ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»
Факультет психологии и педагогического образования
Кафедра специального (дефектологического) образования
ТИЩЕНКО НАТАЛИЯ ЭДУАРДОВНА
направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование
профиль «Логопедия»
группа З-СД(О)Л-17
Курсовая работа
по Логопедии. Системных нарушений речи.
СПЕЦИФИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ПРИ СЕНСОРНОЙ И МОТОРНОЙ АЛАЛИИ
К защите допускаю: Научный руководитель:
Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Преподаватель кафедры С(Д)О
Андрусёва И.В. Абибуллаева Л.Ш.
_________________________________
Оценка: ___________________
Дата защиты: _______________
Симферополь, 2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3 | |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИФИКИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ…………..…………………………………………… 7 | |
1.1Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения речи при сенсорной и моторной алалии ……………………………….…………………………………………..… 7 | |
1.2Алалия как клиническая форма нарушения речи у детей………..……………………………………………………………. 14 | |
Выводы по главе 1.......................................................................................... 24 | |
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ ………………………………………………………………… 25 | |
2.1Особенности речи у детей – алаликов ……………………………...… 25 | |
2.2Специфика методов и приёмов обследования детей с алалией ……………………………………………………………………….…… 28 | |
Выводы по главе 2.......................................................................................... 32 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 33 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................ 34 |
ВВЕДЕНИЕ
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка [1, с. 132].
Голос, речь, слух представляют единую функциональную систему, которая имеет огромное значение не только для общения людей, но и для культурного развития всего человечества. Это функциональное единство четко проявляется при рассмотрении развития голоса, речи и слуха в онтогенетическом аспекте.
Речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Сложно организованный и полимодальный по своему строению речевой процесс не сводится исключительно к моторному уровню. Для детей с алалией типичны не только запаздывания появления экспрессивной речи, но и патологический ход ее развития.
К расстройствам речи относят нарушения функций её восприятия и образования. Их причины: анатомические дефекты периферического речевого аппарата, нарушения его иннервации, а также органические и функциональные изменения некоторых отделов центральной нервной системы, обеспечивающих речевую деятельность. Расстройства образования речи проявляются в нарушениях синтаксической структуры фраз, в изменениях словаря, звукового состава, методики, темпа и плавности речи.
При классификации речевых расстройств учитывают основные их проявления, сопутствующие неврологические симптомы, характер анатомических изменений речевого аппарата. Нарушения процессов анализа и синтеза сообщений и нарушения речевой памяти, возникающие при локальных поражениях головного мозга, относят к группе афазии. Аналогичные поражения центральной нервной системы у детей, возникшие до освоения ими речи, приводят к алалии [2, с. 97].
В связи с тем, что в последние годы увеличивается число детей, страдающих алалией, то остро встает проблема изучения речи таких детей.
Научно обоснованных статистических сведений о распространенности алалии нет. Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2 %. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1 % населения. Авторы подчеркивают, что у мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек [3, с. 201].
Несмотря на многочисленные исследования, данная проблема остаётся актуальной до сегодняшнего дня.
В процессе развития речи дети с алалией испытывают определённые трудности: накопление словаря идёт очень медленно, фразу они строят с трудом, неправильно, например: "мальчик горка санках катается" – мальчик катается на санках с горки. В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которая окружающим не понятна, например: "ляля киля гиля" – девочка катается на лыжах.
Такие дети молчаливы, оживляются, услышав слова: мама, дом и др. Вообще, лексико-грамматическая сторона речи у детей с моторной алалией имеет ряд особенностей, которые приводят к трудностям речевого развития ребенка [4, с. 164]. Нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывает трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут за собой определенные изменения личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", т.е. ведут к возникновению закомплексованности, мешая в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
В практике логопедической работы дошкольных учреждений значительное место занимает коррекция речевой патологии детей с общим недоразвитием речи (ОНР) различной степени тяжести.
Работа с такими детьми является наиболее сложной, т.к. дети с моторной алалией часто имеют ОНР 1-2 уровня. У детей с ОНР и «моторных алаликов» часто наблюдаются одинаковые симптомы речевых нарушений.
Обследование является важным этапом коррекционной работы. От правильно проведенной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но и часто его судьба. Эффективность коррекционной работы логопеда определяется умением правильно оценивать структуру дефекта и степень выраженности нарушений [5, с. 3].
Для определения уровня понимания речи, сформированности предпосылок к её развитию проводят следуюие обследования:
ü фонематического слуха;
ü готовности артикуляционного аппарата, обеспечивающего становление звуковой стороны речи.
Для изучения уровня активной речи проводят, в свою очередь, такие обследования:
ü состояния звукопроизношения;
ü наличие фразовой речи;
ü наличие предметного и глагольного словаря по темам;
ü состояния сформированности грамматического строя;
ü состояния связной речи.
Анализ состояния общей и мелкой моторики. Логопедическая диагностика должна идти от общего к частному: от выявления комплексов речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии, взаимодействию между речевой и неречевой симптоматикой, определению структуры речевого дефекта. В логопедии разработаны различные методы диагностирования. Как правило, эти методы предусматривают качественный анализ данных. Однако в некоторых случаях может быть полезна унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала, результаты которой могут быть выражены в количественной форме [5, с. 4].
Цель исследования данной работы является изучение специфики речи у детей с алалией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть основные причины и факторы возникновения алалии;
3.Осуществить сравнительный анализ и дать психолого-педагогические и речевые особенности детей с диагнозом алалия
4. Охарактеризовать психолого-педагогические и речевые особенности детей дошкольного возраста с алалией;
Объект исследования:
Развитие речи у детей дошкольного возраста с алалией
Предмет исследования:
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с алалией.
Методы исследования:
Теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.