В настоящее время стала очень актуальной тема физической подготовки студентов. Спорт всегда являлся эмоциональной и интерактивной средой, которая предоставляет возможность демонстрировать не только личностные качества человека, но и улучшить физическую подготовку, состояние всего организма в целом. Наблюдения показывают, что участие в различных спортивных мероприятиях играют важную роль в повышении эмоционального фона студентов и повышает настроение, что положительно влияет на степень готовности учащихся к обучению.
Физическая культура всегда являлась важной и неотъемлемой частью формирования личности современного специалиста. Данная дисциплина всегда была обязательной для любых специальностей. Физическая культура представляет собой одно из средств формирования развитой личности, а также улучшения физического и психофизиологического состояния студентов на протяжении всего периода обучения и профессиональной подготовки.
Несмотря на то, что в наше время в ВУЗах складываются гуманистические воспитательные системы, любая система образования обязана выделять должное место физической подготовке и спорту. Учащиеся, которые занимаются спортом регулярно, обладают лучшей способностью к обучению. У студентов, которые выделяют время на занятия спортом, улучшается концентрация внимания, так же они способны пойти на риски и имеют более позитивное отношение к себе и окружающим, в отличии от тех, у кого спорт отсутствует спорт в жизни.
|
|
В данной статье я хочу затронуть тему волейбола, и как он влияет на общую физическую подготовку студентов [14].
Волейбол считается одной из самых популярных игр среди молодежи. Волейбол пользуется высоким спросом благодаря тому, что он прост в обучении и широкодоступен. Так как волейбол имеет огромное признание среди молодежи, его включили в учебную программу дисциплины «Физическая культура».
Волейбол является атлетическим видом спорта, которым могут заниматься спортсмены, чьё состояние организма можно охарактеризовать высоким уровнем функциональных требований. Данному виду спорта свойственны большой объем нагрузок и интенсивность проведения занятий на любом их уровне, поэтому студенту, занимающемуся волейболом, предъявляют очень высокие требования к состоянию его здоровья и к физическому развитию.
Важно отметить, что занятия волейболом направлены на развитие выносливости, так как одной из составляющих этой игры являются прыжки и интенсивность их выполнения, что так же является отличительной чертой волейбола от других видов спорта [8].
Занятия волейболом с каждым годом набирают всё большую популярность в ВУЗах и никогда не теряли своей актуальности среди студентов. Перед проведением игр в волейбол студенты должны повысить уровень своего здоровья, а также сформировать физические качества, которые пригодятся обучающимся не только во время игр, но и в дальнейшей жизни, в их профессиональном труде после того, как они закончат получать образование.
|
|
Волейбол повышает работоспособность студентов, понижает риски к утомлению, воспитывает стрессоустойчивость, силу, выносливость, ловкость, внимательность, быстроту скорости реакции, высокую концентрацию и переключаемость внимания, развивает оперативную память, повышается уровень наблюдательности, формируется практическое мышление, умение быстро принимать решения в сложных ситуациях, развивается высокая координация движения.
Для того, чтобы занятия по волейболу способствовали грамотному развитию физических качеств студентов, преподаватель должен знать анатомо-физиологические особенности организма [1].
Эффективность процесса обучения связана с работоспособностью студента на занятиях по волейболу. Работоспособность – это возможность студента выполнять технические приемы и тактические комбинации на протяжении всего занятия. Во время тренировок учащиеся должны уметь сохранять и грамотно распределять свою активность. Следовательно, весь период подготовки невозможно представить без высокоразвитых физических качеств организма.
Давно известно, что любая физическая нагрузка положительно влияет на уровень общей активности студента и его физической и умственной активности, что не скажешь о студентах, которые игнорируют физические нагрузки и занятия спортом. Эти качества будут проявляться только в том случае, если занятия будут направлены на развитие выносливости, смекалки, духа коллективизма и силы.
Тренировки по волейболу всегда способствовали развитию быстроты реакции, частоты движений и скорости. Это факт подтверждает то, что профессиональные спортсмены отличаются от любителей своей мгновенной реакцией и достаточно высокой частотой движений.
Наряду с другими видами спорта, волейбол развивает умение выполнять сочетание сложных комбинаций, формирует умение максимально быстро принимать решения, в связи с образованием новых условий и задач. В период игры особое место у студентов занимают мышление и зрительное восприятие и внимательность [3].
В ходе игры, учащимся приходится решать тактические задачи, исходя из оценки большого объема информации о конкретной сложившейся ситуации. Когда студент продумывает стратегию дальнейших действий, он сосредотачивает свое внимание на объекте игры, тренирует зрительную память и невербальное восприятие действительности. Таким образом, волейбол развивает как физические возможности, так и тактическое мышление.
Игры в волейбол совершенствуют три физиологических компонентов организма учащихся:
Адаптированность.
Нейротизм.
Стабильность баланса нервных процессов.
Адаптивность показывает на то, насколько хорошо студент социализирован, на каком уровне находится его самооценка и какой у него социальный статус. Совершенствование данного компонента в процессе занятия волейболом способствует регуляции психических процессов студентов.
Нейротизм включает в себя профилактику нервных срывов, повышенной тревожности и эмоциональны расстройств.
Волейбол способствует балансу между возбуждением в нервной системе. Сбалансированность может существовать лишь в тех случаях, когда нервные процессы одинаково выражены. Люди с сбалансированными нервными процессами характеризуются уравновешенным поведением.
Сочетание всех этих компонентов только подчеркивает особую важность эмоционально-психической регуляции в процессе соревновательной деятельности волейболистов, а зрительное восприятие определяет игровую стабильность.
|
|
Выполнение общеразвивающих упражнений оказывает положительное воздействие на физиологическое состояние организма студентов, а в процессе разминки повышается частота сердечно – сосудистых сокращений, улучшается устойчивость вестибулярного аппарата, увеличивается силовой показатель.
Под конец тренировки у студентов наблюдается увеличение поля и глубины зрения, повышается интенсивность, устойчивость и переключение внимания. Все эти показатели объясняют рост общей работоспособности студентов, повышение силы и подвижности нервных процессов [10].
Волейбол базируется на прыжках, беге, метании и передаче мяча. Регулярные организованные занятия волейболом положительно сказываются на функционировании всех органов чувств, опорно-двигательном аппарате, улучшается работоспособность желудочно-кишечного тракта и системы кровообращения.
В период игры в волейбол, студенты находятся в благоприятных условиях, в которых дается возможность проявить свою силу, ловкость, быстроту, смекалку, коллективизм, и многие другие качества, которые необходимы обучающимся для совершенствования и становления себя как личности.
В основу игры в волейбол входит многократное выполнение прыжков, которые несомненно укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают их динамическую силу. Только при хорошей подвижности в лучезапястном, локтевом, плечевом суставах, крестцово-позвоночном сочленении, в тазобедренном и голеностопном суставах можно достичь эффективного ведения игры в волейбол.
Нельзя забывать и о психологической подготовке, которая имеет немаловажное значение в волейболе. Этому виду спорта присущ высокий уровень эмоционально-интеллектуальной нагрузки. Развитие волевых качеств является одной из главных задач во время подготовки к игре в волейбол.
Рассматриваемая дисциплина помогает развивать такой вид физических качеств, как быстрота. Важно понимать, что это действие должно длиться недолго и студент не должен чувствовать утомления после его выполнения.
|
|
Из всех физических качеств менее изученным является ловкость, но надо учитывать, что этой ловкости, достаточной в волейболе, может не хватить в других видах спорта.
Невозможно не упомянуть о таком физическом качестве студентов, как выносливость. Под выносливостью следует понимать умение учащихся выполнять игровую деятельность без снижения её эффективности на протяжении игрового периода [15].
Развитие выносливости на тренировках повышает функциональные возможности верхнего дыхательного аппарата, улучшаются реакции сердечно-сосудистой системы на функциональную нагрузку.
Таким образом, волейбол следует рассматривать не только как вид спорта, который способствует достижению высоких спортивных показателей, но и как подготовку студентов к производственному труду людей, чья профессия характеризуется проявлением физических качеств, высокой интенсивностью, устойчивостью, быстротой и точностью переключения внимания, высокой скоростью реагирования и точностью восприятия мышечных усилий. Не стоит сомневаться, что именно волейбол является одним из средств, с помощью которого происходит развитие физических качеств студентов вузов.