Позиция 50. Таинство спасения

1. В схоластическом богословии, пришедшем с Запада, жертва Христа понималась в юридическом смысле — Он внес некий «умилостивляющий выкуп» за нас. Таким образом, суть жертвы имеет отношение к Богу (Его правосудию и милосердию), тогда как в православии Голгофская жертва имеет отношение прежде всего к человеку — она его изменяет и воссозидает. Жертва есть не столько пожертвование, сколько посвящение. Человек возвращен к Богу и вБога.

2. Во Христе нет человеческой ипостаси — и на кресте умирает не человек. Смерть человека становится смертью Бога. То, что не могло встретиться и соединиться — Жизнь и смерть, источник Бытия и небытие — встретились. И смерть была уничтожена в этой встрече лицом к лицу с Богом. Поэтому — мы имели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном», — св. Григорий Богослов. Сошествие Христа во ад есть явление Жизни среди безнадежности смерти, есть победа над смертью. И совсем не означает «взятия» на Себя Христом «адских мук богооставленности». Преп. Иоанн Дамаскин: «тление изгоняется натиском жизни». Полнота жизни больше бессмертия. Не бессмертие только, но жизнь, «воскрешение жизни» дарует нам Христос.

3. «Мы и теперь умираем прежнею смертию, но не остаемся вней», — Иоанн Златоуст. Смерть как невозвратное разлучение души и тела, как расторжение человека и Бога разрушена — ибо этот разрыв не смог найти себе места во втором Адаме — Богочеловеке Иисусе. Не научить законам праведной жизни пришел Христос — а победить смерть. Поэтому «пречистой жизни было недостаточно для победы над смертью — и смерть побеждаема только через смерть», — о. Г. Флоровский.

4. Как и в Адаме, в Иисусе тождество сущности и существования, Он обладает целостной человеческой природой, и потому то, что произошло с Ним — произошло с нами, с нашей природой. По естеству исцелены все мы — и все воскреснем. Но воскресение мы для себя сделаем разным: к жизни или к смерти. Ибо воля ипостасная, гномическая не исцелена: «что не воспринято, то не уврачевано». Во Христе нет гномической воли, индивидуально-ущербной. Поэтому плоды Голгофской жертвы могут быть усвоены лишь не-автоматически; лишь в нашем индивидуальном согласии принять тот Дар, который принес нам Спаситель.

 

ВОПРОСЫ

Что значит выражение Апостола «второй Адам»?

Чем смерть христианина отличается от смерти в мире, где еще не было Христа?

Кому принес Себя в жертву Христос?

(Для ответа на вопрос 3 ознакомьтесь с Евхаристической священнической молитвой.)

 



РАЗДЕЛ V. ЦЕРКОВЬ


Тема. 11. Природа церкви




ПРОГРАММА

Человеческая единосущность со Христом и значение ее. Созидание Церкви Христом. Домостроительство Духа в Церкви. Человеческая свобода и Божественное действие после Пятидесятницы. Учение А. С. Хомякова о Церкви. Церковь и Евхаристия. Таинство спасения. Различие православного и католического учения о таинствах. Вера в Церковь и опыт Церкви. Соборность Церкви в православном, католическом и газетно-славянофильском понимании. Апостоличность Церкви.

 

ПОЗИЦИИ

Христос в церкви.

Таинство церкви — Евхаристия.

Соборность церкви.

 

Рекомендуемая литература:

Антоний (Блум), митроп. Сурожский. Беседы о вере и Церкви. — 1991.

Афанасьев Николай, прот. Церковь Духа Святого. — Париж, 1971.

Афанасьев Николай, прот. Трапеза Господня. — Париж, 1952.

Афанасьев Николай, прот. Вступление в Церковь // Вестник РХД — № 120, 126.

Бердяев Н. А. Истина Православия // Православная община. —

1992. — № 2.

Булгаков Сергий, прот. Письмо проф. Эренбергу о Православии и Протестантизме // Путь. — Париж, 1926.— № 5.

Булгаков С. Н. Толстой и Церковь //О религии Льва Толстого. —М., 1912.

Грин, Грэм. Сила и слава // Избранное. — М., 1990.

Ельчанинов Александр, свящ. Записи. — М., 1992.

Иларион, архиеп. Христианства нет без Церкви. — М., 1992.

Карсавин Л. Об опасностях и преодолении отвлеченного христианства // Путь. — Париж, 1927. — № 6.

Мейендорф И. Ф. Апостол Петр и его преемство в византийском богословии // Православная мысль. Вып. 11. — Париж, 1957.

Фудель С. И. Об отце Павле Флоренском. — Париж, 1988.

Хомяков А. С. Богословские сочинения (разные издания).

Шмеман Александр, прот. Исторический путь Православия. — Париж, 1988.

Цыпин Владислав, свящ. К вопросу о границах Церкви // Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 300-летию Московской Духовной Академии. — М., 1986.

Эрн В. Ф. Историческая Церковь // Эрн В. Ф. Сочинения. — М., 1991.

 



Позиция 51. ХРИСТОС В ЦЕРКВИ.

1. «Нераздельность и неразлучность» соединения человеческой природы с Богом во Христе означает, что мы стали «сотелесниками» Бога. Каждый из нас обладает в своей глубине тем даром Богоприча-стия, который дан во Христе. В широком смысле поэтому все человечество является «телом Христовом», все человечество является Церковью. Христос не учреждает Церковь как институт, но созидает ее в Себе и Собою: «где Иисус Христос — там и кафолическая Церковь», — св. Игнатий Богоносец.

2. Но поскольку в нас нет личного тождества с Богом (какое было во Христе), то реализация дара обожения возможна лишь через благодатное, энергийное участие в Божественной Жизни. В нашем личном согласии открыться действию Бога в нас по благодати мы действительно становимся членами Тела Христова.

 

ВОПРОСЫ

 

Изложите основные определения Церкви по А. С. Хомякову. (При ответе на вопрос 1 используйте не только работы самого Хомякова, но и статью С. И. Фуделя «Славянофильство и Церковь» в 125 номере «Вестника РХД»).

Почему грех (Адама) может войти в жизнь человека без спроса, а добро (Христа) не может автоматически распоространяться на других?

Как Вы понимаете выражение «Церковь — Тело Христово»

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: