Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь в период формирования социально ориентированной экономики

Беларусь одной из первых среди постсоветских стран преодолела масштабный кризис 1990–х гг. и достигла быстрого экономического роста, обеспечившего снижение бедности и повышение уровня жизни населения. Вместе с тем отечественная экономическая модель, продемонстрировавшая свою эффективность в 2000–х гг., серьезно «сбавила обороты» начиная с 2010–х гг., утратив прежнюю устойчивость, причем произошедший откат невозможно объяснить простым ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры. Индекс-дефлятор ВВП в 2016 году составил 107,8%. Основной вклад в отрицательную динамику главного макроэкономического показателя внесла промышленность — объем производства снизился за год на 0,4%. Также значительное падение ВВП отмечалось в области строительства. Правительство рассчитывало на дальнейший рост ВВП, но 2017 год показал – 101,7%. 2018 год порадовал ростом на 3%. По первой оценке, за 2019 год в ценах тех лет составил 132 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 101,2% к уровню 2018 года. А в 2019, по прогнозам Минэкономики, должен был составить 61 млрд. долларов США. Говоря о нынешнем годе – 2020, уже можно сказать, что снижение национального продукта в сопоставимых ценах к январю 2019 года составило 1,9 %. В текущих ценах объем общего продукта за январь 2020 года составил 10 390,9 млн. рублей. И экономисты, нас готовят к худшему, а именно, уже сейчас рост ВВП не дотягивает 9% до загадываемых 2,8%. Основной причиной снижения объясняют сокращением производства в нефтехимической отрасли в связи с недопоставками нефти в начале года. [4]

За пятилетие темп роста ВВП прогнозируется правительством в диапазоне 112,1-115%. [4] Этот показатель более чем в два раза выше прошлой пятилетки. Сможем ли мы выйти на такие цифры или нет, покажет время. А пока данные факты свидетельствуют о наличии внутренних проблем экономического развития, связанные в первую очередь с достижением границ количественного роста, нерациональном распределении факторов производства и эффективностью их использования.

В современных геополитических и экономических условиях Белорусская экономическая модель характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Это указывает на ее сходство с моделью экономик развитых европейских стран. На сегодняшний день она находится в стадии трансформации. На начальном этапе наше государство пошло по пути стабильности и выбрало плавный путь перехода от одного состояния экономики в другое. Но сегодня мы наблюдаем невысокие показатели, которые ведут к снижению эффективности экономики. Из-за чего накопление капитала и инвестиций происходят значительно медленнее. Конкретной и точной причины нет, может быть недостаток технологий, на которые списывают замедление темпов роста ВВП, может конфликты в прошлом с Российской Федерацией в сфере сельского хозяйства и поставках сырья. В любом случае стоит понимать, что на данный момент для сдвига ВВП в сторону увеличения требуется все больше затрат, как капитальных, так и текущих. И это, как правило, служит причиной снижения конкурентоспособности отечественной продукции, по сравнению с конкурентами. А также, обострения целого комплекса проблем, которые характерны для неэффективных экономик, несущих потери от неэквивалентности внешнеторгового обмена с более технологически развитыми странами. [6]

В 2020 год мы пришли с промахами по всем статьям, прошлый год показал снижение ВВП во всех отраслях. Получившиеся дыры в бюджете латать придется в этом году и последующих. Самой главной причиной всех бед, правительство называет постоянные инциденты с Россией, частые нападки испытывает сельское хозяйство – основа нашей экономики. С завидной периодичностью Госсельхознадзор пересматривает нормы качества для экспортируемой нашей пищевой продукцией. Хочется думать, что это забота о здоровье населения россиян, а не политические игры, и что их объемы и качество продукции дотягивают до тех стандартов, которые предъявляют нашей продукции. Итогом для нашей экономики из этого следует, работа в убыток предприятий данной отрасли, долговые ямы необъятных размеров, банкротство, отсутствие заработной платы неопределенный период у работников. Наблюдая такую ситуацию, молодые специалисты сбегают из деревень в город, к относительной стабильности… Но это уже совсем другая история.

К большому сожалению природные ресурсы энергетического типа нам не достались. Это вынуждает некоторым своеобразным образом строить экономические отношения с Россией, с которой, также, создано суверенное государство. В рамках этих отношений, правительство Беларуси надеется на весьма лояльное отношение и со стороны растущих долгов, и со стороны закупки нефти… Я не хочу окрашивать ни одну сторону в черный цвет, хотя средства массовой информации делают это за меня, настраивая против соседей и выбеляя Беларусь и ее суверенитет. По моему субъективному мнению, самое худшее в таком союзе, то что каждый ожидает получить по больше, а отдать по меньше. И когда так не выходить появляются взаимные обиды, по типу «Какой ты мне друг если не хочешь продать все яблоки за даром?» Но такое братство подразумевает именно взаимовыгодные, симбиотические, полезные для обоих, возможно, немного в ущерб себе, отношения двух государств которые 29 лет были одним целым в составе СССР, и вот уже почти 20 лет пытаются стоить близкий союз. А мы видим, что одни чем-то недовольны, и вторые тоже не имеют большого восторга. К чему нас приведут лидеры, мы не знаем, остается только ждать, когда они смогут помириться и договориться.

Как и всем, мне хочется быть спокойной за свою страну, знать, что мы и без подачек многое можем, и ни в коем разе не принижать своё государство. Гордо поднять голову и дать отпор обидчику. Но, мы слишком маленькая зависящая от сторонних факторов страна. Конкурентоспособной продукции выпускаем катастрофически мало, чтобы хлопать дверью. Финансовые возможности страны не позволяют полностью обновить все старое оборудование заводов на новое и прогрессивное. Месторождений полезных ископаемых недостаточно, чтобы дышать свободно. А некоторых видов необходимых для тяжёлой промышленности, чёрной металлургии, машиностроения и вовсе нет. Поэтому мы испытываем ограниченность собственной сырьевой и энергетической базы. В итоге, выходит значительная зависимость от поставок сырья, топлива, материалов из других стран, только из России импортируются 85% энергоресурсов. Поэтому каждые разногласия с близкими соседями, приводят к финансовым потерям с нашей стороны. Чтобы мы и наблюдали в прошлом году.

 Недостаточно развитая рыночная инфраструктура также тормозит развитие. Процесс становления идет стихийно, без надлежащей подготовки кадров, без государственного контроля, как это принято в развитых странах. В большинстве случаев не обеспечен необходимой нормативно-правовой базой и явно отстаёт от потребностей времени. Государство, в свою очередь практически не предпринимает меры по развитию рыночной инфраструктуры. Исключением является только развитие рынка государственных ценных бумаг, призванного восполнять дефицит государственного бюджета. И вместо формирования рыночной инфраструктуры принимаются меры по административному воздействию на экономику, осуществляемые через ограничение импорта и регулированию цен. [10]

Небольшие финансовые возможности страны, порождают высокий уровень физического и морального износа активной части основного капитала. Влекущий обесценивание машин, физически еще годных, из-за появления новых, уже более технически совершенных и производительных, которые вытесняют старые. В итоге дальнейшая эксплуатация старого оборудования по сравнению с новым приводит к росту издержек производства, т.е. использование новых машин экономически эффективнее. В Беларуси 457 убыточных предприятий со старым оборудованием, которые в большинстве своем работают «на склад», не имея конкурентоспособной продукции. [10] Нет продаж – нет возможности обновить производственную базу, так вытекают низкие темпы технологической модернизации производства, вследствие недостатка имеющихся финансовых возможностей предприятия, так и отсутствия должной государственной помощи.

Не остается без внимания и налоговая нагрузка, влияющая опять же на конкурентоспособность продукций отечественных предприятий и потенциальные возможности их развития. Республика Беларусь лидирует по количеству уплачиваемых налогов, которых эксперты Валютного Банка насчитали 124, и заняла 6-е место по величине налоговой нагрузки. Хочется отметить, что в малый бизнес облагается налогом выше, чем крупные предприятия.

Помимо налогов, палки в колеса вставляют административные барьеры, мешающие расцветанию малого предпринимательства, а именно разрешительный принцип регистрации, наличие обширного перечня причин отказа, большое количество документов, а также нотариальное заверение значительного количества учредительных документов. Услуги нотариуса не совсем бюджетные услуги, а обращаться приходится часто, поэтому общая стоимость процедуры регистрации остается основной статьей затрат на начальном этапе предпринимательской деятельности.

Также хочется отметить, что в последние 20 лет характерной чертой экономики являются высокие темпы инфляции. Она наносит серьезный ущерб государственному бюджету. Обесцениваются как налоговые поступления в бюджет, так и его расходная часть, что побуждает часто корректировать бюджет и изыскивать дополнительные средства. А это стимулирует инфляцию. Нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Она является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики, оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Рисунок 3.1. [11]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: