ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»
Факультет психологии и педагогического образования
Кафедра специального (дефектологического) образования
ПЕТРОСЯН ЛУСИНЭ АРМЕНОВНА
направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование
профиль «Логопедия»
группа З-СД(О)Л-17
Курсовая работа
по дисциплине: «Логопедия. Системные нарушения речи (алалия), (афазия)»
ОСОБЕННОСТИ СИМПТОМАТИКИ И ДИАГНОСТИКИ АЛАЛИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В. | Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Абибуллаева Л.Ш. |
Оценка: ___________________
Дата защиты: _______________
Симферополь, 2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИМПТОМАТИКИ И ДИАГНОСТИКИ АЛАЛИИ…………………….. | 6 |
1.1Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения алалии у дошкольников…………………………. | 6 |
1.2Особенности этиологии и симптоматики алалии……………………….. | 12 |
Выводы по главе 1............................................................................................ | 16 |
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НЕДОСТАТКОВ ПРИ АЛАЛИИ……………………………. | 17 |
2.1Состояние речевой функции при алалии…………………………………. | 17 |
2.2Специфика методов и приёмов обследования ребёнка-алалика………… | 24 |
Выводы по главе 2............................................................................................ | 28 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. | 30 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................... | 32 |
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… | 35 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи, в других – у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы.
|
|
Одним из наиболее сложных речевых нарушений является алалия. Алалия относится к разряду органических речевых нарушений центрального характера. В настоящее время термином «алалия» принято обозначать тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом доминантном полушарии головного мозга, наступившее еще до формирования речи, т.е. до 1-2 лет жизни ребенка.
Это нарушение характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха, а также интеллекта.
Спорных вопросов и расхождений между исследователями алалии было больше, чем общепринятых положений, на современном этапе развития логопедии имеется больше общего во взглядах на алалию, больше общих точек зрения, чем разногласий. Общее проявляется в основных, принципиальных установках на понимание дефекта, его механизма, путей преодоления.
Проблема детей, страдающих алалией, является объектом изучения учёных уже не одно десятилетие. Изучением механизмов и симптоматики алалии занимались такие выдающиеся ученые как В. А. Ковшиков, А. Н. Корнев, В. А. Калягин, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Е. Ф. Соботович, С. Н. Шаховская и другие исследователи.
Причины, вызывающие алалию, разнообразны. Большинство авторов указывает на воспалительные или травматические поражения головного мозга, на алиментарно-трофические обменные нарушения как во внутриутробном или природовом, так и в раннем периоде жизни ребенка (З. Е. Агранович, М. В. Белоусова, М. А. Уткузова, Е. Е. Иванова и др.).
Алалия не является простой задержкой развития речи. Динамическое изучение речи алалика обнаруживает своеобразие путей ее развития и специфические трудности, имеющие место на всех этапах этого развития, тогда как дети с запозданием речи, начав развиваться, в дальнейшем развиваются нормально и часто самостоятельно.
Наблюдаются различные степени тяжести алалии: от сравнительно легких нарушений, при которых речь начинает, хотя медленно и искаженно, но самостоятельно развиваться с 3-4 лет, до тяжелых, когда ребенок не пользуется речью и в 10-12 лет. Позднее, притом при систематической специальной помощи, он овладевает неполноценной и бедной речью.
Цель исследования – теоретическое изучение особенностей симптоматики и диагностики алалии у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения алалии у дошкольников;
2. Обосновать особенности этиологии и симптоматики алалии;
3. Охарактеризовать состояние речевой функции при алалии;
4. Рассмотреть специфику методов и приёмов обследования ребёнка-алалика.
Объект исследования – процесс изучения и диагностики алалии у дошкольников.
Предмет исследования – особенности симптоматики и диагностики алалии у дошкольников.
Методы исследования:
– теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования симптоматики и диагностики алалии у дошкольников.
Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 35 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИМПТОМАТИКИ И ДИАГНОСТИКИ АЛАЛИИ
Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения алалии у дошкольников исследования
Речь является функциональной системой, представляющей собой единство процессов говорения и восприятия.
По мнению З. Е. Агранович речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Сложно-организованный и полимодальный по своему строению речевой процесс не сводится исключительно к моторному уровню. Для детей с алалией типичны не только запаздывания появления экспрессивной речи, но и патологический ход ее развития [1].
|
|
К расстройствам речи Л. Н. Зуева и Н. Ю. Костылева относят нарушения функций её восприятия и образования. Их причины: анатомические дефекты периферического речевого аппарата, нарушения его иннервации, а также органические и функциональные изменения некоторых отделов центральной нервной системы, обеспечивающих речевую деятельность. Расстройства образования речи проявляются в нарушениях синтаксической структуры фраз, в изменениях словаря, звукового состава, методики, темпа и плавности речи [14].
Исследователь Г. А. Волкова отмечает, что при классификации речевых расстройств учитывают основные их проявления, сопутствующие неврологические симптомы, характер анатомических изменений речевого аппарата. Нарушения процессов анализа и синтеза сообщений и нарушения речевой памяти, возникающие при локальных поражениях головного мозга, относят к группе афазии. Аналогичные поражения центральной нервной системы у детей, возникшие до освоения ими речи, приводят к алалии [8].
Не возникает сомнений, что в раскрытии сути алалии центральное место должно занимать изучение механизмов нарушения. Знания о механизмах в большинстве случаев определяет выбор методов и средств коррекционно-воспитательной работы. Однако, до настоящего времени проблема механизмов нарушения при алалии остается спорной и нерешенной.
Исследователями Л. С. Чутко, А. М. Ливинской алалия определяется как «отсутствие или недоразвитие речи, вызванное органическими поражениями речевых зон коры головного мозга внутриутробно или в раннем возрасте» [29, с. 18].
Педагог-психолог Р. Е. Левина алалию относит к группе нарушений структурно-семантического (внутреннего) оформления выражения. Она отмечает, что алалия входит к группе нарушений средств общения и в зависимости от глубины повреждения мозговых механизмов может быть соотнесена с общим недоразвитием речи и, иногда, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (в случае, когда дефект проявляется лишь на уровне звуковой стороны речи) [22].
|
|
Исследователи Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской научной работе «Логопедия» подчеркивали: «Впервые описание алалии осуществили А. Куссмауль и Р. Коэн. Но на первых этапах подход был симптоматический, внутренние особенности речевого механизма фактически не рассматривались, на первый план исследователи выдвигали моторную недостаточность» [19, с. 80].
В. А. Калягин и Т. С. Овчинникова определяли алалию, как «врожденную аномалию» детей, которые совершенно неспособны произносить звуки и слоги, но в которых сохранены центры головного мозга, координация движений, а также те органы, которые необходимы для развития речи [15].
М. В. Белоусова, М. А. Уткузова и Е. Е. Иванова дают следующее определение понятию: «алалия – функциональное нарушение тех центров и путей головного мозга, которые ответственны за состояние речи, главным образом это нарушение координации артикуляционных движений» [6, с. 17].
Большинство авторов, занимавшихся изучением факторов, влияющих на возникновение алалии среди которых В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Е. Ф. Соботович, М. Е. Хватецев подчеркивали роль наследственности в ее этиологии, а именно наследственно обусловленное замедленное созревания определенных корковых структур головного мозга и ассоциативных волокон [16; 22; 25; 27].
А. Либман связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью [18].
М. Зееман считал, что речь не развивается из-за нарушения мозговых центров [13].
В. А. Ковшиков, отмечал ведущую роль в возникновении алалии постнатальных черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных [16].
Ряд ученых А.Р. Лурия и Е.Ф. Соботович и другие придерживались положения, что центральным симптомом нарушения речи при алалии является апраксия (недостаток артикуляционной моторики) [20; 25].
Также исследователями Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской выделены две формы апраксических расстройств: кинетическую (эфферентную) и кинестетическую (афферентную) [19].
Ученые Т. Г. Визель и Р. А. Белова-Давид, отмечая имеющиеся у многих детей с алалией нарушения психической деятельности, расценивали их как патогенные факторы алалии. К этим факторам относили нарушения мышления, интеллекта и эмоционально-волевой сферы и др [5; 7].
Некоторые исследователи особо подчеркивали влияние расстройств произвольного внимания на формирование у детей алалии (М. В. Белоусова, М. А. Уткузова, Е. Е. Иванова), но известно, что в онтогенезе внимание сама формируется за счет развития психических процессов и речи [6].
Также, по последним исследованиям известно, что ранние этапы фонологической, лексической, семантической и синтаксической обработки языка центральной нервной системой могут происходить автоматически, вне фокуса внимания.
У детей с алалией наблюдаются вторичные особенности интеллектуальных способностей, которые выражены неравномерностью их психического развития – гиперкомпенсацией за счет высокого развития конструктивного праксиса, зрелости образного мышления, сочетающаяся с недостаточностью в сфере вербально-логических функций.
Хотя исследователь Л. С. Выготский отмечает, что механизмы мышления, с позиции особенностей их развития, строения и функционирования, не находятся в тесной зависимости друг от друга, а являются автономными [9].
Алалия является сложным речевым расстройством и характеризуется целым комплексом взаимосвязанных между собой нарушений, поэтому некоторыми авторами она называется симптомокомплексом, ведущее место в котором занимает тяжелое недоразвитие речи.
В экспериментальных исследованиях В. А. Ковшикова подтверждается, что типичные для алалии речевые нарушения не находятся в причинной зависимости от состояния общей моторики и артикуляционных нарушений, а также от состояния мышления, эмоциональных расстройств [16].
Л. С. Выготский, Л. В. Щерба подчеркивают: «Значительно более серьезными являются нарушения деятельности усвоения и использования речи, которые случаются при алалии, через которые, собственно, ее и относят к группе речевых нарушений. Данные авторы также рассматривали алалию как своеобразную форму патологии речевой деятельности, которая относится к группе «языковых», «символических» расстройств, в основе которых лежит нарушение пост семантических языковых операций [9; 30].
Исходя из этого из этого Е. Ф. Соботович изучала алалию в психолингвистическом аспекте и определяла значительные речевые нарушение как трудности овладения и использования ребенком синтагматически и парадигматически организованных языковых единиц, связанных со звукосложной структурой слова, синтаксисом, словообразованием, морфологической словоизменением, процессами трансформации внутренней структуры высказывания в поверхностную, понимание сложных логико-грамматических конструкций и тому подобное [25].
Р. Е. Левина и Н. А. Никашина объясняли, что «оптико-гностические нарушения, которые проявляются в доразговорный период, затрудняют накопление предметных обобщений, что служит препятствием для нормального речевого развития» [24].
А. Н. Корнев в психологическом и нейролингвистическом анализе клинической картины речевого нарушения утверждает, что так называемое «общее» или первичное тотальное недоразвитие речи представлено двумя типами: алалическим и параалалическим. Предлагаемая дихотомия основана на разграничении синдромов с механизмами первично речевого уровня (алалический тип) и гностико-праксического уровня (паралалический тип) [17].
И. И. Демина связывает механизм алалии со слабостью процессов возбуждения и торможения, их инертностью, слабостью замыкающей функции коры головного мозга и нарушением взаимодействия сигнальных систем с преобладающей слабостью второй сигнальной системы [11].
Е. М. Мастюкова, характеризуя алалии с позиций нейроонтогенеза, определяет поражение диффузного характера (минимальная мозговая дисфункция). Автором определено нарушение механизмов внутренней речи [12].
Исследовательница Е. М. Мастюкова отмечает, что у детей есть специфические расстройства второй сигнальной системы, страдает формирование лабильных, пластических систем временных связей, или динамических временных связей и нарушается система опережения и обратной связи, то есть нарушается процесс внутреннего программирования будущей фразы. Также ученый, анализируя электроэнцефалограммы детей с алалией и выраженными интеллектуальными нарушениями, выявила патологические воздействия со стороны стволово-диэнцефальных мозговых структур [12].
По исследованиям Т. П. Хризман, В. Д. Еремеевой, Т. Д. Лоскутовой активно разрабатывалась гипотеза о влияние дефектов речи на функциональную асимметрию мозга. Исследованиями установлено, что чем сложнее речевых дефект, тем больше проявляется леворукость и амбидекстрия. Таким образом можно говорить о нарушениях доминантно-субдоминантных отношений в сторону уменьшения асимметрии [28].
В раннем возрасте ребенок понимает речь в основном правым полушарием мозга. Восприятие текстов аморфное, характеризуется нечеткостью их содержания и постижением общего смысла (важная роль просодических параметров: темпа, ритма, интонации, ситуации общения). С переходом к левополушарной латерализации ребенок понимает речь более дискретно: членящее услышанное на отрезки и соотносит их с принятыми в языке правилам и законам на основе полезных признак.
Важную роль в произвольной психической деятельности и речи в частности играют лобные участки, обеспечивают механическую имитацию услышанного, а осмысленную речевую деятельность.
Т. Г. Визель в исследовании «безмолвных» детей определяет причину этого в незначительной роли сотрудничества логопедов, психологов с врачами и нейрофизиологами. Специальные дифференциально-диагностические исследования в рамках нейропсихологии и нейролингвистики в области речевых нарушений на сегодня являются достаточно фрагментарными, однако они имеют прямое отношение к проблеме алалии в частности [7].
Таким образом, алалия – неврологическое заболевание, при котором речь ребенка или недоразвита, или вообще отсутствует, и сопровождается данная патология слуховыми нарушениями или дисфункциями мозговой деятельности. Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью. Подобное многообразие взглядов на природу и механизм алалии обусловлен тем, что эта проблема остается неоднозначной и недостаточно изученной. Таким образом, литературные данные по проблеме алалии многоаспектны и разноречивы.