Теоретические аспекты особенностей инклюзивного образования в Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

Кардаковой Анны

направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Олигофренопедагогика»

группа ЗС(Д)О-16

Курсовая работа

по специальным методикам преподавания

 

Проблемы реализации инклюзивного образования в Российской Федерации

 

К защите допускаю: Заведующая кафедрой, кан. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В.     Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Бекирова М.И..    

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

Симферополь, 2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………...     5
1.1 Теоретические аспекты реализации инклюзивного образования в Российской Федерации ………………………………………………..……...   5
1.2. Основные проблемы реализации инклюзивного образования в Российской Федерации ……………………………………………………….   9
Выводы по 1 главе…………………………………………………………...... 13
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………….   15
2.1. Обобщение педагогического опыта по вопросам реализации инклюзивного образования в Российской Федерации и Республике Крым.   15
2.2.Методические рекомендации по вопросам внедрения инклюзивного образования в Российской Федерации ………………………………………   18
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 27


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В последнее десятилетие проблемы детей с ограниченными возможностями привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Предоставление образования детям и молодым людям с ограниченными возможностями стало одним из стратегических направлений социальной и образовательной политики России.

Право детей с ограниченными возможностями на получение полноценного образования в среде сверстников прописано как в международных, так и в документах Федерального значения. Толчком для развития этого направления стало принятие Национальной доктрины РФ (2000г.), задающей цели обучения и воспитания подрастающих поколений до 2025г., присоединение России к Болонской декларации (сентябрь 2003г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2010г.), а также принятие в 2012 г. Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Инклюзивное образование ориентировано на реализацию права каждого ребенка на получение образования без дискриминации по разным признакам – половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, эмигранта, вынужденного переселенца.

Проблема внедрения инклюзивных принципов в образовательную практику изучается как российскими, так и зарубежными исследователями (М.С. Староверова, Ф.Л. Ратнер, Н.М. Назарова, Н.Н. Малофеев, И.Ю. Левченко, Т.Г. Неретина, Т. Бут и др.).

Однако, не смотря на практические рекомендации, предлагаемые педагогами и психологами, а также значительное правовое подкрепление, инклюзия внедряется недостаточно активно в общеобразовательную систему и сталкивается с рядом трудностей. Это отчасти связано с отсутствием материально-технической базы, нехваткой кадров, недостаточной разработанности теоретико-педагогических основ реализации инклюзивного подхода в обучении детей с нарушениями интеллекта. Именно поэтому тема нашего исследования «Проблема реализации инклюзивного образования в Российской Федерации» является актуальной.

Цель исследования – теоретически изучить проблему реализации инклюзивного образования в РФ.

Задачи исследования:

1. Провести анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по вопросам внедрения инклюзивного образования в Российской Федерации.

2. Изучить основные проблемы реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.

3. Обобщить педагогический опыт по вопросам реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.

4. Разработать методические рекомендации по вопросам внедрения инклюзивного образования в Российской Федерации.

Объект исследования – инклюзия как образовательный процесс.

Предмет исследования – особенности реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.

Методы исследования: теоретические – анализ, обобщение, сравнение результатов исследования, представленных в психолого-педагогической и методической литературе по теме исследования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Теоретические аспекты особенностей инклюзивного образования в Российской Федерации

 

Россия вступила в новый этап развития демократических основ построения общества, ратифицировав в мае 2012 года Конвенцию ООН о правах инвалидов. Статья 24 данной Конвенции обязывает государства-участников обеспечить «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни», начиная с дошкольного возраста, непосредственно в школах, и далее в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Такое образование признается не только как основное и главное средство реализации права на образование лиц с инвалидностью, также подчеркивается развивающий и личностно-ориентированный, гуманистический характер образования в целом. Эта статья Конвенции устанавливает достаточно строгие рамки обеспечения инклюзивного образования, разумное приспособление среды и индивидуализированную поддержку учебного процесса [36, C. 27].

В современной литературе, посвященной образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), термин «инклюзия» стал вытеснять понятие интеграции, претендуя на более точное выражение изменившегося понимания реализации прав людей с инвалидностью.

В основе понятия «инклюзивное образование» лежит английский термин «inclusion», что в переводе означает «включение, присоединение». В переводе с французского «inclusif» означает «включающий в себя» и латинского «include» – «заключаю, включаю» [7, C. 4].

В словарях, инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [13, С. 54].

«Образование для всех» основано на идее «включающего общества», суть которой в том, что каждый ребенок (другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья) должен иметь доступ к основному качественному образованию и все благоприятствует включению другого в активное и равноправное участие в социальной жизни, содействует интересам каждого, росту способности к самостоятельной жизни, обеспечению равенства их прав. Это делает необходимым создание в школах и в системе основного образования среды, позволяющей детям получать знания, а так же способствовать этому [28, с. 15-16].

По мнению Л. И. Ермаковой, выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [10, C. 34].

З. А. Мовкебаева [25] под инклюзивным («включающем», доступном и равном для всех) образованием подразумевает процесс включения детей с ограниченными возможностями в развитии (с нарушением слуха, зрения, интеллекта, речи и опорно-двигательного аппарата) в общеобразовательный процесс при соответствующих материально-технических и психолого-педагогических условиях.

Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании. Государственная программа «Доступная среда» на 2012-2015 годы и Национальная стратегия действий в интересах детей до 2017 года определили основные направления изменений и задач. Это прогрессивный шаг в развитии образования России требует пересмотра методологических основ педагогической деятельности и ценностных установок самого общего образования. В России инклюзивное образование развивается относительно детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Такой подход сужает трактовку понятия инклюзивное образование, в том числе, и саму его концепцию [9, C. 8].

Закрепление основ инклюзивного образования в Законе «Об образовании в Российской Федерации» активизировало спор об изменениях общего образования в сторону инклюзии. Ряд ученых высказывают серьезные опасения относительно правильности данной тенденции, так как при отсутствии необходимой законодательной, экономической, социальной базы широкое внедрение идей интеграции, а так же подмена системы специального образования тотальной интеграцией могут привести не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить адекватное образование [37].

Обучение в общеобразовательной организации вместе со здоровыми детьми во всем мире считается наиболее оптимальной альтернативой образовательным организациям, реализующим коррекционные образовательные программы. Приоритетными в создании модели инклюзивного образования, по мнению И. Е. Авериной, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Т. П. Дмитриевой, являются следующие направления:

- все участники образовательного процесса должны принимать философию инклюзии;

- на каждом возрастном этапе приоритетными являются социальная адаптация ребенка, развитие практических и коммуникативных компетенций;

- направленность на профилактику и преодоление искусственной изоляции семьи ребенка с особыми образовательными потребностями [32, С. 32-35].

Содержание, формы, виды, условия, проблемы интеграции детей-инвалидов в социальную среду отображены в исследовании Д. В. Зайцева [14], сформулировавшего основные подходы к социальной интеграции детей с инвалидностью в общество; В. И. Лубовского [21], создавшего систему интеграции не слышащих, а также слепоглухих детей; H. H. Малофеева [23], работающего над проблемами образования детей с различными видами нарушений.

При изучении особенностей инклюзии и способов ее реализации в педагогической практике российские исследователи опираются на различные научно-теоретические положения. Вопросы социальной интеграции анализируются в работах В. В. Радаева, Е. Р. Ярской-Смирновой, и других авторов. Теория и практика интегрированного обучения в исследованиях Л. М. Кобриной, О. Разумовой базируются на идеях марксистской философии как основы советской психологии (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев и др.), на положения, раскрывающие концепцию влияния социума на развитие личности. Вопросы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в работах Б. В. Белявского, Л. М. Шипициной, Е. Д. Худенко.

Зарубежныеdf исследователиdf Липски и dfГартнер dfговорят dfоб dfdf«опыте трансформации», который dfпереживается dfпедагогами, dfставшими инклюзивными учителями. Постепенная профессиональная трансформация, в которую вовлекаются учителя, связана с освоением новых профессиональных навыков, dfс dfизменением своих установок в отношении учеников, отличающихся от своих dfсверстников df[4, с.18-20].

В dfсовременных психолого-педагогических исследованиях dfавторы предлагают модели формирования готовности dfк работе в разнородной среде, выделяя определенныеdf этапы и компонентыdf образовательногоdf процесса (см. Таблица 1.1.1).


Таблица 1.1.1

Современные модели формирования инклюзивной готовности будущих педагогов

№ п/п Автор научно-исследовательской работыdf Этапы и компоненты моделируемого процессаdf
1 Хитрюк В.В. df Мотивационно-целевой, dfсодержательный, процессуально-технологический, результативно-оценочныйdf
2 Кузьмина О.С. df Целевой, содержательный, организационныйdf
3 Хафизуллина И.Р. df Информационно-ориентационный, квазипрофессиональный, деятельностныйdf
4 Карынбаева О.В. df Целевой, dfдиагностический, df содержательный, технологический, творческийdf
5 Шумиловская Ю.В. df Целевой, dfсодержательный, 1процессуальный, оценочно-результативныйdf
6 Самарцева Е.Г. Интенциональный (целевой), dfсодержательно-процессуальный (технологический), результативный (оценочный) df

 

Такимdf образом, инклюзивноеdf образованиеdf – это образование, которое предоставляетdf возможность каждому быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания (развития и социализации), dfнесмотря dfнаdf ограниченные возможности в развитии, что dfпозволяет взрослеющему человеку dfстать равноправнымdf членом dfобщества, снижает риски его сегрегации и изоляции. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любуюdf дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение dfко всем людям, но создает особые условия dfдля детей, имеющих особые образовательные потребности.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: