Рассмотрение научных подходов к двигательной активности человека

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

§1. Рассмотрение научных подходов к двигательной активности человека………………………………………………………………………………7

§2. Влияние физической активности на функциональное состояние организма……………………………………………………………………………13

§3. Отношение к двигательной активности в студенческой среде…………27

Заключение…………………………………………………………………….33

Список литературы……………………………………………………………34

 

 

Введение

Актуальность. В современном мире остро встаёт вопрос здоровья человечества, а оно во многом зависит от привычки заниматься физической культурой или спортом. Особенно сильно это касается подрастающего поколения. Дети в большинстве своём очень активны, в школе эту активность поддерживают учителя физкультуры, а вот в высших учебных заведениях она резко падает, как правило из-за отсутствия необходимости или даже контроля со стороны. Отсутствие нужного количества движения чревато нарушениями в работе многих систем организма, это влияет на эмоциональное и психологическое состояние, сказывается на снижении уровня качества умственной деятельности и общей продуктивности. В связи с этим возникает необходимость более внимательного отношения к физической активности студентов во время обучения в вузе.

На данной момент в нашей стране этому вопросу уделяется достаточно много внимания. Всё больше начинают строиться спортивные комплексы, в которые может записаться абсолютно любой желающий, практически в каждом городском дворе можно увидеть обустроенные спортивные площадки с полем и воротами, с различными перекладинами и спортивными брусьями. Также в каждом городе России есть оборудованные территории со спортивным снаряжением. Хорошо заметна популяризации здорового образа жизни, причём среди разных слоёв населения, это направление продвигается как по телевидению, так и в сети Интернет.

Также стоит отметить, что количество учебных часов по физкультуре было увеличено, в вузах вводят систему, согласно которой каждый студент помимо учебных пар обязан посещать какие-либо спортивные секции вне учебного заведения. Вместе с этим учащимся объясняют необходимость физической активности с точки зрения именно физиологии, рассказывают, как это влияет на функциональное состояние органов и их систем, как это связано с эмоциональным и психологическим состоянием. Поэтому всё выше сказанное даёт основание говорить о безоговорочной актуальности данной темы.

Противоречие данной темы заключается в следующем. В теории, все созданные для здорового образа жизни студента условия должны в конечном итоге помочь повысить уровень здоровья учащихся, привить желание продолжать следить за своим физическим состоянием в дальнейшей жизни. Однако на деле это не работает. Есть разные категории студентов, часть их считает, что физическая активность - это пустая и бесполезная трата времени, у кого-то постоянная усталость на фоне учёбы и, как следствие, нежелание делать что-либо ещё. Но самая большая проблема заключается в том, что у современных людей появились новые интересы, это всевозможные гаджеты, интернет, компьютерные и не только игры. Всё внимание переключено на них, и зачастую нет интереса вообще ни к чему, кроме своего смартфона, что также негативно сказывается на здоровье населения. Именно это и является противоречием темы двигательной активности студентов.

Из данного противоречия можно сформулировать проблему данного исследования: как образ жизни без присутствия двигательной активности сказывается на здоровье человека, на работе его внутренних органов, их систем, на психологическом состоянии.

Цель исследования: выявить факторы, оказывающие негативное или позитивное влияние на здоровье и работе внутренних органов студентов в процессе обучения.

Объект исследования: уровень двигательной активности студентов в процессе обучения в вузах.

Предмет исследования: изучение влияния физической активности на работу внутренних органов и их систем, и действия этих факторов на способность к обучению.

Гипотеза: Двигательная активность студентов положительно влияет на работу всех органов и систем, способствует более качественному усвоению учебного материала и в целом более гармоничному развитию, это важно для эмоционального и психологического состояния студентов. Отсутствие же физической активности напротив влечёт за собой проблемы со здоровьем, нежелание учиться и, как следствие, проблемы с обучением в принципе.

Задачи:

1. Рассмотреть научные подходы к двигательной активности человека

2. Выяснить как влияет физическая активность на работу органов и систем организма

3. Рассмотреть нынешнюю ситуацию в области двигательной активности студентов и сопоставить эти данные с уровнем их физического и психологического здоровья

Теоретическая база исследования. Изучением проблемы двигательной активности занимались многие учёные. Среди них В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский, которые считали человечество главное геологической, преобразующей окружающую среду. Они говорили, что для успешного изменения окружающей среды в нужную сторону нужно, чтобы сам человек был физически и эмоционально здоров, и только в этом случае можно говорить о целесообразности вмешивания человека в окружающую его среду. Также изучала Ю.А.Ямпольская, говорившая о том, что молодёжь в общем становится более физически слабой и связывавшая это с хроническим недосыпом и отсутствию интереса и тяги к спорту. А.И. Быкова, Э.С. Вильчковский, А.В. Кенеман, И.В. Муратов, Н.В. Потехина, Е.А. Тимофеева говорили о том, что физическая активность является важнейшим условием гармоничного развития личности и утверждали, что она является априори естественной физиологической потребностью каждого человека.  Л.Е. Любомирский Г.П Юрко отмечали, что физические упражнения оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую и нервную систему, повышает устойчивость к нервным напряжениям [17].

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение.

Практические методы: наблюдение, описание, сравнение.

Структура работы:

Данная работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения и списка литературы. В параграфах дана следующая информация:

§1. Рассмотрение научных подходов к двигательной активности человека. В данном параграфе содержится анализ научных взглядов разных исследователей на проблему физического развития студентов.

§2. Влияние физической активности на функциональное состояние организма. Рассмотрение изменений, происходящих в организме во время занятий физкультурой и спортом.

§3. Отношение к двигательной активности в студенческой среде.

Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации и обобщении имеющихся научных знаний о проблеме физической активности студентов в период обучения в вузе.

Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследования проблемы двигательной активности студентов могут быть использованы самими обучающимися во время обучения или же преподавателями при работе со студентами.

 

Рассмотрение научных подходов к двигательной активности человека

Как уже было сказано ранее, В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский говорили о том, что человечество является мощной геологической силой, которая изменяет и преобразует окружающую его среду. Они связывали образ жизни человека с его разумом и искали пути предотвращения нарушения этой связи. Всё это связано с показателем уровня здоровья каждого человека, которое во многом зависит от его физической, двигательной активности.

Н.Д Эшимян утверждал, что уровень умственных возможностей студентов и способность качественно воспринимать и усваивать учебный материал во многом зависит от количества физических упражнений, в частности на свежем воздухе. Наиболее продуктивная организация свободного времени вне учебных занятий способствует улучшению здоровья обучающихся. Во всём необходимо соблюдать баланс, умственную деятельность наиболее целесообразно чередовать с физической [17].

Такие учёные, как А.И. Быкова, Э.С. Вильчкоский, А.В. Кенеман, И.В. Муратов, Н.В. Потехина, Е.А. Тимофеева указывали на то, что двигательная активность априори является естественной физиологической потребностью человека. Удовлетворение этой потребности является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, а также исключительно положительно сказывается на состоянии здоровья студентов, на психологической и моральной устойчивости и на эффективности усвоения учебного материала.

В детстве происходят наиболее сильные изменения в организме ребёнка. Происходит активное развитие и укрепление опорно-двигательной системы, что способствует формированию основных умений и навыков. Всё это создаёт фундамент для формирования здорового и правильного функционирования внутренних органов, мышечного каркаса, что определяет способность к полноценной двигательной активности ребёнка. Элементы такой физической активности являются основой для формирования любого вида деятельности. Однако с возрастом закономерно снижается уровень физической активности, особенно во время учёбы. Для поддержания двигательных навыков необходимо постоянное занятие физическими упражнениями. Об этом говорили А.И. Быкова, Е.Н. Вавилова, В.П. Губа, Л.Н. Коровина, Л.И. Пензулаева, Л.Н. Пустынникова [18].

С физиологической точки зрения к данному вопросу подходили Л.Е. Любомирский и Г.П. Юрко. Они говорили о том, что благодаря физическим упражнениям более активно происходят процессы адаптации дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма к нервным и физическим напряжениям. Особенно хорошего это выражено в возрасте созревания и формирования организма. Это объясняется пластичностью нервной системы, интенсивным созреванием мозжечка и подкорковых образований головного мозга. Происходит совершенствование процесса сопоставления слов с воспринимаемой действительностью и развитием кинетического контроля, у человека появляется возможность освоения и совершенствования движений.

Такие исследователи, как З.Й. Адашкявичене, Л.Б. Спиридонова и Г.П. Юрко, доказывали, что физическая нагрузка оказывает благотворное влияние на физическое состояние человека. Двигательная активность способствует повышению снабжения кислородом всех клеток и тканей, поддержанию на должном уровне всех жизненно важных функций. Такой образ жизни предупреждает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, мышечной слабости.

С точки зрения психологии физическая активность и её количество также достаточно сильно влияет на человека. Начиная со старшего школьного возраста, подростки начинают анализировать движения и внешний вид сверстников, а также свой, появляется способность к самоанализу и самоконтролю. Именно в этот период появляется стремление посредством физических нагрузок не просто удовлетворять свои естественные биологические потребности в движении, а ещё и потребность быть не хуже своего окружения, ни в чём не уступать своим сверстникам, возникает желание быть здоровыми и внешне не хуже окружающих. Об этом говорили Н.Е. Анкудинова, Л.А. Венгер, М.П. Голощёкина, Г.П. Лескова, Н.Н. Поддьяков. Это показывает, что в таком возрасте существуют значительные возможности освоения различного рода движений, управления своим телом, и, как следствие, поддержанию всех физиологических функций организма. В таком случае становится ясно, что проблема управления двигательной активностью является важной физиологической проблемой в процессе обучения.

Огромный пласт научных трудов, посвящённый вопросам физиологии движений, принадлежит российским физиологам, таким, как И.М. Сеченов, Н.В. Введенский, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомской. Их работы получили дальнейшее развитие в творчестве П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.Н. Крестовникова.

Николай Иванович Пирогов, известный русский хирург-анатом, обосновал теорию о том, что строение внутренних органов человека напрямую зависит от выполняемых ими функций. Данное предположение позволило выяснить как повторные физические нагрузки влияет на развитие организма, на изменение формы тела, на интенсивность и качество развития мышечной массы. Этим исследователем был впервые в России разработан и издан анатомический атлас. На основе научных трудов Пирогова далее разрабатывались и продолжают развиваться принципы функциональной анатомии.

Немаловажный вклад в изучение данной проблемы внёс не менее известный физиолог Иван Михайлович Сеченов. Он показал, что существует тесная связь между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями. Открытие Ивана Михайловича помогло заложить основы изучения физиологии физических упражнений, проблем и механизма физического утомления, пользы активного отдыха в процессе мышечной деятельности.

Научные работы Ивана Михайловича дали толчок к развитию части трудов физиолога Ивана Петровича Павлова. Этот исследователь обосновал учение о высшей нервной деятельности. Он говорил о единстве физиологической и психической составляющей в человеке, объяснил механизм образования и функционирования условных рефлексов. Всё это имело огромное значение при изучении значимости физических упражнений при формировании двигательных навыков. Также учение о типах нервной деятельности сыграло большую роль в разработке теории и методики физического воспитания школьников и студентов, и даже медицинского контроля за людьми, занимающимися физическими упражнениями и спортом.

Ещё один учёный, которому удалось внести весомый вклад в физиологию движений, врач-гигиенист Егор Арсеньевич Покровский. Его перу принадлежит огромное количество литературы, посвящённой теории и методике физического воспитания. Данную тему Егор Арсеньевич раскрывал и освещал в более, чем семидесяти работах. Одним из самых значимых трудов является «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России». В данной работе Покровский утверждал, что занятие физическими упражнениями помогают не только развить и укрепить мышечный каркас, но и способствует развитию интеллекта. Основными средствами физического воспитания учёный считал ходьбу, бег, борьбу и активные игры. Также очень полезными Покровский признавал плавание, греблю, верховую езду и коньки, однако при обязательном условии соблюдения медицинской гигиены и надлежащем контроле. Упражнения на снарядах он считал негативно сказывающимися на здоровье и функционировании организма.

Николай Александрович Бернштейн также внёс неоценимый вклад в изучение этого вопроса. Он не просто объяснял по какому принципу происходит управление движениями, но и описал механизм, по которому они формируются. В этом механизме учёный выделил три стадии.

На первой стадии происходит процесс распространения возбуждения в коре больших полушарий. Это начальный этап формирования двигательного навыка. Внешне это выглядит как «излишнее закрепощение» Данный период характеризуется невысокой скоростью, напряжённостью, неточностью действия.

Во время следующей, второй стадии, происходит постепенное исчезновение напряжённости, мышечная координация становится чёткой, повышается точность и скорость двигательного акта. В этот период «уходят» нецелесообразные, лишние движения, происходит это по мере уточнения движений. Наиболее важный фактор этой стадии назвал А.Н. Крестовников. Это, по его мнению, зрительное восприятие изучаемого движения. Оно во многом определяет степень эффективности изучения двигательных действий. Зрительное восприятие является эталоном, на который ориентируется человек при последующем овладении различный движений. На этой основе сформирован метод показа, он широко используется во всех сферах, практикующих обучение физическим упражнениям, действенен в любом возрасте. В его основе лежит способность каждого человека к подражанию, к имитации того, что происходит во внешней среде, так же, как ребёнок учится выполнять разные движения, наблюдая за взрослым [18].

Такую черту, как способность к подражанию, рассматривала А.Д. Удалая. Она считала, что на начальном этапе формирования двигательного навыка оно приобретает новые качественные особенности. Это выражается в том, что из стихийного копирования отдельных сторон физической деятельности оно переходит в способ сознательного выполнения задания.

Третья стадия – это собственно и есть формирование двигательного навыка и достижение двигательного мастерства. В эту стадию происходит снижение доли участия мышечных усилий в осуществлении движений за счёт использования реактивных сил. Это, в свою очередь, обеспечивает динамическую устойчивость движений и экономичность энергозатрат. В течение этой стадии реализуются фазы стандартизации и стабилизации двигательного навыка.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемой двигательной активности каждого человека, в том числе и студентов, изучали многие педагоги, психологи, философы, врачи. Многие из них говорили о том, что при всей неоспоримой пользе двигательной активности, её не хватает, особенно в жизни учащегося, будь то школьник или студент. Это озвучивали Э.С. Вильчковский, Н.А. Ноткина, Л.Н. Пустынникова, М.А. Рунова. Они отмечали, что такой образ жизни, в котором отсутствуют физические нагрузки, отрицательно сказывается на здоровье: в школьном возрасте это замедление роста, в целом снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, умственная работоспособность [18].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: