Сравнение моделей экономического роста Р. Лукаса и П. Ромера с трудами Р.Солоу

В конце XX века в высокоразвитых странах квалификация работника становилась важнейшим фактором конкурентной борьбы на рынке труда. Экономисты, поняли, что для работы долгосрочных факторов экономического роста, основанного на научно-техническом прогрессе необходима квалифицированная рабочая сила, способная к совершенствованию. Это мысль начала реализовываться с помощью, социальных программ, основания учебных заведений и т.д. Появилось, также понятие «человеческий капитал», который объяснялся как, совокупность прямых денежных затрат на образование и доход, недополученных за время, затраченное на обучение.

Экономисты доказали, что образование прибыльно для человека, если реальная стоимость издержек на образование и прибыль составляют положительную величину. В той степени, в какой зарплата отражает реальные продукты труда, вложения в образование являются действительными инвестициями. В США 2/3 всего накопленного капитала вложено в “человеческий капитал” - в учебные заведения, научные и исследовательские программы и центры, обучение специалистов и профессионалов. [8]

Примером модели основанной на идее накопления человеческого капитала, является модель Пола Ромера, в которой выступает переменная, называемая «знания» или «информация», она доступна всем и все могут пользоваться ею в одно и тоже время. Ключевым фактором экономического роста является внедрение НТП (научно-технического прогресса) в производство, при этом который невозможен без соответствующей подготовки людей. Также предполагается, что суммарный объем человеческого капитала остается на рассматриваемом промежутке времени неизменным. Возможно лишь его перераспределение между сферой производства и сферой НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) в соответствии с функцией предпочтения потребителей.

Основная идея теории Ромера состоит в следующем: «существует обмен между потреблением сегодня и знаниями, которые могут быть использованы для расширения потребления завтра». Он формулирует эту идею как «технологию исследований», которая производит «знания» из прошлого потребления. Таким образом, темп экономического роста находится в теории Ромера в прямой зависимости от величины человеческого капитала, сосредоточенного в сфере получения нового знания. Реально это означает, что сфера научных исследований влияет на экономику не только непосредственно через прикладные идеи и разработки. Само ее существование является необходимым, но не достаточным условием экономического роста, поскольку обеспечивает накопление человеческого капитала. Из теории Ромера следует, что страны с большим накопленным объемом человеческого капитала будут иметь более высокие темпы экономического роста. Следовательно, в соответствии с этой теорией развитие свободной международной торговли также будет способствовать повышению темпов роста, поскольку обмен продукцией расширяет границы экономической системы и ведет, таким образом, к увеличению суммарного человеческого капитала. [9]

В отличие от теории Пола Ромера, в теории Роберта Лукаса накопление человеческого капитала – это активный экономический процесс, требующий определенных ресурсов и выступающий причиной альтернативных издержек. Лукас предполагает, что люди могут выбирать один из двух путей использования рабочего времени: участвовать в текущем производстве или накапливать человеческий капитал. По сути, именно распределение времени между данными альтернативными путями определяет темп экономического роста. Например, уменьшение времени, затрачиваемого на производство товаров, ведет к сокращению текущего выпуска продукта, но в то же время при этом ускоряются капиталовложения в человека и, таким образом, увеличивается рост выпуска продукта.

Недостатки модели Солоу последователи пытались преодолеть путем разработки различных моделей эндогенного роста, в которых факторы роста выводятся на основе их решения. Прежде всего, исследования, проведенные в 1980-е годы, обнаружили, что величина вклада капитала в экономический рост в модели Солоу недооценена. Более того, стало ясно, что роста одного физического капитала недостаточно для объяснения динамичного роста экономики. Эндогенные модели характеризуются предположением о неубывающей отдаче отдельных производственных факторов. Так модель Р. Лукаса, получившая название «Модели АК», производственная функция имеет линейную зависимость как от объема капитала, так и от капиталовооруженности работника:

                                           ,                                                       (2.28)

                                      y= ,                                            (2.29)

где A – технологический параметр, характеризующий совокупную производительность факторов.

Р. Лукас исходил из производственной функции Кобба-Дугласа:

                                      ,                                       (2.30)

где H – уровень человеческого капитала.

Он предположил, что уравнения накопления человеческого и физического капитала идентичны:

                        и ,                  (2.31) и (2.32)

 

Причем I = IK + IH. Далее, приравнивая их предельные производительности, он установил связь между ними:

                                  .                                                           (2.33)

Подставляя данное выражение в исходную проиводственную функцию Лукас получил: Y = AK, где

                              .                             (2.34)

Таким образом, в AK-модели исключается предположение об убывании предельной производительности факторов, которое является основным условием достижения неоклассической моделью роста Солоу устойчивого состояния. Тем не менее, также существуют условия при которых достигается стационарное состояние. Более того, показано, что равновесие в AK-модели оптимально по Парето. Это означает, что исключение убывающей отдачи не приводит к каким-либо рыночным сбоям. [1]

Основным свойством «модели AK» является постоянная предельная производительность капитала. Постоянная отдача становится возможной благодаря тому, что в формуле Y = AK капитал понимается в широком смысле и включает не только собственно физический капитал, но и человеческий капитал. Однако, несмотря на все ухищрения, связанные с введением человеческого капитала, модель имеет те же недостатки, что и модели Харрода-Домара. Динамическое равновесие в этой модели также неустойчиво из-за невозможности строго соблюдать постоянную отдачу от капитала. Вдобавок, её нельзя использовать для долгосрочных прогнозных расчетов по двум причинам:

1) Трудность получения достаточно точных прогнозов движения капитала, связанных с изменчивостью и непредсказуемостью инвестиций.                 

 2) Модель AK не предполагает ни абсолютной, ни относительной конвергенции экономик различных стран, тогда как на практике в последние десятилетия мы отчетливо наблюдаем конвергенцию развитых и развивающихся экономик. [1]

Главный вывод новых теорий эндогенного роста можно сформулировать следующим образом: наилучшая стратегия повышения национального дохода – это накопление не физического, а человеческого капитала, т.е. развития человека. Более того, данное утверждение является основополагающим для концепции человеческого развития. Однако данный тезис проясняет также различие между теорией эндогенного роста и концепцией человеческого развития, главнейший постулат которой заключается в том, что люди – это не просто эффективное средство, а цель развития.

 

 


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: