Конституционное развитие стран Северной Европы с начала XIX по начало XX века

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава II ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ГОСУДАРСТВ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ.. 4

§2.1. Особенности структуры конституций. 4

§2.2. Общая характеристика принципов. 5

§2.3. Порядок принятия, внесения дополнений и изменений в конституции стран Северной Европы.. 8

Глава III КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ В XXI ВЕКЕ. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе будет рассмотрено конституционное развитие пяти стран Северной Европы – Дании, Норвегии, Исландии, Швеции и Финляндии. Данные страны формируют однородную конституционную систему из-за их культурного и исторического сходства и имеют много общего как в историческом развитии, так и в сложившихся правовом, политическом и культурном аспектах.

Предметом изучения являются конституции пяти указанных выше стран и процесс становления конституционного строя с учетом конституционных реформ. Актуальность работы обусловлена потребностью в изучении и сравнительном анализе основных государственно-правовых институтов стран Северной Европы вследствие динамичности отрасли конституционного права. Научная новизна заключается в недостаточной изученности истории конституционного развития стран Северной Европы в отечественной литературе с учетом последних конституционных изменений. Целью данной работы является комплексное изучение основных этапов развития конституционных систем Северных стран, проведение сравнительного анализа для выявления сходств и различий в тенденциях изменения основных институтов конституционного права, а также анализ конституционных реформ, имевших место на современном этапе.

Говоря о проработанности темы, стоит отметить, что данному предмету посвящен ряд работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Изучением институтов конституционного права скандинавских стран в отечественной науке занимались М. А. Могунова, И.А. Ракитская, М.А. Исаев. Кроме того, важные аспект отражены в учебных пособиях таких авторов, как: М.В. Баглай, Б. А. Страшун и В. Е. Чиркин.  Отдельно хочется отметить вклад указанных авторов в изучение данной темы: работы М. А. Могуновой включают сравнительный анализ парламентов Скандинавских стран и важные исторические аспекты развития данного института. В частности, это исследование «Скандинавский парламентаризм. Теория и практика». Отдельно стоит отметить сборник, в разработке которого также принимала участие М. А. Могунова, «Конституции государств Европы» в 3 томах, включающий в себя переводы конституционных актов изучаемых в данной работе стран, а также анализ изменений государственно-правовых институтов в вводных статьях. Однако существенным минусом данных работ является устаревание многих положений, поскольку работы были изданы в 2001 году, что затрудняет изучение темы. Работы И. А. Ракитской раскрывают отдельные институты конституционного права – главы государства, правительства, избирательного права, законодательной процедуры. Нельзя не отметить актуальность работ, поскольку многие были изданы в 2014-2018 годах, что существенно облегчает процесс сравнения. Работы М. А. Исаева отличаются более глубоким и фундаментальным исследованием отдельных стран, в частности, Норвегии, Дании и Швеции, а также содержат элементы сравнения отдельных аспектов. Однако работы были выпущены в начале 2000-х гг. и в них не отражены многие изменения, произошедшие за последние несколько лет.

Из зарубежных авторов, которые также внесли вклад в изучение стран Северной Европы, можно выделить А. Росса, Х. Крунке, Б. Тораренсен и И. Нергелиуса. В их работах исследуется защита прав человека в нордических конституциях, отдельное внимание уделяется оценке влияния членства в ЕС и других международных организациях на Скандинавские страны.

В целом стоит отметить глубокую проработку темы конституционного развития в отечественной литературе. Выявлены основные этапы развития конституционного права, охарактеризованы объекты конституционного регулирования. Однако отсутствует общий анализ в исторической ретроспективе, который бы затрагивал все пять стран Северной Европы, а также не проанализированы важнейшие конституционные изменения, произошедшие в XXI веке. Именно эти пробелы и постарается восполнить автор данной работы.

 

 

ГЛАВА I: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

Конституционное развитие стран Северной Европы с начала XIX по начало XX века

    История конституционного развития стран Северной Европы берет начало с XIX века, со времени начала формирования государственно-правовых институтов и создания первых Конституций. На данные процессы сильное влияние оказывали буржуазные революции во Франции, а также идеи эпохи Просвещения[1]. Конституционные реформы проводились верховной властью «сверху». Например, в Швеции в вводной части к проекту «Формы правления» 1809 года Конституционный комитет указал, что было бы нецелесообразно кардинально изменять сложившееся государственные отношения, поэтому были подготовлены лишь некоторые изменения[2].

    Истории всех Скандинавских стран тесно связаны между собой. Ещё в XIV веке Швеция, Норвегия и Исландия были объединены под властью Дании по Кальмарской унии 1397 года.

    Конституционное развитие стран Северной Европы в целом можно разделить на три периода, начиная с XIX века. Однако не все ученые сходятся в своём мнении на это счёт. Так, Исаев М. А. начинает историю конституционного развития Швеции с XVII-XVIII веков и так называемой «Эры свободы»[3]. В то время как Могунова М. А. определяет это время началом XIX века. И именно этого мнения мы и будем придерживаться в данной работе.

    Первый период конституционного развития Швеции характеризуется борьбой разных классов буржуазии с неограниченной властью короля Густава IV, в результате чего последний был свергнут. Королем стал Карл XIII. Именно он стал внедрять реформы конституционного характера, однако они оказались половинчатыми, поскольку экономические и политические условия в стране не были к этому готовы. Все же в результате были приняты четыре основных закона, которые и составили Конституцию Швеции: Форма правления 1809 года, Акт о Риксдаге от 10 февраля 1810 года, Акт о престолонаследии от 26 сентября 1810 года и Акт о свободе печати от 12 июня 1812 года. Форма правления закрепляла дуалистическую монархию и широкие полномочия Короля в законодательной сфере. Вместе с тем она наделяла парламент значительными финансовыми функциями, чтобы избежать возможных злоупотреблений со стороны королевской власти. Кроме того, впервые был создан институт омбудсмана - специального органа контроля за деятельностью королевской администрации, а в дальнейшем - и за парламентом.

    С историей Швеции тесно связана история Финляндии, которая вплоть до 1809 года входила в ее состав. В дальнейшем Финляндия стала автономией Российской Империи. В этот период активную деятельность осуществлял Сейм, который в то время носил сословно-представительный характер.

    Характерной особенностью государств Северной Европы того времени было отсутствие в Конституции гарантий закрепления основных прав и свобод человека. Была закреплена только свобода печати, что было обусловлено широкой для того времени гласностью в этой сфере.

    Длительную историю конституционного развития имеет Исландия - страна с самым старым парламентом в мире, которая долгое время находилась в зависимости от других стран. Так, в 1262 Исландия находилась под властью Норвегии, позднее в XVI веке она стала управляться Данией и являлась отдельным автономным округом. И только в 1854 году государство получило ограниченную автономию, а затем в 1874 году - Конституцию, дарованную датским королем.

    Вплоть до 1863-1866 годов шёл процесс развития капиталистических отношений, что также не могло не оказать влияния и на политическую сферу. В частности в Швеции, Риксдаг стал двухпалатным, а после реформы 1863 года был ликвидирован его сословно-представительный характер. Однако выборы все еще оставались неравными, был предусмотрен высокий возрастной и имущественный ценз.

    Старейшей Конституцией в Европе считается Конституция Норвегии 1814 года. После того, как Норвегия стала зависимой от Швеции, соответствующие поправки отразили передачу исполнительной власти в руки шведского короля. Конституция 1814 также закрепляла дуалистическую монархию, обеспечивая тем самым большую роль парламента над властью Короля. Так, Стортинг был наделён не только финансовыми, но и широкими законодательными правами в отличие от шведского Риксдага. Обусловлено это в первую очередь тем, что норвежская буржуазия изначально видела в Стортинге независимый орган, представляющий ее интересы и интересы Норвегии в целом. Общей чертой с шведским парламентом являлось отсутствие всеобщего равного избирательного права.

    В этот же период в Дании в 1848 году созывается Учредительное собрание для принятия Конституции. После нескольких месяцев работы в 1849 году была принята первая датская Конституция, состоящая из 100 разделов и закрепляющая дуалистическую монархию в государстве. Особое внимание стоит уделить параграфу 3, который действует по сей день и закрепляет статус Евангелическо-лютеранской церкви как государственной. 

    С конца 60-х годов XIX века шёл активный процесс демократизации общественной жизни под влиянием Социал-демократической рабочей партии Швеции, а также международной ситуации. К наиболее важным реформам можно отнести закрепление разрыва унии с Норвегией в 1905 году, после чего Норвегия была объявлена независимым государством. Кроме того, в Швеции были расширены полномочия Риксдага, особенно в сфере международных отношений и внешней политики. В 1866 году была принята новая Конституция Дании, которая носила преимущественно редакционный характер и дополняла уже существующие положения акта 1849 года. Однако она также вносима изменения в порядок формирования Ландстинга и вводила пропорциональную систему выборов. Кроме того, Конституция расширяла полномочия Короля в отношении министров, например закреплялось право выдвижения обвинения против министров, а также право вето короля получило абсолютный характер.

    Однако основные демократические права и свободы поданных так и остались за сферой конституционного регулирования.

 

    1. 2. Тенденции конституционного развития начала XX - середины XX века

    В начале XX века продолжался процесс демократизации общественной жизни в рассматриваемых нами странах. Норвегия после разрыва унии с Швецией в 1905 году стала развивать демократические институты, например формы парламентского контроля за правительством. Кроме того, получила свое развитие практика формирования правительства королем, в основе которой лежало соотношение партийных сил в парламенте. Кроме того, в этот период в Норвегии укрепляется многопартийная система. Большое значение приобретают социал-демократические партии. Схожие процессы происходят и в Швеции. В результате были в значительной степени расширены избирательные права: ликвидирован имущественный ценз, избирательное право получили женщины. Однако остался возрастной ценз и ценз оседлости. Кроме того, в Норвегии был разработан целый ряд норм, регулирующий социальные и экономические права граждан, связанные с социальным страхованием и отменой форм дискриминаций в отношении женщин. Указанные изменения не нашли отражения в Конституции страны.

    В Швеции в 1949 году был принят Акт о свободе печати, который отменял цензуру и расширял свободу печати и информации. В Финляндии в этом периоде также происходили большие изменения в общественном строе. В связи со сложившейся ситуацией, на которую оказали влияние события, имевшие место в то время в России и на международной арене в целом, в Финляндии было принято решение о необходимости создания Конституции. Разработкой текста основного закона занялся К. Ю. Столберг. Конституция по опыту Швеции представляла собой 4 акта во главе с Формой правления. Второй конституционный акт, Акт об Эдускунте, был принят в 1928 году. Кроме этого, Конституцию Финляндии составляли Акт о праве парламента контролировать законность деятельности членов Государственного совета и канцлера юстиции, а также Акт о Государственном суде, принятые в 1922 году. В данных актах были рецепированы шведские государственно-правовые институты, в частности контрольные и финансовые функции парламента. С другой стороны, Форма правления устанавливала республиканскую форму правления и совсем не закрепляла сильную власть парламента в отличие от Швеции.

    К числу новелл в Дании можно отнести расширение прав парламента в отношении ратификации международных договоров. В ноябре 1918 года Данией был подписан акт о личной унии с Исландией, что стало отправным пунктом для последней для получения в дальнейшем независимости. Позднее в 1944 году многолетний союз с Данией был расторгнут, Исландия стала независимой. 1944 стал знаменательным для Исландии еще и тем, что была принята первая Конституция, провозгласившая Исландию независимой республикой и ставшая итогом длительной борьбы за независимость и самостоятельность. В указанном акте регулировался порядок организации органов государственной власти и нормы о правах и свободах человека и гражданина, на которых большое влияние оказали идеи демократического государства западноевропейских государств. Кроме того, исторически повлияли и Дания с Норвегией, под властью которых находилась Исландия.

 

1. 3. Тенденции конституционного развития середины XX - конца XX века

    Данный период конституционного развития стран Северной Европы связан с подписанием международных договоров в сфере прав человека. Дания, Норвегия и Швеция были в числе 10 европейских государств, которые основали Совет Европы в 1949 году и подписали и ратифицировали ЕКПЧ. Кроме того, права человека традиционно играют видную роль во внешней политике и международном сотрудничестве североевропейских стран. Северные страны подписали и ратифицировали практически все договоры о правах человека, принятые советом Европы, Организацией Объединённых Наций и Международной организацией труда. Оговорки к этим договорам остаются небольшими и незначительными по численности. Швеция, например, сделала оговорку к статье 20 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, запрещающей пропаганду войны, но это можно объяснить традиционно сильной защитой свободы прессы Конституцией страны. 

    Новый период конституционного развития начался с реформы 1953 года в Дании, когда была модернизирована Конституция. К важным изменениям, в первую очередь, стоит отнести закрепление принципа парламентаризма, который ранее действовал лишь в качестве конституционного обычая. Кроме того, был расширен раздел прав и свобод граждан и дополнен положением о праве на труд. На это повлияла Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Особенность Конституции заключается в том, что она действует и по сей день, значительные изменения в неё больше не вносились, что объясняется тем, что формулировка в Конституционном законе является настолько общей, что она все еще может применяться сегодня, несмотря на серьёзные изменения в общественной и политической жизни за последние 60 лет.

    Значительные изменения коснулись также и Швеции с реформой Формы правления в 1974 году. Была сохранена парламентарная монархия, но функции короля в большей степени являются представительными, то есть в данном случае действует принцип «rex regnat non gubernat». Однако основная часть изменений была связана с подробной регламентацией личных и политических прав и свобод и расширением прав иностранцев.

    В Исландии в 1984 году была проведена реформа, связанная с расширением избирательных прав, а также с увеличением количества членов Альтинга. Позднее в 1995 году были пересмотрены положения, связанные с правами человека.

    К числу конституционных изменений Норвегии относится реформа порядка престолонаследия 1990 года, в соответствии с которой установлен принцип наследования престола и по мужской, и по женской линии в порядке первородства. В дальнейшем эта реформа коснётся также и Дании.

    Последние изменения в данном периоде касались Финляндии. В 1999 году была принята новая Конституция, которая заменила собой 4 старых акта, объединив их в один. Конституция закрепила важнейшие демократические принципы и основы конституционного строя страны. Также была проведена всеобъемлющая реформа конституционного каталога прав. Помимо традиционных личных и политических прав, в Конституцию были включены социально-экономические права, была включена обязанность государства обеспечивать экологические права граждан. Вместе с тем в основном законе также была закреплена возможность ограничения ряда прав в условиях чрезвычайной ситуации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: