Особенности речи у детей – алаликов

Речь –  это исторически образовавшаяся форма общения между людьми с помощью языковых конструкций, формируемых на основе определённых правил. Процесс речи подразумевает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой - восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка [1].

Голос, речь, слух представляют собой единую функциональную систему, которая имеет большой смысл не только для общения людей, но и для культурного развития всего человечества. Это функциональное единство четко проявляется при рассмотрении развития голоса, речи и слуха в онтогенетическом аспекте.

Речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Сложноорганизованный и полимодальный по своей структуре речевой процесс не ограничивается исключительно к моторному уровню. Для детей с алалией характерны не только запаздывания появления экспрессивной речи, но и патологический ход ее развития.

К расстройствам речи относят нарушения функций её восприятия и образования. Их причины: анатомические дефекты периферического речевого аппарата, нарушения его иннервации, а также органические и функциональные изменения некоторых отделов центральной нервной системы, обеспечивающих речевую деятельность. Расстройства речеобразования проявляются в нарушениях синтаксической структуры фраз, в изменениях словаря, звукового состава, методики, темпа и плавности речи.

При классификации речевых нарушений учитывают основные их проявления, сопутствующие неврологические симптомы, а так же характер анатомических изменений речевого аппарата. Нарушения процессов анализа и синтеза сообщений и нарушения речевой памяти, возникающие при локальных поражениях головного мозга, классифицируют  как группа афазии. Подобные поражения центральной нервной системы у детей, образовавшиеся до освоения ими речи, приводят к алалии [2].

В процессе развития речи дети с алалией испытывают определённые трудности: накопление словарного запаса идёт очень медленно, фразу они строят с трудом, неправильно.

Такие дети молчаливы, оживляются, услышав слова: мама, дом и др. В целом, лексико-грамматическая сторона речи у детей с моторной алалией содержит ряд особенностей, приводящих к трудностям речевого развития ребенка. Нарушения, если их не исправить вовремя в детском возрасте, вызывает затруднения в общении с окружающими, а в дальнейшем приводят к определенным изменениям личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", т.е. приводят к возникновению закомплексованности, мешая в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. [4]

Особенности детей с алалией можно представить следующим образом:

- малыш использует громкий голос;

- возникают проблемы с письменной речью;

- ребенок тяжело воспринимает обращенный к нему вопрос и затрудняется с ответом;

- возникают проблемы с правильным произношением слов и предложений;

- наблюдается правильное произношение звонких и мягких согласных;

- слова напоминают лепет.

При изучении ребенка с психолого-педагогической точки зрения можно отметить у него присутствие следующих особенностей:

- быстрая утомляемость;

- повышенная активность;

- сильная заторможенность либо, наоборот, расторможенность.

Дети — алалики негативно относятся к речи, не понимают ее значения и не участвуют в произношении слов. Кроме этого, наблюдаются значительные проблемы в таких психических процессах ребенка, как память, внимание и восприятие.

Дети, страдающие моторной алалией обладают достаточными произносительными возможностями, но они не умеют ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена одного звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).

Имеются также нарушения смысловой стороны речи. У этих детей в пассивном словаре значительно больше слов чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как в понимании глаголов, так и в использовании их в речи.

Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стул говорят стол и т. д. В речи можно наблюдать контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, принадлежащие к разным словам, в одно слово например – трашет – трактор пашет.

Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровне (знают в основном названия предметов).

У детей с сенсорной алалией, наблюдается невнимательность к звукам, они могут слышать тихие звуки или совсем не реагировать на звуковые раздражители, они испытывают большие трудности с заучиванием отдельных слов и с трудом удерживают их в памяти, их пассивный словарь обогащается медленно, возникает разрыв между называемым предметом и пониманием слова, его обозначающего.

Иногда дети лучше воспринимают чужую речь  утром — после сна рабочая функция коры головного мозга выше, а вечером, по мере нарастания утомления понимание речи такими детьми значительно ухудшается. Реже происходит наоборот, дети лучше воспринимают речь вечером, когда после ночного сна действует тормозной фон, а к вечеру, восприятие несколько улучшается, клетки головного мозга в включаются в рабочий ритм.

Увеличение громкости обращенной речи не улучшает понимание у детей с сенсорной алалией, это позволяет отличить их от слабослышащих детей. Сильные раздражители вызывают запредельно охранительное торможение в коре головного мозга, и недоразвитые клетки выключаются из деятельности. Тихая спокойная речь воспринимается ребёнком значительно лучше, чем громкая речь, крик. Использование слуховых аппаратов, у сенсорных алаликов не улучшает восприятие речи, в то время как у слабослышащих функция восприятия значительно улучшается.

У детей с сенсорной алалией часто наблюдается гиперакузия (повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, звук капающей воды, тихий скрип и т. д). Здоровые люди слышат такие звуки, но не реагируют на них, за исключением моментов утомления, раздражения. Дети с сенсорной алалией воспринимают эти звуки обостренно, и очень болезненно реагируют на них: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные ощущения.

Дети, страдающие сенсорной недостаточностью, обладают высокой речевой активностью.

У них наблюдается логоррея — ребенок бессвязно воспроизводит все известные ему слова. Не улавливая смысла, ребенок произносит, отражая как эхо, слова и словосочетания, которые он слышал раньше или в данный момент. Слова и словосочетания, произнесенные таким образом, не осмысливаются и не закрепляются.

Ребенок с сенсорной алалией с упоением слушает собственную речь, интонацию своего голоса. Речь сенсорного алалика сопровождается живой мимикой и жестами, а так же имеет выразительную интонацию.

Увеличение объема произносимой речи не улучшает понимания детей с сенсорной алалией, но позволяет отличить их от слабослышащих детей. Сильные раздражители вызывают черезмерно сильное защитное торможение в коре головного мозга, и недоразвитые клетки отключаются от деятельности. Тихая спокойная речь воспринимается ребенком гораздо лучше, чем громкая речь, крик. применение слуховых аппаратов у сенсорных алаликов не улучшает восприятие речи, в то время как у слабослышащих значительно улучшается функция восприятия.

Дети с сенсорной алалией не способны контролировать свою собственную речь. Высказывания ошибочны по форме и не точны по содержанию, также  часто бывает трудно понять, о чем так страстно он говорит. Здесь обильно встречаются парафразии (замены), элизии (пропуски звуков, частей слова) персеверации, контаминации (части разных слов соединяются друг с другом). В целом, речь ребенка с сенсорной алалией представляет собой повышенную речевую активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля над своей речью. Грубо нарушенная речь при сенсорной алалии не может использоваться как средство общения.

Также у сенсорных алаликов наблюдаются нарушения личности; разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребенка.

В результате у детей с сенсорной алалией нарушена не сама возможность развития речи, а преимущественно возможность обучаться речи на основе слуха, что является ведущим фактором, определяющим специфику коррекционной работы с этой категорией детей.

Грубо нарушенная речь при сенсорной алалии не может быть использована в качестве средства общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: