Общеобразовательной школы

 

В системе физического воспитания школьников видное место принадлежит волейболу. Волейбол включен как самостоятельный раздел в программу по физической культуре для восьмилетних школ и средних общеобразовательных учреждений [3]. Повышение уровня мастерства российских волейболистов находится в прямой зависимости от планомерного и квалифицированного массового обучения волейболу детей, начиная с 10-11 лет. Спортивная подготовка школьников имеет свои специфические черты, которые необходимо учитывать для того, чтобы правильно построить учебно-тренировочную работу по обучению на уроках физкультуры.

Систематические занятия спортом благотворно влияют на укрепление здоровья детей, их физическое и духовное развитие, но, чтобы стать профессиональным волейболистом, необходимо овладеть соответствующими навыками. В свете учения Сеченова-Павлова все произвольные двигательные акты человека обусловлены деятельностью коры больших полушарий головного мозга и по своей природе являются условно-рефлекторными [8,12]. Для обучения школьников более благоприятное воздействие оказывает такая разносторонняя физическая деятельность, которая построена с учетом положительного взаимодействия применяемых средств с основным двигательным навыком. Задача применяемых упражнений заключается не просто в развитии силы, быстроты, выносливости и гибкости, а в образовании такой формы взаимосвязи качеств двигательной деятельности, которая необходима для успешного осуществления данного вида спортивного упражнения.

В этой связи особенно велика роль специальной технической, координационной подготовки. Соблюдение принципа всесторонности в подростковом и юношеском возрасте весьма важно, поскольку организм юных спортсменов находится еще в периоде своего незаконченного формирования и физического развития. Следует заметить, что воздействия физических упражнений, как положительные, так и отрицательные, могут проявляться особенно сильно. В обучении детей 14-15 лет большое значение придается специальным упражнениям [4]. Исходя из закономерностей формирования двигательных навыков, роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих) заключается в том, что занимающиеся при изучении технического

приема поставлены в такие условия, которые заведомо исключают появление целого ряда ошибок и неточностей в выполнении неправильного движения.

Необходимость направить движения занимающегося в начале обучения по правильному руслу, согласно требованиям рациональной техники, вытекает из того, что первой фазой становления навыка соответствует процесс иррадиации возбуждения в коре головного мозга, а как известно, разлитое возбуждение в коре охватывает не только центры мышечных групп, выполняющих движение, но и другие, не имеющие отношения к нему [2,5]. Поэтому на начальной стадии становления навыка, необходимо в процессе повторения движения создать постоянно одинаковые условия его выполнения – это ускорит образование стереотипа и его закрепления в коре головного мозга. Уровень физического развития детей зависит от степени развития костно- мышечной системы, гармонического развития органов и систем организма и их функциональных возможностей. В разные периоды школьного возраста процессы роста и развития происходят неодинаково равномерно. Периоды усиленного роста в длину сменяются периодами замедленного роста. Так же закономерно изменяется масса тела.

Специальные упражнения, если их систематически применять являются хорошим средством разносторонней технической подготовки и воспитания тактических, умений уже начиная с 11-12 лет [7]. Посредством специальных упражнений учащиеся более правильно и быстрее овладевают рациональной техникой волейбола. Дальнейшая разработка и систематическое применение специальных упражнений необходимое условие успешной спортивной подготовки детей по волейболу. Одна из сложностей занятий спортом с детьми состоит в том, что надо разносторонне подойти к условиям обучения, особенно при шлифовке одних и тех же технических приемов проводить все время меняя обстановку, инвентарь, максимально разнообразив ситуационные упражнения так, как дети быстро устают от единообразной работы [3]. В ходе урока дети должны испытывать чувства удовольствия и радости; скучно проводимые занятия служат причиной некачественного обучения навыкам. Большое место в технико-спортивной подготовке детей занимает подвижные игры.

Игры в движении помогают тому, что бы при обучении более качественно усваивались технические приемы, приучаются экономно и координировано использовать приобретенные двигательные навыки в той или иной игровой обстановке. Особенное значение имеют игры, приспособленные для дальнейшего обучения волейболу. Подготовительные игры могут служить переходной ступенью к овладению спортивными элементами игры. Обучаясь жизненно важным двигательным умениям и навыкам в процессе учебных занятий по волейболу, учащиеся постоянно совершенствуют навыки в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании, т. е. в основных видах естественных движений человека. Детей надо также научить правильно, перемещаться по спортивной площадке, так как это имеет большое прикладное значение. В процессе спортивной подготовки следует постоянно расширять двигательный опыт занимающихся [5]. Занимающихся детей обязательно знакомят с основами техники других видов спорта.

Это позволит, кроме всего прочего, определить склонность каждого к какому- либо виду спорта и помочь избрать в дальнейшем спортивную специальность. Развитие основных двигательных качеств быстроты, силы, ловкости и выносливости. Развитие двигательных качеств имеет огромное значение для разносторонней физической подготовки и подготовки школьников к жизни, к труду. Высокий уровень развития основных координационных движений (развороты, на площадке, в воздухе, смены направления) движения, необходимы для успешного овладения специальными двигательными навыками игры в волейбол. Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости осуществляется в процессе общей игровой подготовки, а по мере овладения специальными навыками сама игра в волейбол развивает основные двигательные качества, и чем выше уровень специальной подготовки, тем в большей степени ребенок развивает физические способности, специфичные для игры в волейбол.

В каждом виде спорта требуется проявление преимущественно тех или иных двигательных качеств в определенных сочетаниях. Например, волейболист должен обладать быстротой реакции, наблюдательностью и быстротой ответных действий, быстротой перемещения на небольших отрезках (3-5м), прыгучестью и др. Компоненты двигательной деятельности, играющие решающую роль при игре в волейбол, называют специальными физическими способностями волейболиста.

Систематическое развитие специальных физических способностей способствует более быстрому овладению техническими приемами и тактическими действиями игры в волейбол на начальном этапе обучения, а в дальнейшем является необходимым условием повышения спортивного учащихся. Развитие специальных физических способностей происходит в процессе специальной физической подготовки [9,]. Обучение занимающихся техническим приемам волейбола происходит в период с 11 и до 18 лет, и может помочь в совершенстве овладеть арсеналом технических приемов современного волейбола. Эта задача решается последовательно во всех возрастных группах. Особое внимание уделяется воспитанию способности к одинаковому владению перемещениями в разные стороны. Воспитание гибких, подвижных спортсменов позволяет применять дополнительный арсенал тактических умений.

Обучение тактике тесно связано с обучением технике. Занимающиеся должны овладеть индивидуальными и коллективными тактическими действиями и к моменту перехода в старшие классы. Знать основы передовой тактики современного волейбола [1]. Эта задача также последовательно решается во всех возрастных группах, начиная с подготовительной. Учащимся надо привить навыки творческого применения в игре изученных тактических действий, чтобы они не привыкли действовать по шаблону или применить только заученные комбинации. Кроме необходимых знаний по общим вопросам, учащиеся изучают теорию волейбола (технику и тактику) и методику обучения техническим приемам и тактическим действиям, Кроме того, занимающиеся должны уметь организовать провести соревнования по волейболу, овладеть навыками судейства. Теоретические знания помогают занимающимся глубже осознать практический материал более успешно действовать в игре.

Важное место занимает воспитание моральных и волевых качеств. В учебном процессе преследуются цели не только обучения технике и тактике, развития специальных физических качеств и способностей, но и воспитания у учащихся моральных, волевых качеств, твердой воли и характера, сознательной дисциплины, добросовестного отношения к своему труду, школьной собственности, коллективизму. Без должных моральных и волевых качеств невозможно и достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях. Учебный материал по физической, технической и тактической подготовке в программе школы изложен так, что требования к занимающимся на протяжении занятий одной возрастной группы к другой постепенно повышаются.

Основополагающую роль в построении процесса обучения навыкам игры в волейбол играют структура соревновательной деятельности и факторы, определяющие её эффективность в волейболе.

Основу волейбола составляет игровая деятельность, которая носит характер соревновательного противоборства, регламентируемого специальным кодексом правил. Речь идёт о соревновательной игровой деятельности волейболистов.

Для игровой деятельности характерны постоянно изменяющиеся условия борьбы на площадке в связи с тем, что действия игроков и команды находятся под непрерывным контролем соперника, старающегося разрушить защиту, атаку и т.п., навязать свой план игры и этим нанести поражение. Этим объясняется характерная для волейбола черта- сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и команды противника) и положение мяча, предугадывать действия партнёров и разгадывать замысел противника, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решения о наиболее целесообразном действии, своевременно и эффективно его выполнять. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которая зависит от быстроты действия игроков, значительно повышается. Коллективный характер действий игроков команд определяет требования к их игровой организации. Владение техникой, индивидуальной тактикой и наличие достаточной физической подготовленности являются условиями, лишь необходимыми для успешной игры команды, но далеко не достаточными. Помимо этого, необходимы отлаженные взаимодействия и отношения между звеньями и в команде в целом.

Особенность структуры соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве (арсенале) соревновательных действий - технических приёмов и тактических действий, а также в необходимости выполнять их многократно в процессе соревнования для достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными упражнениями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов – двигательного потенциала и рациональной структуры движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания)

С учётом структуры соревновательной игровой деятельности можно определить круг факторов, влияющих на эффективность соревновательной игровой деятельности. Наиболее существенными факторами являются:

оснащённость спортсменов техническими приёмами и тактическими действиями;

«применяемость» технико-тактического арсенала;

эффективность (выигрыш, ошибки) игровых действий;

мастерство выполнения игровой функции;

активность («агрессивность», творчество) в игре – с учётом избранного тактического плана и соблюдение игровой дисциплины;

уровень развития специальных качеств и способностей;

морфологические признаки (в первую очередь длина тела);

морально-волевые качества.

Таким образом, специфика игры обусловливает следующие основные направления методики обучения волейболу:

1. Развитие у учащихся способности согласовывать свои действия с учётом направления и скорости полёта мяча.

2. Развитие специальных физических качеств, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладением точно определять момент собственно воздействия руками на мяч.

3. Развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и других качеств, которые лежат в основе тактических способностей.

4. Овладение широким арсеналом (набором) технико-тактических действий, необходимых для успешного ведения игры.

Таким образом, как видим, отмеченные особенности игры предъявляют исключительно высокие требования к разносторонней подготовке занимающихся.

Основным средством в обучении волейболу являются физические упражнения. Их большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в большей степени содействуют решению задач на определённом этапе обучения волейболу, их группируют на основе классификации средств. Отправным принципом классификации служит соревновательная деятельность волейболистов. В связи с этим все упражнения делятся на две большие группы: основные или соревновательные и вспомогательные или тренировочные.

Соревновательные упражнения представляют собой собственно волейбол, т.е. то специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь технические приёмы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игровой обстановке на соревнованиях.

Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и содействовать повышению их эффективности. Они складываются из специальных и общеразвивающих. Последние используют для развития основных физических качеств и совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков.

Все упражнения соответственно своей направленности объединяют в составные части тренировки (виды подготовки): общая физическая, специальная физическая, техническая, тактическая, интегральная (целостно-игровая). В каждом виде подготовки имеются свои ведущие средства, с помощью которых решают соответствующие задачи. В то же время упражнения одного вида подготовки тесно связаны с упражнениями других видов. Например, учащийся не может хорошо выполнить упражнение по технике атакующего удара при недостаточном уровне развития скоростно-силовых качеств. В этом случае окажутся более полезными специальные упражнения, нежели увеличение количества повторений нападающего удара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: