Содержание
Список сокращений и условных обозначений. 3
Термины и определения. 4
Введение. 5
1. Характеристика объектов исследования. 7
1.1 Общие сведения о ВС и состав БАСО.. 7
1.2 Структура и численность расчетов аварийно-спасательной команды аэропорта. 13
Глава 2. Процедуры на месте происшествия. 16
2.1 Порядок действий расчетов АСК в аварийной ситуации. 16
2.2 Составление процедуры удаления ВС, потерявшего способность двигаться с летного поля. 22
2.3 Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и эвакуационных работ. 25
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию (повышению эффективности) процессов АСР и эвакуационных работ. 29
3.1 Предложения по совершенствованию процессов АСР на ВС.. 29
3.2 Предложения по совершенствованию процессов АСР в аэропорту. 29
Заключение. 31
Список использованных источников. 33
Приложение А Основные геометрические размеры самолета Як-40. 34
Приложение Б Схема внутренней компановки Як-40. 35
Приложение В Размещение БАСО на Як-40. 36
Приложение Г Типовая схема оповещения расчётов АСК авиапредприятия. 37
|
|
Приложение Д Процедуры на месте АП.. 38
Приложение Ж Расположение АПТП под самолётом Як-40. 40
Список сокращений и условных обозначений
АП - авиационное происшествие
АСК - аварийно-спасательная команда
ВПО - ведомственная пожарная охрана
ВС - воздушное судно
ВФП - внутрифюзеляжный пожар
ГА - гражданская авиация
ИКАО - международная организация гражданской авиации
ОТС -огнетушащий состав
ОФП - опасные факторы пожара
ПА - пожарный автомобиль (аэродромный)
ПАСОП - поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов
ПО - пенообразователь
ПСК - пожарно-спасательная команда
ПСР - пожарно-спасательный расчет
СИЗОД - средства индивидуальной защиты органов дыхания
СПАСОП – служба ПАСОП
УТПЗ - уровень требуемой противопожарной защиты
Термины и определения
Аварийное оповещение- обслуживание воздушного движения, предоставляемое с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисковых и аварийно-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям.
Аварийно-спасательные работы (АСР)-действия по спасанию пассажиров и экипажей ВС, авиационной техники и материальных ценностей при авиационных происшествиях и инцидентах, производственных авариях на объектах ГА и стихийных бедствиях.
Бортовое аварийно-спасательное оборудование (БАСО)- оборудование, входящее в конструкцию ВС или установленное в определённых случаях, используемое в аварийных ситуациях и предназначенное для защиты людей от поражающих факторов, экстренной эвакуации людей с борта ВС, передачи сигналов и сообщений о бедствии и поддержании жизнедеятельности людей в автономных условиях.
|
|
Воздушное судно, потерпевшее бедствие-ВС, получившее при взлете, полете, посадке или при падении серьезное повреждение или полностью разрушенное, а также ВС, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома.
Воздушное судно, терпящее бедствие- ВС, оказавшееся в условиях, когда ему или находящимся на его борту людям угрожает непосредственная опасность, которая не может быть устранена действиями самого экипажа.
Вынужденная посадка-посадка на аэродроме или вне аэродрома по причинам, не позволяющим выполнить полет согласно плану.
Дополнительные сведения-сведения, передаваемые после сообщения о бедствии и содержащие информацию о местонахождении ВС, курсе, скорости, высоте полёта, характере бедствия, решении КВС и т.п.
Введение
В связи с тем, что в настоящее время авиация занимает обширное место в транспортной системе нашей страны и мира в целом, совершается огромное количество рейсов. К сожалению, среди данных перелетов могут случиться и случаются различные авиационные происшествия. Изучение показателей выживаемости людей в АП и спасания силами экипажа ВС и спасательных формирований ГА позволяет сделать вывод о том, что количество пострадавших и тяжесть их травмирования в большинстве случаев можно уменьшить. Сделать это можно путем повышения эффективности организации аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов на аэродроме.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что большинство авиационных происшествий происходит на территории и в районе аэродрома, а ответственность за данную территорию несет аварийно-спасательная команда(АСК) авиапредприятия.
Целью курсовой работы является изучение и описание процессов аварийно-спасательных и аварийно-технических работ на ВС с участием аварийно-спасательных формирований аэропорта при возникновении различных аварийных ситуаций в процессе эксплуатации ВС, выработка мероприятий, направленных на совершенствование аварийно-спасательных процедур.
Задачи исследования:
- изучение и описание объектов и предмета исследования;
- выбор (разработка) процедур для проведения АСР в аварийной ситуации, определенной вариантом задания;
- разработка рекомендаций по совершенствованию процессов и повышении эффективности процедур.
Объектами исследования являются воздушные суда и аварийно-спасательные формирования авиационных организаций.
Предмет исследования - процессы (процедуры) аварийно-спасательных работ на месте АП.
Характеристика объектов исследования
Общие сведения о ВС и состав БАСО
Самолет Як-40, сочетающий в себе комфорт и надежность, по праву
считается одним из лучших пассажирских самолетов России.
Ниже указаны основные ЛТХ самолета Як-40:
· экипаж – два/три человека и один бортпроводник;
· пассажировместимость – 40, 36, 34, 31, 27 человек (в зависимости от модификации);
· грузоподъёмность, кг – 3240;
· длина, м – 20,36;
· размах крыла, м – 25;
· высота, м – 6,5;
· площадь крыла, кв. м – 70;
· масса пустого, кг – 13750;
· макс. взлётная масса, кг – 17200;
· масса топлива, кг – 6000;
· силовая установка – 3 × ТРДД АИ-25;
· вспомогательная силовая установка – АИ-9 ГТД.
Основные геометрические размеры самолета указаны на рисунке 1.
Рисунок 1 - размеры самолета Як-40
Схема внутренней компоновки представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. -внутренняя компоновка Як-40
Комплекс бортового аварийно-спасательного оборудования самолета Як-40 показан на рисунке 3.
Рисунок 3- Размещение бортового аварийно-спасательного оборудования на самолете Як-40
|
|
Состав БАСО Як-40
1. Аварийные выходы (рис.4): задняя выходная дверь(трап), два аварийных выхода на крыло, правый аварийный выход, левая боковая дверь, верхний аварийный люк в кабине экипажа.
Рисунок 4- расположение аварийных выходов на самолете Як-40
2. Три спасательных каната, установленных в кабине экипажа, над левой
дверью и по правому борту (шп. 17-18).
3. Два огнетушителя ОУ (ОР 1-2), установленных при входе по левому
борту, в кабине экипажа за креслом КВС.
4. Медицинская аптечка (в кабине экипажа и в салоне у бортпроводника).
5. Аварийный топор за креслом КВС.
6. Аварийная радиостанция Р-855УМ, в кабине экипажа.
7. Спасательные жилеты АСЖ-63П (АСЖ-85) - в салоне под сидениями
пассажиров.
8. Спасательный плот ПСН-25-30 - возле боковой двери (необходимо
снять l-й ряд кресел).
9. Световое табло над каждым аварийным выходом.
10. Дымозащитное оборудование состоит из баллона КБ-2 с кислородным
прибором КП-19 и дымозащитной маской ЛП-2. Установлено на перегородке
слева на входе в кабину экипажа. Три ЛП-2 для экипажа под сидениями кре-
сел пилотов.
11. Переносной кислородный баллон КБ-3 с кислородным прибором КП-21
и кислородной маской КМ-15. Установлен за креслом второго пилота в специальном чехле.
12. Автоматический переносной радиомаяк АPM-406II - в багажнике.
13. Автоматический аварийно-спасательный радиомаяк АРМ-406АС-1 - в
кабине экипажа.
В случае аварии командир ВС:
- открывает верхний аварийный люк;
- руководит эвакуацией пассажиров;
- не разрешает никому из пассажиров возвращаться в самолет, пока есть
угроза пожара;
- эвакуируется последним.
Второй пилот:
- выполняет указания командира ВС;
- в случае выхода из строя командира ВС выполняет его функции;
- открывает боковую дверь и обеспечивает эвакуацию пассажиров.
Таблица № 1 Категория аэропорта по УТПЗ
Категория аэропорта по УТПЗ | Длина фюзеляжа (м) | Ширина фюзеляжа (м) |
1 | до 9 | менее 2 |
2 | от 9 до 12 | не более 2 |
3 | 12-18 | не более 3 |
4 | 18-24 | не более 4 |
5 | 24-28 | не более 4 |
6 | 28-39 | не более 5 |
7 | 39-49 | не более 5 |
8 | 49-61 | не более 7 |
9 | 61-76 | не более 7 |
10 | 76-90 | не более 8 |
|
|
Для самолетов, длина фюзеляжа которых превышает 20м, площадь теоретической критической зоны (Ат) вычисляется по формуле:
(1)
где L – длина фюзеляжа; B – величина, полученная экспериментальным путем.
Для самолетов с длиной фюзеляжа более 24м, «B» составляет величину, рассчитываемую по формуле:
(2)
где W- ширина фюзеляжа.
Подставив известные геометрические значения в формулы (1) и (2) получим:
В результате статистического анализа имевших место АП было установлено, что практическая критическая зона Ар приблизительно составляет две трети от теоретической:
(3)
Подставив значения в формулу (3) получим:
По табл. 1 в зависимости от длины ВС и ширины фюзеляжа определяют категорию ВС, регулярно использующих данный аэродром.
Таблица 2- Категорирование ВС в зависимости от технических характеристик
Категория ВС | Длина ВС, м | Ширина фюзеляжа, м | Категория ВС | Длина ВС, м | Ширина фюзеляжа, м |
1 | До 9 | 2 | 6 | 28—39 | 5 |
2 | 9—12 | 2 | 7 | 39—49 | 5 |
3 | 12—18 | 3 | 8 | 49—61 | 7 |
4 | 18—24 | 4 | 9 | 61—76 | 7 |
5 | 24—28 | 4 |
Для отнесения ВС к определенной категории вначале производится оценка его длины, а затем ширины фюзеляжа. Если после выбора категории, соответствующей длине ВС, ширина его фюзеляжа будет превышать максимальную ширину, приведенную для этой категории в таблице, то фактическая категория для данного типа ВС принимается на одну ступень выше.
Самолет Як-40, имеющий длину 20,36 м. и ширину фюзеляжах 2,4 м. следует отнести к четвертой категории.