Позиция 56. Церковь, государство, человек

1. Человек есть единый и целостный субъект всех своих действий — и поэтому невозможно раскалывать его жизнь на сферу религиозных интересов и всех остальных: нет ситуаций и сфер деятельности, в которых можно было бы спрятаться от Бога за их автономией и сказать: «Тебе нет дела до того, что я тут делаю». Тем более политическая, общественная жизнь, касающаяся сразу многих моих «ближних» не может быть вне нравственного контроля, вне соотнесения с последними и важнейшими смыслами человеческого бытия.

2. Неразработанность социальной этики Православия (где главное внимание уделяется внутренней жизни человека, той глубине, которая не подлежит «обобществлению») не означает ненужность социальной этики. Неясность в вопросе о том, в какой степени непреходяще и значимо историческое прошлое Церкви (формы ее жизни в разных государствах) — не означает нигилизма по отношению к ее двухтысячелетнtму опыту. Во всяком случае нельзя пройти мимо того факта, что в 4 веке — веке Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского, Афанасия Александрийского и Антония Великого, в веке, когда малейшие богословские разногласия вызывали острейшую и живую реакцию людей и Церкви — в этом веке не возникло ни одного раскола или ереси, связанных с радикальным изменением положения Церкви. Церковь приняла государственную помощь, Церковь благословила империю, которая еще недавно ее гнала. И вчерашние исповедники и мученики, люди высочайшей духовной жизни и мысли — не испугались этого. Церковь приняла новую заботу, новую ответственность. И вряд ли она добровольно может сложить ее с себя. Но при этом неизбежны и искушения и ошибки, и в любом случае неустранима двойственность церковной жизни: в мире сем действовать, возвещая о мире Ином. «Симфония?… «Се, посылаю вас яко агнцев посреде волков…» А какая ж симфония у агнцев с волками?!» — архим. Зенон, иконописец Псково-Печерского монастыря.

3. Церковь не перестает быть Церковью, если у нее нет возможности прямо влиять на общественную жизнь. Но догматизировать неучастие Церкви в жизни людей — значит встать на позиции мо-нофизитов.

 

ВОПРОСЫ

Что значит «сопротивление злу силою»(Ильин «О сопротивлении злу силою» (Ильин. И. А. Путь к очевидности. — М., 1993).

К какой симфонии, по мысли А. Карташева, должна стремится Церковь сегодня? (А. Карташев «Воссоздание Святой Руси» и статью А. Шмемана «Судьба византийской теократии (Православная мысль, вып. 5. — Париж, 1947), а также указанные, страницы из книги: Шмеман Александр, прот. Исторический путь Православия. — Париж, 1989. с. 100–106, 133–150, 177, 190–195, 210–212, 231–235, 241–242.)

Как Вы оцениваете значение политических компромиссов митрополита Сергия (Страгородского) и его преемников? («Нравственное богословие посттоталитарной эпохи» (Столица, 1992 — № 20), а также статьи из рубрики «На церковные темы» в сборнике работ Н. А. Струве «Православие и культура» (М., 1992). О православном понимании власти и империи см. в указанной статье С. С. Аверинцева.)

 



Тема 14. Конец истории



ПРОГРАММА

Пессимизм и оптимизм в христианской историософии. Поражение христианства на исходе истории. История как пространство свободы. Затухание истории. Царство Антихриста. Церковь последних времен. Религия Антихриста. Признаки конца по Евангелию и посланиям ап. Павла. Эсхатологическая этика христианства. Воскресение и Суд. Неуничтожимость человеческой личности. Две смерти. Связь жизни земной и будущей. Зависимость образа нашего бессмертия от образа нашей любви.

 

ПОЗИЦИИ

Особенность христианского понимания истории.

Эсхатологическая этика православия.

Суд.

Связь жизни земной и будущей.

 

Рекомендуемая литература:

А. М. Воскрешение чаемое или восхищаемое? // Богословские труды. Вып. 24. — М., 1983.

Андрей Кесарийский, свят. Толкование на Апокалипсис. — М. 1901.

Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. — М., 1902.

Бердяев. Н. А. О самоубийстве. — М„1992.

Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993. — Гл. «О последних вещах. Этика эсхатологическая».

Булгаков Сергий, прот. Апокалипсис Иоанна. — М., 1991.

Достоевский Ф. М. Дневник писателя 1876 г. Октябрь: Приговор;Декабрь: Голословные утверждения. Разные издания.

Дьяченко Григорий, свящ. Область таинственного. — М., 1992.

Дьяченко Григорий, свящ. Духовный мир. — М., 1992.

Зубов А.Б. Воскресение или развоплощение // Континент,№ 74.

Калиниковский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. — М., 1991.

Каргель И. В. Толкователь Откровения святого Иоанна Богослова. — Спб., 1991.

Соловьев В. Три разговора (разные издания).

Льюис К. С. Последняя битва (из цикла «Хроники Нарнии»). Разные издания.

Льюис К. С. Расторжение брака // Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда. — М., 1992.

Серафим (Роуз), иером. Православие и религия будущего. Разные издания.

Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. — М., 1991.

Трифон (Туркестанов), митрополит. Акафист благодарственный «Слава Богу за все» // Малая Церковь. Настольная книга прихожанина. — М., 1992.

Федотов Г. П. Об антихристовом добре // Федотов Г. П. Лицо России. — Париж, 1988.

Хоружий С. С. Диптих безмолвия. — М., 1992.

 

Позиция 57. ОСОБЕННОСТЬ ХРИСТИАНСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ

1. Христианство — единственная мировоззренческая система в мире, предсказывающая свое конечное поражение в рамках земной истории: история кончается не Царством Христа, а царством Антихриста. «Я предвижу время, когда люди перестанут радовать Бога, и он вторично уничтожит их во имя нового творения», — Гете. «Вы победите, — сказал архимандрит Михаил своим атеистическим оппонентам на диспуте в Петербурге незадолго до революции — но после всех победителей победит Христос».

 

ВОПРОСЫ

Признаки конца истории по Евангелию и посланиям ап. Павла.

Почему зло «эффективнее» добра в нашем мире?

Что значит — «люди перестанут радовать Бога»?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: