Основные аспекты лингво-смыслового анализа драматического текста

* Лингвистический анализ драматического текста многоаспек-' теп (см. 52, с. 130—197).

1. Содержательный анализ фамилий и имен персонажей (действующих лиц). Особое внимание здесь следует уделить внутренней форме, лежащей в основе собственных имен, так как через посредство внутренней формы может быть передан намек на происхождение персонажа, род его занятий, свойство характера и т. д. Анализ имен и фамилий следует проводить и с точки зрения их происхождения, а также с позиций разграни­чения языка и речи (например, фамилия Сквозник-Дмуханов-ский является окказионализмом).

2. Анализ авторских ремарок. Анализ ремарок должен про­изводиться в функциональном плане; например, ремарка может служить для описания обстановки, она может указывать на ход сюжета (движение действия), на перемещение действующих лиц, их смену;' ремарка может служить для описания внутренне­го состояния персонажа (психического или физического), для характеристики его облика и т. д. При анализе ремарки реко­мендуется обращать внимание на ее размер. Особо следует изу­чить синтаксическую специфику ремарки.

3. Анализ диалогов. Анализируя диалог, надо обратить вни­мание на соотношение длины реплик персонажей, их синтакси­ческую структуру, информационную и эмоционально-оценочную наполненность. Необходимо рассмотреть языковые средства сти­лизации речи персонажей.

Нельзя забывать об уровневом анализе: необходимо описать ведущие стилистические, лексические, фонетические и грамма­тические особенности диалога и показать изобразительную функцию диалога в составе драматического произведения.

Особо рассматривается взаимосвязь реплик (тематическая, композиционная) и соотношение между репликами звучащей речи и репликами внутренней речи («внутренний диалог»).

За. Анализ полифонической организации речи, характерной для массовых сцен. Следует отметить, из каких реплик состоит полифоническая речь, какую эмоциональную и изобразительную функцию она выполняет.

4. Анализ монолога. Требуется определить тип монолога. «Тип монолога... определяется,—как указывал В. В. Виногра­дов,—жанрово-стилистическими различиями (монолог оратор­ский, повествовательно-книжный, сказовый, стиховой и т. п.)» (53, с. 231). Далее целесообразно провести семантико-стилисти-ческий анализ центральных языковых средств монолога, вы­явить их функцию в организации образа персонажа и образа автора.



СОДЕРЖАНИЕ

Раздел Г. Лингвистический анализ текста как учебная дисциплина 4

§ 1. Задачи курса «Лингвистический анализ текста» в педагоги­ческом институте.................... —

§ 2. Текст как предмет лингвистического анализа...... 6

§ 3. Место ЛАТ в системе языковедческих дисциплин.... 12

§ 4. Лингвистический анализ как ключ к пониманию текста.. 13 § 5. Основные методологические принципы ЛАТ...... 16

§ 6. Приемы и методы лингвистического анализа текста... 25

Раздел II. Факторы, влияющие на отбор языковых средств и их организацию в тексте................... 32

§ 7. Соотношение единиц языка, речи, текста и единиц лингви­стического анализа текста............... —

§ 8. Соотношение внутренней языковой организации текста и системы языка..................... 3(

§ 9. Факторы тексгообразования............ 3')

Раздел III. Образность художественного гекста....... '13

§ 10. Образные средства языка и конкретные средства созда­ния образности.................... —

§ 11. Основные типы 'образных слов........... 46

§ 12. Индивидуальная специфика образного смысла слова в ху­дожественной речи.................... 51

§ 13. Образ автора.................. 55

Раздел IV. Анализ языка художественных произведений.... 57

' § 14. Частичный лишво-смысловой анализ гексга  ...... —

§ 15. Комплексный лингво-смысловой анализ поэтического текста 63 § 16. Комплексный лингво-смысловой анализ прозаического текста 68 § 17. Основные аспекты лингво-смыслового анализа драма­тического текста.................... 72

Использованная литература............... 73

Указатель статей по проблемам лингвистического анализа худо­жественного текста, опубликованных в журнале «Русский язык в школе» за последние годы (дополнение к списку литературы, ука­занному в программе курса)............... 75


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: