YII. Речевая моторика

1. Состояние мимической мускулатуры: «Толстые щеки» ____________________________________

«Рассердись, как Баба-Яга – превратись в доброго волшебника» __________________________________

2. Состояние артикуляторной моторики:

Губы: «Улыбка» ________________ «Трубочка» ____________«Улыбка – трубочка»_________________

Язык: «Лопатка» ________________ «Иголочка» ____________ «Качели» _________ «Часы»__________

Челюсть: открыть и закрыть рот _____________________ Мягкое нёбо: произнести [А] ______________

Выводы: ________________________________________________________________________________

YIII. Звукопроизношение

Гласные: Ы __________ А______________ У ____________ О ______________ И ________________

Согласные: С _____ Сь _____ З ______ Зь _____ Ц ______Ш ______ Ж _______ Щ ______ Ч _______

Л _____ Ль _____ Р ______ Рь _____ В ______ Вь _____ Б _______ Бь ______ Д _______

Дь _____ Г _____ Гь ______ Й _____ К ______ Х ______ Ф _______ Т _______ Н _______

Выводы: ________________________________________________________________________________

IX. Обследование слоговой структуры слова

Рыба __________ вата ___________ малина_______________ машина____________ мак _______ дом ___________ веник __________ диван________________ шкаф ____________ стол ________

кукла_________ марка __________ карман ______________ телефон ________________________

барабан _______________яблоко_______________ шахматы_____________ автобус ____________

кузнечик_________________матрешка________________избушка_____________хлеб ____________

торт _________ звезда ____________ гнездо_________паутина _____________черепаха___________

Выводы: ________________________________________________________________________________

X. Обследование фонематического слуха

Восприятие и воспроизведение ритма: /// ________, / // _______, // / ________, // // ______

2. Опознание фонем на материале слов: послушай слова и покажи соответствующие картинки: где стул? _________ где стол? ________; коса-коза________; кочка-кошка________; миска-мишка________

3. Опознание фонем на материале слогов: послушай и повтори: да-та ____________; па-ба________; га-ка ___________; ма-ба _________; та-да ________; ба-па; ________; ка-га ________; ба-ма _________

4. Опознание фонем на материале звуков: подними руку, если услышишь гласный [а] _____________

Выводы: ________________________________________________________________________________

XI. Обследование фонематического восприятия

1. Опознание ударного гласного в начале слова:

· в слове Аня первый звук [а], а в слове: аист______; утка_________; ива________ – какой?

2. Опознание ударного гласного в конце слова:

· в слове «рука» последний звук [а], а в слове: нога ________; окно _____; кенгуру _____ - какой?

3. Опознание согласного в конце слова: в слове «кот» последний [т], а в слове: мак _____; дом _____

Выводы: ________________________________________________________________________________

XII. Обследование понимания речи

1. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх ___, отведи в стороны ___

2. Обследование понимания предложения.

а)Выполнить действия: «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»____________________________________________________________________________________

б) Какое из 2 предложений правильное: «Слон больше мухи», «Муха больше слона» _________

в) Закончить предложение:«Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что _________»

3. Обследование понимания грамматических форм.

а) Покажи линейку ручкой ______________________ карандашом ручку ____________________

б) Покажи на какой картинке нарисован солдат (солдаты) __________ ракета (ракеты) ________

в) Закончить фразу: «На картинке красное ______________», «На картинке красный __________»

Выводы: ________________________________________________________________________________

XIII. Состояние словаря (наглядный материал)

Предметный словарь.

а) назвать: мяч ____ кукла ___ машинка ___ чашка ____тарелка ___ ложка____ рубашка ___ платье____

б) показ и название частей пред-ов: человек - нога _________ руки ________ голова ______глаза_______ уши _______; стул - спинка_______ сидение ________ ножки _____; машина - кузов _______ колеса __

в) уровень обобщений: мяч, кукла, машинки ______________ чашка, тарелка, ложки _______________

рубашка, платье, шорты _______________________________________________

Словарь признаков.

а) подбор прилаг-ых к существительным: лиса – какая? __________________ лимон- _______________

Глагольный словарь.

а) Как подает голос: мышка _______________ лягушка ________________ свинья___________________

б) что делает: врач ______________________________ повар ____________________________________

в) как передвигается: машина ________________ птичка _________________ рыбка ________________

4. Подбор антонимов: большой - __________; пришёл - _________ приехал - _______; холодно - ____

Выводы: ________________________________________________________________________________

XIY. Обследование словообразования

1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

«Скажи ласково»: стол - ___________________ чашка - ___________________ кукла - _______________

2. Образование названий детенышей животных: «Кто у кого» у кошки - ________________________

у лисы - ______________________ у утки - ___________________ у слона - ______________________

3. Образование относит. прил-ых: стол из дерева ________________ сок из яблок _________________

4. Образование глаголов с приставками: ответить на вопрос: «Что делает мальчик»?

Мальчик выходит из дома _____________________ Мальчик подходит к дому_____________________

Выводы: ________________________________________________________________________________

XY. Обследование словоизменения

1. Употребление существительных в им. падеже ед. и мн. числа:

«Скажи по образцу: стол-столы» рука - ___________________ кукла - _______________________

2. Употребление существительных в косвенных падежах: «Ответь на вопросы картинкам»:

Без чего машина? ___________________________; Кого нарисовал Миша? ________________________; Кому Оля дает корм? _____________________________________________________________________

3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе (назвать цвет предметов):

майка – _____________________ диван- ____________________ яблоко - ______________________

4. Употребление предложно-падежных конструкций. Ответь на вопросы: «Где лежит ручка?» (на столе) ____________ «Где стоит кот??» (за домом) ________________ «Где спрятался кот?» (под крыльцом)_______

5. Употребление числительных 2 и 5 с существительными: «Сосчитай, сколько предметов на картинке»? 2 кота ___________ 5 котов ____________ 2 машины ____________ 5 машин __________

Выводы: ________________________________________________________________________________

XYI. Обследование связной речи

1. Диалогическая речь: «Расскажи о своей любимой игрушке»

_________________________________________________________________________________________

Монологическая речь.

а). Составление предложений по картинкам: «Скажи, что нарисовано на картинках:

_________________________________________________________________________________________

б). Пересказ текста: «Перескажи сказку «Курочка Ряба». ________________________________________

_________________________________________________________________________________________

в). Рассказ по серии картинок с наводящими вопросами (3 картинки): «Расскажи, что ты видишь на картинке?». ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Выводы: _______________________________________________________________

Логопедическое заключение: ____________________________________________________

Дата заполнения речевой карты «____» ____________ 200__ г.

Учитель-логопед: _________________________


Приложение Б

Дидактические игры по предупреждению и исправлению речевых нарушений у воспитанников ДОУ

Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА».

Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека.

ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.

Развивать звуко-слоговой анализ.

Совершенствовать грамматически правильную речь.

Развивать мелкую моторику.

Коррекция фонематического слуха.

МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона (синего, жёлтого,зелёного и красного цвета) с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру.

СБОРКА цветка: на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса.

ХОД ИГРЫ:

На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей.

1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку.

2 ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т.д.)

3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный.

4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение.

5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты…).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: