Общая характеристика принципов

Под принципами понимается определенная система идей и ценностей, закрепляемых Конституцией. По словам Х.Цале «Содержание конституции обусловлено определенной системой идей[4]». Проанализировав Конституции пяти скандинавских стран, можно выявить общие принципы. К ним можно отнести в первую очередь принцип народного суверенитета, который предполагает, что вся власть в государстве исходит от народа, ее единственного источника. В Конституции Швеции этот принцип четко прописан в §1 главе 1: «Вся государственная власть в Швеции исходит от народа». Об этом же говорит и Конституция Финляндии в статье 2. Кроме того, реализация данного принципа осуществляется с помощью института представительного органа – парламента. В Конституции Норвегии также отражен этот принцип в §49: «Народ осуществляет свою власть посредством Стортинга». В Конституции Исландии этот принцип выражен в факте избрания Президента народом. Однако в конституции Дании принцип народного суверенитета определяется нечетко. Действие принципа можно увидеть в §29, который закрепляет право любого подданного участвовать в формировании Фолькетинга. Такую неопределенность можно объяснить общей идеей демократии[5], господствующей в скандинавской правовой доктрине, когда власть большинства презюмируется. Это подтверждается, в частности §42, закрепляющим право населения проголосовать против на референдуме.

Следующий принцип выражен во всех анализируемых конституциях предельно ясно – это принцип разделения властей. В Швеции, Финляндии и Норвегии законодательную власть осуществляет парламент как представительный орган власти. В Дании и Исландии законодательная власть принадлежит совместно парламенту и главе государства. В данном случае можно отметить влияние Дании на государственное устройство Исландии. Исполнительная власть в указанных государствах также принадлежит главе государства. В этом видно сходство с Норвегией, в которой исполнительная власть реализуется Королем или Королевой, а также с Финляндией, в которой исполнительная власть осуществляется Президентом совместно с Государственным советом. В Швеции же исполнительную власть осуществляет ответственное перед парламентом правительство. Судебная власть во всех странах Северной Европы принадлежит судам.

Во всех нордических конституциях закреплена идея охраны прав и свобод человека. Первоначально в Конституциях Северных стран содержались самые основные права человека, имеющие особое значение, то есть был закреплен минимум гражданских прав, который включал в себя право свободы слова и печати, осуществления правосудия только судом, неприкосновенность личности. В настоящее время в конституциях определен принцип верховенства закона, в соответствии с которым никто не может быть осужден и приговорен к наказанию, кроме как по закону, а также запрет обратной силы закона. Тенденция обосновывать гарантию прав человека приматом международного права, например, в Дании отсутствует, хотя многие датские конституционалисты исходят в этом вопросе не из презумпции примата международного права над внутренним, а из связанности самого государства этим правом. В данном случае государство не может принять закон, который будет противоречить международным обязательствам, взятым на себя Данией. Данная точка зрения подтверждается Х.Цале и заключается в том, что в Дании совокупность прав человека рассматривается как сумма обязательств, взятых на себя государством по отношению к гражданам страны[6]. Таким образом, понятие прав и свобод человека в Дании рассматривается не как сфера частной свободы, а как сфера свободы, разрешенной государственной властью. Отличительной особенностью конституций Северных стран является отдельное закрепление прав национальных меньшинств – саамов, в частности в конституциях Норвегии, Швеции и Финляндии.

Еще одним основополагающим принципом является принцип парламентаризма. Скандинавский парламентаризм определяется как особый государственный режим с главенствующей ролью парламента в механизме государства[7]. Правительство в таком случае ответственно перед парламентом. У Скандинавской модели есть свои особенности. Так, можно отметить более сильные позиции парламента в Дании и Швеции по сравнению с Норвегией. Швецию можно отнести к монистическому парламентаризму[8], поскольку власть короля носит в основном представительные функции и главным источником власти в государстве является Риксдаг. В то же время в Дании, Норвегии, Исландии и Финляндии глава исполнительной власти (монарх или президент) сохраняет за собой свои полномочия, поэтому указанные страны можно отнести к режиму с парламентским правлением[9].

Вместе с тем некоторые юристы и правоведы стран Северной Европы отдельно выделяют консенсуальную модель парламентаризма[10], которая предполагает распределение и делегирование власти между различными органами на основании общего согласия, консенсуса, обеспечивая тем самым баланс интересов. И такой консенсус может быть достигнут только в случае способности разных политических органов пойти на компромисс.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: