н. Гвоздев изучал речь ребенка от рождения до 9 лет, на основе полученных знаний он создал свою лингвистическую периодизацию речевого онтогенеза. [12]

Исследователь отмечает, что формирование фонетического слуха и подготовка к восприятию речи взрослых заканчивается к 1 году и 7 месяцам. В усвоении грамматики автор выделяет следующие три периода:

- период предложений из аморфных слов-корней (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев);

- период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет);

- период усвоения морфологической системы языка (до 8 лет).

А. Н. Гвоздев предлагает свою периодизацию процесса овладения звуками речи, который происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные звуки формируются раньше язычных, при этом твердые губные раньше, чем мягкие, а мягкие зубные – раньше твердых; взрывные звуки формируются раньше, чем щелевые, свистящие – раньше шипящих; затем осваиваются аффрикаты и сонорные звуки. К 1 году 8 месяцам ребенок усваивает ударные гласные звуки [а], [о], [у], [и] и согласные [м], [б], [г], [к], [д’], [т’], [л’], [п’], [с’], [х’], [j]; к двум годам – твердые согласные [д], [т], [н]; к трем годам усваиваются звуки [с], [п], [в], [з], [ы], [ч], [ш], [щ], [ж], [ц]; к четырем годам все звуки речи полностью усвоены.

В основе формирования звукопроизношения лежит развитие речедвигательной сферы, то есть согласованной работы двигательных центров речи в коре головного мозга, речедвигательного аппарата, речевого слуха. Первый год жизни можно назвать подготовительным периодом развития произношения, т.к. лепет, гуление, звукоподражательное произношение считаются особыми упражнениями речедвигательной сферы и слуха. С трех месяцев до года малыш овладевает механизмами произношения большинства звуков при гулении, сосании и др. Звуки родного языка усваиваются постепенно, начиная с более простых по артикуляции. Чем сложнее работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука, тем позже малыш его осваивает. Для овладения правильным произношением ребенку необходимо четко воспринимать звуки речи на слух и иметь подготовленный к их произнесению артикуляционный аппарат. Близость артикуляции некоторых звуков ([п], [б], [м] и их мягкие пары) к двигательным безусловно-рефлекторным реакциям (актам сосания, жевания, глотания) является причиной того, что данные звуки появляются в речи первыми – на втором году жизни. Вместе с ними появляются ударные гласные звуки [а], [о], [у]. К трем годам ребенок усваивает следующие звуки: гласные [и], [э], [ы], согласные [ф], [в], [т], [д], [к], [г], [х], [н], их мягкие пары и звук [j]. До пяти лет в речи появляются свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], [ц], шипящие [ш], [щ’], [ж], [ч’]. В 5-6 лет могут быть недостаточно сформированы сонорные звуки [р], [л] и их мягкие пары, это обусловлено сложностью артикуляции данных звуков. К 6-7 годам заканчивается процесс формирования правильного звукопроизношения, в этом возрасте ребенок в норме должен правильно произносить все звуки речи. А. Н. Гвоздев отмечал, что к восьми годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения. [10; 12; 17]

Таким образом, речь у детей в норме развивается многоступенчато. Формирование звукопроизношения в онтогенезе происходит поочерёдно и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. К концу дошкольного периода основная часть детей полностью овладевает навыком правильного звукопроизношения. Для этого ребенку необходимо четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь подготовленный артикуляционный аппарат.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: