Общие сведения о ВС и состав БАСО

Содержание

 

Список сокращений и условных обозначений. 3

Термины и определения. 4

Введение. 5

1. Характеристика объектов исследования. 7

1.1 Общие сведения о ВС и состав БАСО.. 7

1.2 Структура и численность расчетов аварийно-спасательной команды аэропорта. 13

Глава 2. Процедуры на месте происшествия. 16

2.1 Порядок действий расчетов АСК в аварийной ситуации. 16

2.2 Составление процедуры удаления ВС, потерявшего способность двигаться с летного поля. 22

2.3 Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и эвакуационных работ. 25

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию (повышению эффективности) процессов АСР и эвакуационных работ. 29

3.1 Предложения по совершенствованию процессов АСР на ВС.. 29

3.2 Предложения по совершенствованию процессов АСР в аэропорту. 29

Заключение. 31

Список использованных источников. 33

Приложение А Основные геометрические размеры самолета Як-40. 34

Приложение Б Схема внутренней компановки Як-40. 35

Приложение В Размещение БАСО на Як-40. 36

Приложение Г Типовая схема оповещения расчётов АСК авиапредприятия. 37

Приложение Д Процедуры на месте АП.. 38

Приложение Ж Расположение АПТП под самолётом Як-40. 40

 

 


 


Список сокращений и условных обозначений

АП - авиационное происшествие

АСК - аварийно-спасательная команда

ВПО - ведомственная пожарная охрана

ВС - воздушное судно

ВФП - внутрифюзеляжный пожар

ГА - гражданская авиация

ИКАО - международная организация гражданской авиации

ОТС -огнетушащий состав

ОФП - опасные факторы пожара

ПА - пожарный автомобиль (аэродромный)

ПАСОП - поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов

ПО - пенообразователь

ПСК - пожарно-спасательная команда

ПСР - пожарно-спасательный расчет

СИЗОД - средства индивидуальной защиты органов дыхания

СПАСОП – служба ПАСОП

УТПЗ - уровень требуемой противопожарной защиты

 


 


Термины и определения

 

Аварийное оповещение- обслуживание воздушного движения, предоставляемое с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисковых и аварийно-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям.

Аварийно-спасательные работы (АСР)-действия по спасанию пассажиров и экипажей ВС, авиационной техники и материальных ценностей при авиационных происшествиях и инцидентах, производственных авариях на объектах ГА и стихийных бедствиях.

Бортовое аварийно-спасательное оборудование (БАСО)- оборудование, входящее в конструкцию ВС или установленное в определённых случаях, используемое в аварийных ситуациях и предназначенное для защиты людей от поражающих факторов, экстренной эвакуации людей с борта ВС, передачи сигналов и сообщений о бедствии и поддержании жизнедеятельности людей в автономных условиях.

Воздушное судно, потерпевшее бедствие-ВС, получившее при взлете, полете, посадке или при падении серьезное повреждение или полностью разрушенное, а также ВС, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома.

Воздушное судно, терпящее бедствие- ВС, оказавшееся в условиях, когда ему или находящимся на его борту людям угрожает непосредственная опасность, которая не может быть устранена действиями самого экипажа.

Вынужденная посадка-посадка на аэродроме или вне аэродрома по причинам, не позволяющим выполнить полет согласно плану.

Дополнительные сведения-сведения, передаваемые после сообщения о бедствии и содержащие информацию о местонахождении ВС, курсе, скорости, высоте полёта, характере бедствия, решении КВС и т.п.


 


Введение

 

В связи с тем, что в настоящее время авиация занимает обширное место в транспортной системе нашей страны и мира в целом, совершается огромное количество рейсов. К сожалению, среди данных перелетов могут случиться и случаются различные авиационные происшествия. Изучение показателей выживаемости людей в АП и спасания силами экипажа ВС и спасательных формирований ГА позволяет сделать вывод о том, что количество пострадавших и тяжесть их травмирования в большинстве случаев можно уменьшить. Сделать это можно путем повышения эффективности организации аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов на аэродроме.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что большинство авиационных происшествий происходит на территории и в районе аэродрома, а ответственность за данную территорию несет аварийно-спасательная команда(АСК) авиапредприятия.

Целью курсовой работы является изучение и описание процессов аварийно-спасательных и аварийно-технических работ на ВС с участием аварийно-спасательных формирований аэропорта при возникновении различных аварийных ситуаций в процессе эксплуатации ВС, выработка мероприятий, направленных на совершенствование аварийно-спасательных процедур.

Задачи исследования:

- изучение и описание объектов и предмета исследования;

- выбор (разработка) процедур для проведения АСР в аварийной ситуации, определенной вариантом задания;

- разработка рекомендаций по совершенствованию процессов и повышении эффективности процедур.

Объектами исследования являются воздушные суда и аварийно-спасательные формирования авиационных организаций.

Предмет исследования - процессы (процедуры) аварийно-спасательных работ на месте АП.

 

 


 


Характеристика объектов исследования

Общие сведения о ВС и состав БАСО

Самолет Як-40, сочетающий в себе комфорт и надежность, по праву

считается одним из лучших пассажирских самолетов России.

Ниже указаны основные ЛТХ самолета Як-40:

· экипаж – два/три человека и один бортпроводник;

· пассажировместимость – 40, 36, 34, 31, 27 человек (в зависимости от модификации);

· грузоподъёмность, кг – 3240;

· длина, м – 20,36;

· размах крыла, м – 25;

· высота, м – 6,5;

· площадь крыла, кв. м – 70;

· масса пустого, кг – 13750;

· макс. взлётная масса, кг – 17200;

· масса топлива, кг – 6000;

· силовая установка – 3 × ТРДД АИ-25;

· вспомогательная силовая установка – АИ-9 ГТД.

Основные геометрические размеры самолета указаны на рисунке 1.

Рисунок 1 - размеры самолета Як-40

 

Схема внутренней компоновки представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. -внутренняя компоновка Як-40

 

Комплекс бортового аварийно-спасательного оборудования самолета Як-40 показан на рисунке 3.

Рисунок 3- Размещение бортового аварийно-спасательного оборудования на самолете Як-40

Состав БАСО Як-40

1. Аварийные выходы (рис.4): задняя выходная дверь(трап), два аварийных выхода на крыло, правый аварийный выход, левая боковая дверь, верхний аварийный люк в кабине экипажа.

 

Рисунок 4- расположение аварийных выходов на самолете Як-40

 

2. Три спасательных каната, установленных в кабине экипажа, над левой

дверью и по правому борту (шп. 17-18).

3. Два огнетушителя ОУ (ОР 1-2), установленных при входе по левому

борту, в кабине экипажа за креслом КВС.

4. Медицинская аптечка (в кабине экипажа и в салоне у бортпроводника).

5. Аварийный топор за креслом КВС.

6. Аварийная радиостанция Р-855УМ, в кабине экипажа.

7. Спасательные жилеты АСЖ-63П (АСЖ-85) - в салоне под сидениями

пассажиров.

8. Спасательный плот ПСН-25-30 - возле боковой двери (необходимо

снять l-й ряд кресел).

9. Световое табло над каждым аварийным выходом.

10. Дымозащитное оборудование состоит из баллона КБ-2 с кислородным

прибором КП-19 и дымозащитной маской ЛП-2. Установлено на перегородке

слева на входе в кабину экипажа. Три ЛП-2 для экипажа под сидениями кре-

сел пилотов.

11. Переносной кислородный баллон КБ-3 с кислородным прибором КП-21

и кислородной маской КМ-15. Установлен за креслом второго пилота в специальном чехле.

12. Автоматический переносной радиомаяк АPM-406II - в багажнике.

13. Автоматический аварийно-спасательный радиомаяк АРМ-406АС-1 - в

кабине экипажа.

В случае аварии командир ВС:

- открывает верхний аварийный люк;

- руководит эвакуацией пассажиров;

- не разрешает никому из пассажиров возвращаться в самолет, пока есть

угроза пожара;

- эвакуируется последним.

Второй пилот:

- выполняет указания командира ВС;

- в случае выхода из строя командира ВС выполняет его функции;

- открывает боковую дверь и обеспечивает эвакуацию пассажиров.

Таблица № 1 Категория аэропорта по УТПЗ

Категория аэропорта по УТПЗ Длина фюзеляжа (м) Ширина фюзеляжа (м)
1 до 9 менее 2
2 от 9 до 12 не более 2
3 12-18 не более 3
4 18-24 не более 4
5 24-28 не более 4
6 28-39 не более 5
7 39-49 не более 5
8 49-61 не более 7
9 61-76 не более 7
10 76-90 не более 8

 

Для самолетов, длина фюзеляжа которых превышает 20м, площадь теоретической критической зоны (Ат) вычисляется по формуле:

(1)

где L – длина фюзеляжа; B – величина, полученная экспериментальным путем.

Для самолетов с длиной фюзеляжа более 24м, «B» составляет величину, рассчитываемую по формуле:

(2)

где W- ширина фюзеляжа.

Подставив известные геометрические значения в формулы (1) и (2) получим:

В результате статистического анализа имевших место АП было установлено, что практическая критическая зона Ар приблизительно составляет две трети от теоретической:

       (3)

Подставив значения в формулу (3) получим:

По табл. 1 в зависимости от длины ВС и ширины фюзеляжа определяют категорию ВС, регулярно использующих данный аэродром.

 

Таблица 2- Категорирование ВС в зависимости от технических характеристик

Категория ВС Длина ВС, м Ширина фю­зеляжа, м Категория ВС Длина ВС, м Ширина фю­зеляжа, м
1 До 9 2 6 28—39 5
2 9—12 2 7 39—49 5
3 12—18 3 8 49—61 7
4 18—24 4 9 61—76 7
5 24—28 4      

 

Для отнесения ВС к определенной категории вначале производится оценка его длины, а затем ширины фюзеляжа. Если после выбора категории, соответствующей длине ВС, ширина его фюзеляжа будет превышать максимальную ширину, приведенную для этой категории в таблице, то фактическая категория для данного типа ВС принимается на одну ступень выше.

Самолет Як-40, имеющий длину 20,36 м. и ширину фюзеляжах 2,4 м. следует отнести к четвертой категории.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: