Отношение к двигательной активности в студенческой среде

Современное общество характеризуется подвижностью и постоянной, достаточно быстрой сменой событий. За несколько последних десятилетий таких изменений произошло огромное множество. Коснулись они всех без исключения сфер общества, что, естественно, сказалось на качестве, уровне и образе жизни каждого человека. А изменения по отношению к образу жизни повлияли на уровень физической подготовки населения.

Уровень информирования в нашем веке имеет довольно высокие показатели. Общедоступны такие ресурсы, как телевидение, радио, интернет, помимо этого каждый человек получает образование, причём как основное, так и дополнительное, существуют разнообразные книги, тренинги и многие другие ресурсы, откуда человек получает массу информации. В том числе это касается популяризации здорового образа жизни, благодаря чему все слои населения знают о пользе двигательной активности и огромном вреде от её отсутствия.

Однако сейчас наблюдается далёкая от идеала картина. По мере взросления физических нагрузок в жизни каждого человека становится всё меньше и меньше. Отсутствие движения становится образом жизни, а своё начало данное явление берёт с периода обучения в старшей школе и университете. Так почему же, зная о всей пользе двигательной активности, студенты уделяют ей так мало внимания? Стоит попытаться разобраться в этом.

Первое, о чём сразу же говорят сами студенты, это нехватка времени. Они жалуются на то, что весь их день уходит только на учёбу, на то, что постоянно бывает много сложных домашних заданий. Но если разобраться в этом вопросе, можно понять, что это не совсем так. Да, зачастую в университете даётся большая умственная нагрузка, на самом деле это далеко не просто и правда занимает достаточно много времени. Однако в любом случае вся такая работа не может занять всё свободное время. Пять минут разминки по утрам никак отрицательно не скажутся на работоспособности, а пешая дорога, хотя бы несколько остановок до университета станет очень полезной для здоровья. Тем более не зря существует фраза «дорогу осилит идущий», в данном контексте она означает, что если есть желание и необходимость, то человек может сделать что угодно и когда угодно. По всему этому видно, что данный пункт является лишь отговоркой, и найти полчаса во время целого дня может найти даже самый занятой человек во всём мире человек [23].

Но не только большим количеством учебного материала студенты оправдывают отсутствие в своей жизни хотя бы минимальной физической активности. Многие считают, что дополнительные занятия в разнообразных кружках уже являются достаточным проявлением активности. Какая-либо волонтёрская или общественная деятельность сейчас очень распространена и те студенты, которые этим занимаются, не считают нужным дополнительно нагружать свой организм. Однако очень большое количество студентов считает свой образ жизни достаточно правильным. Они говорят о том, что проводят своё время более, чем активно, здорово и подвижно. Возникает некое несоответствие между имеющейся ситуацией и словами самих обучающихся. В чём же дело? Оказывается, современные студенты считают физической активностью совершенно не то, что это представляет собой на самом деле. Сюда входят посещение кинотеатра, кафе, встречи с друзьями, поход в гости и всё в этом же духе. Но это, естественно, далеко не нужный уровень двигательной активности, отсюда и возникает данное противоречие

При всём этом многие студенты говорят о том, что они уделяют своему здоровью достаточно много внимания. Они сообщают, что систематически посещают всех необходимых врачей, сдают анализы и в принципе наблюдают за состоянием своего организма. Следовательно, ориентация на здоровый образ жизни среди обучающихся всё-таки присутствует.

При всём этом наблюдается интересная картина. Даже учитывая то, что многие студенты заявляют о большом количестве учебного материала и катастрофической нехватке времени на хотя бы элементарную двигательную активность и физическую нагрузку, все эти претензии по большей части не имеют под собой никакой почвы. По личным наблюдениям ни одному студенту учёба не мешает заниматься любыми сторонними делами, такими, как отдых с друзьями, развлекательные мероприятия и многое другое. Следовательно, полчаса в таком «плотном графике» на занятия физическими нагрузками найти более, чем реально. Более того, зачастую те студенты, которые ищут себе любые оправдания, на деле не так сильны в области учёбы и успеваемости. Те же, кто на самом деле в полной мере заняты учёбой и отличаются довольно хорошей успеваемостью, напротив, чаще других уделяют внимание своему физическому состоянию, именно они отличаются тем, что могут поддерживать на должном для себя уровне двигательную активность.    

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что большинству современных студентов на самом деле просто лень заниматься физической активностью. Это является одной из основных проблем, негативно влияющих в конечном итоге на состоянии здоровья студентов, и, как следствие, успеваемости в учёбе.

Следующий, не менее важный сдерживающий и очень неблагоприятный фактор, наличие у многих студентов вредных привычек. Действительно, эта проблема является достаточно серьёзной. Интерес к таким привычкам проявляется ещё в школе, и именно тогда всё их внимание переключается именно на данную составляющую. Нужда в двигательной активности абсолютно пропадает, и в студенческое время она никак не проявляется. А учитывая то, что полное отсутствие физических нагрузок дополняется наличием вредных привычек, уровень физического здоровья и успеваемости в учёбе очень сильно страдает.

Существует ещё один неоднозначный фактор, мешающий студентам заниматься двигательной активностью. Многие люди считают, что здоровый образ жизни – это большая материальная нагрузка, что это достаточно дорого. Скорее всего такие мысли появляются из-за того, что они видят идеальную картинку где-нибудь в интернете, на которой изображён тот самый здоровый образ жизни, где правильная пища – это исключительно фермерские продукты, самая дорогая рыба на завтрак и много экзотических фруктов, которых зачастую у нас найти просто невозможно, а занятия спортом исключительно в элитных спортзалах, куда абонемент стоит половину зарплаты среднестатистического россиянина. Такие студенты считают, что именно так нужно выстраивать свою двигательную активность, и если возможности на это нет, то и никакого спорта в их жизни не будет. Получается, здесь целых два негативных фактора, это убеждённость в неэффективности самостоятельных занятий физической нагрузкой, и неблагоприятное влияние СМИ, благодаря которым и создаётся данная «идеальная» картинка, что убеждает современную молодёжь в том, что здоровый образ жизни – привилегия исключительно обеспеченных слоёв населения.

И последнее из самого популярного, это то, что нет мотивации в двигательной активности или есть более интересные занятия. Студенческие годы являются всё же достаточно беззаботным временем. Именно тогда появляются новые интересы, есть стремление многое узнать и попробовать. Какие-либо важные вопросы не очень заботят в этом возрасте. Тем более здоровье студентов находится на том уровне, когда даже имеющиеся проблемы и отклонения никак не дают о себе знать, и, соответственно, не возникает необходимость в улучшении работы своего организма, в том числе и посредством внедрения в свою жизнь хотя бы минимальной физической активности.

На данный момент в нашей системе образования вопросам здоровья обучающихся уделяется достаточно много внимания. В частности, в вузах на обязательной основе есть занятия по физкультуре. Они являются обязательными, как и все другие предметы. Однако зачастую студенты игнорируют физкультуру в принципе. Для них это пустая трата времени и абсолютно ненужное занятие. Это, конечно же, в корне не верно. Ведь основная активность у студентов происходит именно в процессе занятий на парах физкультуры, и в учебном процессе это очень важно.

Как же данная ситуация в итоге сказывается на состоянии здоровья и работы органов и их систем? Как уже отмечалось ранее, в молодые годы многие нарушения в работе организма не дают о себе знать и никак не беспокоят. Однако многие болезни при отсутствии двигательной активности могут развиться с большей долей вероятности, чем при условии её наличия. В данном случае возникает целый ряд патологий.

Первое, что возникает в организме в условиях недостаточных физический нагрузок, это замедление процессов метаболизма. В результате этого происходит сокращение расхода калорий, накапливаются ненужные жировые отложения. Следствием этого нередко бывает развитие сахарного диабета. Среди детей и подростков он встречается всё чаще, на разных стадиях. Помимо этого, возникает такая болезнь, как ожирение. Оно встречается гораздо реже, однако его последствия очень ярко выражены и сильно ударяет по работе многих органов и систем. Излишние жировые отложения развиваются разнообразные патологии сердца, сосудов, страдает весь опорно-двигательный аппарат.

Что касается сердца, его данная проблема стороной не обходит. При отсутствии хотя бы минимальных физических нагрузок происходит нарушение кровообращения. Происходит постепенное ухудшение состава крови, в следствие этого на стенках сосудах образовывается налёт. Это всё очень тревожные звонки, так как впоследствии может привести к сердечному приступу и атеросклерозу [22].

Опорно-двигательный аппарат также испытывает негативную нагрузку. Проявляется хрупкость костей, в запущенных случаях случается даже атрофия скелетных мышц. Развивается ревматизм, артрит, остеопороз и многие другие заболевания. Внешние проявления тоже имеются, возникают нарушения осанки из-за недостаточного развития мышечного корсета. Однако осанка влияет также и на расположение внутренних органов, может вызывать их смещение или опущение.

Ранее уже говорилось о том, что отсутствие двигательной активности может вызывать развитие сахарного диабета. Происходит это потому, что в процессе жизнедеятельности организма происходит накопление сахара в крови. И именно физическая нагрузка способствует снижению его содержания в организме [24].

Это не полный перечень возможных патологий. Раньше данные заболевания считались исключительно недугом пожилых людей, сейчас же, к сожалению, этим страдают и молодые люди, в особенности студенты.

Но не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд. Да, несколько лет назад ситуация была совсем плачевной, однако сейчас картина сильно изменилась. Взгляды молодёжи кардинально меняются, студенты начинают всё больше двигаться. Происходит это, по-видимому, из-за массовой популяризации здорового образа жизни. И по телевидению, и в интернете транслируется масса самой разнообразной информации на эту тему. «Мода» на вредные привычки, зависимость от гаджетов и бесконечная лень на данном этапе развития всё больше уходят на задний план. Ситуация, конечно, далека от идеала, но положительные сдвиги безусловно имеются, что касается и физического здоровья, интересу к учёбе и успеваемости студентов.    

 

 

Заключение

В ходе работы по изучению проблемы двигательной активности студентов при обучении в вузе были рассмотрены научные подходы к данной теме, влияние физической активности на функциональное состояние организма и отношение к двигательной активности в студенческой среде. Из данных глав можно сделать несколько выводов.

Проблемой двигательной активности студентов в процессе их адаптации к обучению занимались многие исследователи, педагоги, психологи, ими издано большое количество трудов. Этой теме уделялось во все времена достаточно много внимания.

Здоровье студентов и способность их к адаптации к изменяющимся условиям среды, а конкретно к сложному и многогранному процессу обучения напрямую зависит от количества и качества физической активности. Работа многих органов поддерживается именно такими нагрузками. Сбои в функционировании организма во многом зависят от того, что многие студенты просто игнорируют подвижный образ жизни.

Большинство студентов не считают нужным заниматься физкультурой или же спортом. Отсюда появляется множество неприятных моментов, происходит развитие разнообразных болезней, которые с возрастом увеличиваются и прогрессируют. Однако в наше время ценностные ориентиры сильно меняются, студенты больше начинают уделять внимания себе и своему здоровью. Эра так называемой «моды» на вредные привычки и абсолютное отсутствие двигательной активности сменяется «модой» на здоровый образ жизни благодаря её всеобщей популяризации.

Двигательная активность очень важна в жизни студентов. Этому необходимо уделять достаточно много внимания. Только в таком случае показатели здоровья населения станут в разы выше.

 

 

Список литературы

1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология / Н.А. Агаджанян, В.М. Смиронов – М.: Медицинское информационное агентство, 2009. – 520с.

2. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни / В.А. Бароненко, В.Н. Люберцев, Л.А. Рапопорт – Екатеринбург: УГТУ, 2001. – 407с.

3. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А Бароненко, Л.А. Рапопорт – М.: Альфа М, 2003. – 417с.

4. Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Проблемы и перспективы массовой спортивной индивидуализации / П.А. Виноградов – М.: Советский спорт, 1996. – 587с.

5. Горелов А.А. О роли двигательной активности студентов гуманитарных вузов и способах её повышения [Текст] // Учёные записки – 2009. - №47, С. 28-32.

6. Ермак Н. Р., Пилоян Р. А. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития [Текст] // Теория и практика физ. Культуры - 1997. - № 7, с. 13-16.

7. Кафтанова Н.В., Потапченко И.П. Двигательная активность и её роль для здоровья человека [Текст] // Царскосельские чтения – 2013, - с. 387-390.

8. Лубышева Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка - 1996. - № 1, с. 5-11.

9. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева – М.: ГЦИФК, 1992 – 119с.

10. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина – М.: Владос, 2008. – 239 с.

11. Никулин А.В., Катканова И.Н., Коновалов В.Л. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом [Текст] // Мир науки, культуры, образования №80 – с. 229-231.

12. Синайский М.М., Серопегин И.М., Волков В.М. Физиология человека. Учебник для техникумов физ. Культуры / М.М. Синайский, И.М. Серопегин, В.М. Волков – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 297с.

13. Смирнов В.М., Правдивцев В.А., Свешников Д.С. Физиология / В.М. Смирнов, В.А. Правдивев, Д.С. Свешников – М.: Медицина, 2002. — 608 с.

14. Солодков А. С, Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.

15. Суслов Ф.П., Тышлер Д.А. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 480с.

16. Чайковский А.М., Шенкман С.В. Искусство быть здоровым / А.М. Чайковский, С.В. Шенкман – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 375с.

17. Взгляды ученых на проблему двигательной активности старшего дошкольника [Электронный ресурс] - https://vuzlit.ru/343226/vzglyady_uchenyh_problemu_dvigatelnoy_aktivnosti_starsh (Дата обращения: 15. 03. 2020)

18. Значение двигательной активности в жизни студента [Электронный ресурс] - https://www.bestreferat.ru/referat-247385.html (Дата обращения: 22. 03. 2020)

19. Значение физической активности в жизни человека [Электронный ресурс] - https://moluch.ru/archive/128/35589/ (Дата обращения: 15. 03. 2020)

20. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза [Электронный ресурс] - https://science-education.ru/ru/article/view?id=18861 (Дата обращения: 10. 04. 2020)

21. Отношение студентов к физкультуре и спорту в современном российском вузе [Электронный ресурс] - http://www.werschinin.ru/?ml=27 (Дата обращения: 07. 04. 2020)

22. Последствия отсутствия физических нагрузок [Электронный ресурс] - http://www.pravilnoe-pokhudenie.ru/zdorovye/posledstviya-otsutstviya-fizicheskikh-nagruzok.shtml (Дата обращения: 11.04.2020)

23. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту [Электронный ресурс] -    https://otherreferats.allbest.ru/sport/00191244_0.html (Дата обращения: 10. 04. 2020)

24. Чем опасно отсутствие физических нагрузок [Электронный ресурс] - https://mix.tn.kz/mixnews/chem-opasno-otsutstvie-fizicheskih-nagruzok-356541/ (Дата обращения: 11. 04. 2020)

 


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: