Занятие 51 (92) Формирование грамматического строя речи

Тема: СЕЛЬСКИЕ ПРОФЕССИИ. ПРЕДЛОГ ИЗ-ПОД Цели:  учить детей выделять в предложении и правильно употреблять предлог из-под, уточнить пространственное значе­ние предлога.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, иг­рушки, схемы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Сядет тот, кто составит предложение с «маленьким сло­вом».

II. Введение в тему.

Педагог предлагает детям найти игрушки, спрятанные в группе (под столом, под стулом, под шкафом и др.), и соста­вить предложения.

Педагог предлагает детям достать игрушки и сказать, от­куда они достали игрушку. (Я достал мяч из-под шкафа. И др.)

• Выделение предлога из-под. Выставляется схема предлога и уточняется его значение (пространственное значе­ние).

• Составление предложений по двум предметным картинкам.

Например: щенок - диван, мяч - стол, жук - лист, мура­вей - гриб и др.

•    Составление предложений по сюжетным картин­кам.

Педагог предлагает детям предложение. Котенок вылез из-под дивана

. •Анализ предложения:

- Что это?

- Сколько слов в предложении?

- Назовите первое слово; второе; третье; четвертое.

- Назовите «маленькое слово».

•Выкладывание схемы предложения.

-   III. Итог занятия.

А н я т и е 52 (94) Обучение рассказыванию

Тема: СЕЛЬСКИЕ ПРОФЕССИИ

- Цели: закрепить название профессий людей, работающих в сельском хозяйстве; учить составлять рассказ по картине. Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

- Ход занятия

- 1 Организационный момент.

- -  Сядет тот, кто ответит на вопрос «Кто где живет?».
Свиньи живут в... свинарнике.

- Коровы живут в... коровнике, в хлеву, на ферме.

- Козы живут в... сарае, хлеву.

- Овцы живут в... кошаре.

- Лошади живут на... конюшне.

- Кошки живут в... доме.

- Собаки живут в... конуре, будке, доме.

- П. Закрепление изученного материала.

- -  Сегодня мы будем говорить о сельских профессиях.
Педагог предлагает загадку.

- Овсом не кормят,

- Кнутом не гонят,

- А как пашет,

Семь плугов тащит. (Трактор.)

-     Кто на нем работает? Что делают трактористы? (Пашут землю.) Землю пашут два раза: весной и осенью. Зачем пашут осенью? Кто такой агроном?

- Педагог предлагает вторую загадку.

- По желтому полю корабль плывет. (Комбайн.)

- Что это за желтое поле? А корабль?

- Кто работает на комбайне? Что он делает?

- Как называются люди, которые выращивают хлеб? Педагог предлагает детям рассмотреть картинки.

- Назовите, кто работает в животноводстве?

- Что делает доярка? Скотник? Телятница? Пастух? Свинар­ка? Чабан? Как можно назвать их одним словом? (Животново­ды.) Какими они должны быть?

III. Составление рассказа по картине «Птичница», опира­ясь на план.

- Что это? (Птицеферма.)

- Кого выращивают на этой ферме?

- Кто за ними ухаживает?

- Что она делает?

- Какой она должна быть?

- Что ей нужно для работы?

- Как она должна работать?



IV. Составление рассказов детьми.

V. Итог занятия.

Занятие 53 (97) Словарная работа

Тема: ТАМ, ГДЕ БЫЛА ПУСТЫНЯ

Цели: закрепить пассивный и активный словарь по теме; за­крепить обобщающее слово; познакомить с условиями жизни в пустыне; упражнять в согласовании прилагательных с сущест­вительными в винительном падеже единственного и множест­венного числа.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Словарь: пустыня, барханы, саксаул, верблюжья колючка, полынь, верблюд, антилопа-джейран, ящерицы, варан, змеи, ко­лодец, каналы, кошары, хлопок, хлопчатник, хлопкоробы, оазис, дыни, арбузы и др.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовет профессии животноводов.

П. Введение в тему.

Предлагается картина.

- Что это? - Пустыня.

Пустыню можно увидеть на самом юге нашей страны. По­хожа она на желтое море. Только вместо воды - песок, вместо волн - песочные холмы, барханы. Поверхность пустыни холми­стая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Жаркое синее небо над пустыней. А в небе белое рас­каленное солнце. Ни прохлады, ни тени вокруг. В пустыне очень сухо и много света. Дождей не бывает. Местами встречаются сухие пучки колючей травы. Почерневшие камни. Горячий пе­сок. Но и в пустыне есть жизнь. Особая, удивительная. Жизнь на песке.

• Растительность пустыни бедная. В пустыне самым распро­страненным растением является саксаул. Ствол у него крепкий, как кость, и тяжелый, как камень. Сучья крученые-перекру­ченые. А вместо листьев - зеленые веточки. Ни свежести в сак­сауловом лесу, ни пестрых цветов, ни звонких птичьих песен.
Пусто и тихо. Лес без тени, без листьев. Таинственный и молча­ливый. Растет в пустыне и песчаная акация. Очень ценные рас­тения пустыни - песчаная осока, селин, верблюжья колючка и полынь. Животный мир своеобразен: верблюды, антилопа- джейран, ящерицы, варан и др.

Но пришли в пустыню люди и пробурили глубокие колодцы, провели каналы, построили кошары для овец. На поливных по­лях выращивают хлопчатник.

- Что делают из хлопка? (Вату, нитки, ткани - ситец, са­тин.)

- Как назвать людей по профессии, которые выращивают хлопок? (Хлопкоробы.)

- Кто выращивает фрукты? Овощи?

- Какие фрукты и овощи выращивают в пустыне?

- • Составление предложений с глаголами: вижу, знаю, делают, выращивают + прилагательное и существи­тельное в винительном падеже.

- Вижу широкую бескрайнюю пустыню.

- Вижу ясное синее небо.

- Делают синий, красный ситец, разноцветные нитки, белую вату

- Выращивают спелые арбузы, сладкие дыни. И др.

- III. Итог занятия.


Занятие 54 (99) Обучение рассказыванию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: