* Лингвистический анализ драматического текста многоаспек-' теп (см. 52, с. 130—197).
1. Содержательный анализ фамилий и имен персонажей (действующих лиц). Особое внимание здесь следует уделить внутренней форме, лежащей в основе собственных имен, так как через посредство внутренней формы может быть передан намек на происхождение персонажа, род его занятий, свойство характера и т. д. Анализ имен и фамилий следует проводить и с точки зрения их происхождения, а также с позиций разграничения языка и речи (например, фамилия Сквозник-Дмуханов-ский является окказионализмом).
2. Анализ авторских ремарок. Анализ ремарок должен производиться в функциональном плане; например, ремарка может служить для описания обстановки, она может указывать на ход сюжета (движение действия), на перемещение действующих лиц, их смену;' ремарка может служить для описания внутреннего состояния персонажа (психического или физического), для характеристики его облика и т. д. При анализе ремарки рекомендуется обращать внимание на ее размер. Особо следует изучить синтаксическую специфику ремарки.
|
|
3. Анализ диалогов. Анализируя диалог, надо обратить внимание на соотношение длины реплик персонажей, их синтаксическую структуру, информационную и эмоционально-оценочную наполненность. Необходимо рассмотреть языковые средства стилизации речи персонажей.
Нельзя забывать об уровневом анализе: необходимо описать ведущие стилистические, лексические, фонетические и грамматические особенности диалога и показать изобразительную функцию диалога в составе драматического произведения.
Особо рассматривается взаимосвязь реплик (тематическая, композиционная) и соотношение между репликами звучащей речи и репликами внутренней речи («внутренний диалог»).
За. Анализ полифонической организации речи, характерной для массовых сцен. Следует отметить, из каких реплик состоит полифоническая речь, какую эмоциональную и изобразительную функцию она выполняет.
4. Анализ монолога. Требуется определить тип монолога. «Тип монолога... определяется,—как указывал В. В. Виноградов,—жанрово-стилистическими различиями (монолог ораторский, повествовательно-книжный, сказовый, стиховой и т. п.)» (53, с. 231). Далее целесообразно провести семантико-стилисти-ческий анализ центральных языковых средств монолога, выявить их функцию в организации образа персонажа и образа автора.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел Г. Лингвистический анализ текста как учебная дисциплина 4
§ 1. Задачи курса «Лингвистический анализ текста» в педагогическом институте.................... —
§ 2. Текст как предмет лингвистического анализа...... 6
|
|
§ 3. Место ЛАТ в системе языковедческих дисциплин.... 12
§ 4. Лингвистический анализ как ключ к пониманию текста.. 13 § 5. Основные методологические принципы ЛАТ...... 16
§ 6. Приемы и методы лингвистического анализа текста... 25
Раздел II. Факторы, влияющие на отбор языковых средств и их организацию в тексте................... 32
§ 7. Соотношение единиц языка, речи, текста и единиц лингвистического анализа текста............... —
§ 8. Соотношение внутренней языковой организации текста и системы языка..................... 3(
§ 9. Факторы тексгообразования............ 3')
Раздел III. Образность художественного гекста....... '13
§ 10. Образные средства языка и конкретные средства создания образности.................... —
§ 11. Основные типы 'образных слов........... 46
§ 12. Индивидуальная специфика образного смысла слова в художественной речи.................... 51
§ 13. Образ автора.................. 55
Раздел IV. Анализ языка художественных произведений.... 57
' § 14. Частичный лишво-смысловой анализ гексга ...... —
§ 15. Комплексный лингво-смысловой анализ поэтического текста 63 § 16. Комплексный лингво-смысловой анализ прозаического текста 68 § 17. Основные аспекты лингво-смыслового анализа драматического текста.................... 72
Использованная литература............... 73
Указатель статей по проблемам лингвистического анализа художественного текста, опубликованных в журнале «Русский язык в школе» за последние годы (дополнение к списку литературы, указанному в программе курса)............... 75