Методические рекомендации по вопросам внедрения инклюзивного образования в Российской Федерации

В целом российская практика инклюзивного образования, несмотря на имеющиеся региональные отличия, в настоящий момент имеет ряд общих ограничений и проблем. Вот основные из них:

1. Инклюзивное образование детей с ОВЗ не регламентировано нормативно-правовыми документами, отсутствует механизм финансирования и реализации специальных образовательных условий обучения таких детей в массовой школе.

2. По-прежнему остается актуальной проблема недостаточности материально-технической базы и отсутствия специальных образовательных условий. В школах почти нет специального оборудования общего и индивидуального пользования, дидактических средств, материально-технической базы, адаптированной к нуждам детей с ОВЗ.

Эффективная инклюзия предполагает необходимость разработки индивидуальных учебных планов и адаптацию образовательных программ, их организационное и методическое обеспечение, а обеспеченность обычных школ учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ крайне недостаточна.

3. Наличие межведомственных барьеров между системой образования, социальной защиты населения и здравоохранением приводит к разрозненности ведомственных усилий по интеграции людей с ОВЗ в общественные условия. Отсутствие медицинского сопровождения образовательного процесса, социального сопровождения детей с ограничениями жизнедеятельности в условиях образовательного учреждения снова становится важной проблемой координации работы разных ведомств. Важнейшей задачей становится взаимодействие психолого-медико-педагогических комиссий и служб медико-социальной экспертизы.

4. Культурно обусловлено и традиционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Родители обычных детей не всегда положительно относятся к включению ребенка с инвалидностью в класс или группу, в которой обучается их ребенок.

5. Профессиональная и психологическая неготовность учителей массовых образовательных организаций к включению детей с инвалидностью в обычный класс. Недостаточный уровень профессиональной подготовки, профессиональная неуверенность, страх, отсутствие опыта общения с детьми c инвалидностью становятся основными причинами неготовности и сопротивления. От учителя зависит успешность реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику [12, С. 24-25].

В рамках инклюзивного образования выделяют такие приоритетные направления в работе с детьми с нарушениями интеллекта:

- проведение комплексной диагностики с целью обеспечения личностно ориентированного подбора соответствующих развивающих программ;

- построение индивидуальной траектории развития каждого ребенка на учебный год с последующей корректировкой, определение зон риска и работа в них на основе диагностики и мониторинга;

- составление поэтапного плана реабилитации, обеспечение индивидуального и социального благополучия;

- повышение резервов здоровья, умственной и физической работоспособности;

- формирование у ребенка адекватной самооценки и осознания реальных перспектив самостоятельной жизни;

- работа специальных коррекционных групп;

- организация начальной профессиональной подготовки, создание необходимых для нее условий и привлечение учащихся к реальному производительному труду с востребованностью его результатов;

- создание ситуации сотрудничества родителей, педагогов и всего персонала образовательного учреждения [3, С. 112-114].

Организация инклюзивного образования считается успешной при определенных условиях:

1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении.

3. Обучение и коррекция развития детей с нарушениями интеллекта должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы.

6. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.

7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками [16, С. 99-101].

При организации работы в учебном заведении рекомендуют основываться на 8-ми принципах инклюзивного образования:

1. Человек ценен вне зависимости от его способностей и достижений.

2. Каждый человек может чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Потребность людей друг в друге.

5. Реальные взаимоотношения – обязательное условие подлинного образования.

6. Каждый человек имеет потребность в дружбе и поддержке сверстников.

7. Каждый обучающийся чувствует прогресс в том, что может делать, а не в том, что не может.

8. Любая сторона жизни усиливается благодаря разнообразию [30, С. 43].

Существует ряд правил инклюзии в образовательном учреждении:

• равенство всех учеников в школьной среде;

• процесс обучения в равной степени открыт для всех участников образовательного процесса;

• каждый ученик должен иметь возможность установить и развивать значимые социальные связи;

• обучение четко спланированно и эффективно;

• социальная интеграция обучающихся упрощена за счет специальной подготовке всех педагогов;

• программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика

• семья принимает активное участие в школьной жизни;

• педагоги имеют положительный настрой, а так же, понимают свои обязанности [18, С. 9-10].

Определенные требования предъявляются и к личным качествам педагога. Стоит учитывать, что качества необходимые учителю для работы в условиях инклюзии это: гибкость; готов к возникновению разных сложностей и умеет находить подходы в любой ситуации; уважительное отношение к индивидуальным различиям; открыт к рекомендациям членов коллектива; спокойно относится к присутствию другого взрослого в классе; обладает навыками командной работы.

Инклюзивное образование может проходить эффективно, если придерживаться представленным требованиям:

• ребенок имеет возможность активно и постоянно участвовать во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;

• отсутствие стереотипов благодаря ненавязчивой адаптации;

• вовлечение ребенка в учебный процесс. Программа построена с учетом его индивидуальных особенностей, что максимально способствует его развитию;

• благодаря индивидуальной помощи ребенок включен в образовательный и воспитательный процесс;

• возникают возможности для обобщения и передачи навыков;

• разделение обязанностей между общими и специальными педагогами при организации учебного процесса. Это повышает эффективность работы [10, С. 209-210].

Таким образом можно сделать вывод, что в рамках инклюзивного образования стараются разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Это поможет успешному внедрению инклюзивного образования, что благоприятно скажется на всех участниках образовательного процесса. Задача государства и педагогического состава способствовать созданию благоприятной атмосферы для полноценного развития детей с нарушениями интеллекта.

 

Выводы по 2 главе

 

Таким образом, исследуя примеры практической реализации идей инклюзивного образования в России мы видим, что в настоящее время в системе образования Российской Федерации налицо попытки создания специальной образовательной среды в массовой общеобразовательной школе. Этот процесс в различных регионах набирает все большую скорость: принимаются региональные программы, создаются инклюзивные образовательные организации, все большее количество детей оказываются вовлеченными в единый образовательный процесс. В некоторых регионах создаются ресурсные центры.

Успешное внедрение инклюзивного образования возможно при более гибком подходе к его организации, позволяющем удовлетворить различные потребности в обучении. Включение ребенка с нарушениями интеллекта в общеобразовательный процесс способствует его социальной адаптации. Ребенок учится вести себя в обществе, взаимодействовать со сверстниками, отстаивать свою позицию. Благодаря постоянному нахождению такого ребенка среди сверстников социализация проходит мягко и непринужденно.

Задача государства и педагогического состава способствовать созданию благоприятной атмосферы для полноценного развития детей с нарушениями интеллекта.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного теоретического анализа литературных и электронных источников, систематизации и обобщения психолого-педагогических данных по проблеме исследования сделаны следующие выводы:

Под инклюзивным образованием принято понимать образовательный процесс, предоставляющий всем обучающимся возможность включения в общую систему образования и воспитания, не зависимо от индивидуальных особенностей. Такой подход, в дальнейшем, позволяет любому человеку стать полноценным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции.

Основа инклюзивного образования – отсутствие дискриминации и обеспечение равного отношение ко всем, так же создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Изучив подходы к организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, практически все исследователи, несмотря на некоторые методологические различия в подходах к организации инклюзивного образования, сходятся в том, что инклюзивное образование предполагает обеспечение доступности качественного образования и совместное обучение для всех в результате создания образовательного пространства, которое соответствует различным потребностям всех детей.

На данном этапе развития инклюзивного образования проблема совместного обучения детей с умственной отсталостью со здоровыми детьми в образовательном учреждении общего типа пока не решена. Не смотря на значительные достижения в сфере инклюзивного образования, по-прежнему остается достаточно большое количество нерешенных вопросов. Для решения обозначенных актуальных проблем развития инклюзивного образования необходимо принятие комплексной программы по развитию инклюзивного обучения в России. Дальнейшее развитие инклюзивного образования связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения данного процесса. Эффективность инклюзивного образования зависит от возможностей ребенка, желания и помощи родителей, а также наличия на всех этапах обучения квалифицированного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.\

Тем не менее, в рамках инклюзивного образования стараются разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Это поможет успешному внедрению инклюзивного образования, что благоприятно скажется на всех участниках образовательного процесса. Задача государства и педагогического состава способствовать созданию благоприятной атмосферы для полноценного развития детей с нарушениями интеллекта.

Таким образом, можно сказать что инклюзивное образование может проходить эффективно, если придерживаться представленным требованиям: ребенок имеет возможность активно и постоянно участвовать во всех мероприятиях общеобразовательного процесса; отсутствие стереотипов благодаря ненавязчивой адаптации; вовлечение ребенка в учебный процесс. Программа построена с учетом его индивидуальных особенностей, что максимально способствует его развитию; благодаря индивидуальной помощи ребенок включен в образовательный и воспитательный процесс; возникают возможности для обобщения и передачи навыков; разделение обязанностей между общими и специальными педагогами при организации учебного процесса. Это повышает эффективность работы.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: