Особенности этиологии и симптоматики алалии

 

В медицине выделяется две разновидности алалии, в зависимости от пораженной речевой части – сенсорная алалия и моторная алалия. Также существует смешанный тип алалии – сенсомоторная алалия.

Сенсорная алалия – это отсутствие понимания разговорной речи при полном здравом слухе ребенка. В этой форме болезни поражение отмечается в том участке коры головного мозга, где находится центр слухоречевого анализатора [10].

Моторная алалия – это задержка экспрессивной части языка ребенка, или нарушения деятельности участка коры мозга, где происходит замыкание нервных путей речедвигательного анализатора. То есть, ребенок слышит и понимает разговорную речь, но он не в состоянии сам овладеть разговорными навыками. Его артикуляция сильно нарушена, и в результате привычные слоги или буквы ребенок заменяет на более примитивные и нечленораздельные звуки [10].

Сенсомоторная алалия представляет собой несформированность речевого функционала на достаточно глубоком уровне. При это в большинстве случаев удается диагностировать проблему еще в дошкольном возрасте, когда удается скорректировать ее развитие и обеспечить ребенку нормальную последующую жизнь.

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева к причинам появления сенсорной алалии относятся:

– Патологии плода, появившиеся во время беременности. Вынашивание может быть осложнено гипоксией, инфекциями, гипотрофией. Могут возникать нарушения в развитии ЦНС плода при употреблении алкоголя, наркотических веществ.

– Нарушение ЦНС во время родов. Плод может получить повреждения нервной системы при неправильных действиях акушера. При родах ребенок может получить травму головы.

– Заболевания в постнатальный период. Они могут возникнуть в первые годы малыша [12].

Существуют другие причины, которые также способны вызвать такое речевое нарушение. Диагностировать можно только после проведения комплексного осмотра ребенка. Малыша должны осмотреть логопед, педиатр, невролог, детский психолог, отоларинголог.

Причины появления моторной алалии

Характерным симптомом моторного типа алалии является неспособность повторять речь, услышанную от взрослых. В особо тяжелых ситуациях, ребенок не может повторить даже простейшие звуки, такие как «АУ», «БА», «ПА», хотя и понимает обращенную речь взрослых. Чем сложнее слог, тем сложнее дается его повторение. Дети, страдающие такими речевыми расстройствами, как правило имеют неврологические или психические нарушения [12].

Неврологические симптомы могут быть выражены в неловкости, плохой координации движений, недостаточной физической активности. Может наблюдаться плохая мелкая моторика пальчиков – сложно застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Детям с моторной алалией сложно играть с другими детьми. Им сложно хорошо прыгать, играть в мяч и делать другие движения, которые при этом легко даются здоровым детям.

В некоторых случаях может наблюдаться обратный эффект, то есть повышенная активность. Это зависит от локализации поражения головного мозга. В этом случае дети могут проявлять гиперактивность, легко возбудимы, проявляют излишнюю суетливость, но при этом они быстро устают [15].

В большинстве случаев, наблюдается смешанный тип алалии – сенсомоторный. Чтобы понять, что такое сенсомоторная алалия, опишем классическую клиническую картину. Ребенок поздно заговорил, имеет трудности в формировании речи. Словарный запас (и активный, и пассивный) довольно скудный. Понимание обращенной речи плохое.

Нарушены навыки социальной адаптации, что часто затрудняет дифференцирование сенсомоторной алалии от заболеваний аутичного спектра. Может присутствовать боязнь громких звуков, нередки навязчивые движения. Но тем не менее, и этот тип поддается лечению и коррекции.

Далее охарактеризуем симптоматику алалии. Поскольку нарушение речевых функций при алалии могут быть очень разными, то и симптоматика при этом заболевании имеет разнообразную форму. Расстройства речи могут быть незначительными, или же речь может полностью отсутствовать. При развитии алалии некоторые дети не могут говорить до двенадцати летнего возраста вообще, а некоторые просто уметь произносить крайне малое количество слов, при активном обучении [17].

При сенсорной алалии ребенок слышит язык, но, не понимая и не различая отдельных слогов и звуков, пытается сам построить примитивные и грубые формы слов, переставляя буквы и слоги в слова, слова в фразах, опуская при этом совершенно непонятные для него звуки. При сенсорной алалии, практически всегда можно выявить определенные отставание в развитии головного мозга или олигофрению.

При моторной алалии ребенок понимает и слышит все, что говорят вокруг, но его речь проявляется только до четырех лет. При этой форме болезни в детском возрасте отсутствует даже лепет. С возрастом речевой запас у больного моторной алалией ребенка практически не пополняется, а остается на уровне младшего школьного возраста. В школе часто возникают проблемы с чтением и письмом. Но, такие дети всегда проявляют расторможенность и шаловливость. С возрастом у них формируются различные бытовые навыки. Дети, страдающие любым видом алалии, очень легко и с желанием выполняют любые поручения и задания взрослых, при условии, что эти задачи, не связанны с речевой деятельностью [12].

Диагностика алалии проводится врачами неврологом и логопедом. Невролог выявляет нарушения в интеллектуальном развитии и определяет невротическую настроенность ребенка, которая формируется при развитии речевых дефектов. Логопед, в свою очередь, определяет степень нарушения и дисфункции речевого аппарата пациента.

Чтобы выявить причины развития алалии применяют всестороннюю диагностику, при которой так же выявляются дополнительные нарушения в умственном развитии ребенка.

К профилактическим методам алалии можно отнести избежание травм головы ребенка, и особенно нельзя допускать родовых травм головного мозга, поскольку такие травмы могут привести к необратимым патологическим процессам.

Лечение алалии заключается в грамотной и последовательной логопедической корректировке речевых навыков больного. Для этого разрабатываются индивидуальные схемы занятий. Логопед и педагог должны работать в паре с каждым отдельно взятым ребенком, страдающих алалией.

Особое внимание на таких занятиях уделяется семантике языка ребенка. Как правило, такой терапии легче поддается коррекции сенсорная алалия. Для коррекции речи при моторной алалии необходим более длительный временной срок. Так же в методику лечения алалии входит постоянный контроль и наблюдение за больным специалистов невролога и педиатра [21].

Таким образом, алалия может стать следствием асфиксии новорожденного, недоношенности, родовых травм. Иногда такое нарушение встречается у детей после преждевременных или затяжных родов. Провоцирующими факторами могут стать осложнения при беременности и родах, перинатальные патологии. Причинами возникновения алалия обычно являются: инфекционные заболевания (заражение произошло внутриутробно или при родах); гипоксия; асфексия; токсикозы; травма плода (падение или удар беременной женщины); риск самопроизвольного прерывания беременности; ряд хронических заболеваний у женщины. Среди этиопатогенетических факторов появления заболевания необходимо выделить энцефалиты, менингиты, травмы головы, ряд соматических заболеваний, влияющие на центральную нервную систему. Ряд ученых связывает алалию с наследственностью. Дети – алалики серьезно отличаются от умственно отсталых деток. По мере развития речи их умственное отставание исчезает.

 

Выводы по главе 1

 

В первой главе курсовой работы было дано теоретическое обоснование особенностям симптоматики и диагностики алалии. Полученные результаты исследования нашли отражение в следующих выводах.

Осуществив анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы были рассмотрены различные подходы к понятию «алалия». Так под алалией понимается органическое нарушение речи центрального характера, ведущее место при ее возникновении занимает минимальная мозговая дисфункция, которая сопровождается целым комплексом патологических факторов.

Среди этиологических факторов алалии исследователи выделяют: внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикация плода, асфиксия новорожденных, внутриутробные или ранние пожизненные травмы головного мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и др. Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению веществ мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения. Эти поражения различных областей коры головного мозга вызывают нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем. По наблюдениям некоторых исследователей соматические заболевания также могут быть причиной алалии, так как они усугубляют воздействие патологических причин неврологического характера, которые являются ведущими.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: