- Люди каких профессий работают на заводах и фабриках?
- Что они делают?
- Что им нужно для работы?
III. Введение в тему. Составление рассказа по плану.
- Кто это?
- Где он работает?
- Что делает?
- Что ему нужно для работы?
- Каким он должен быть?
- Как он работает?
IV. Составление рассказов детьми.
V. Итог занятия.
Занятие 43 (72) Обучение рассказыванию
Тема: ЗИМА
Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить знания детей о признаках зимы; учить подбирать родственные (однокоренные) слова; учить детей пересказывать текст.
Оборудование: сюжетная картина «Зима».
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто ответит, о чем можно сказать:
Ударили... (морозы), хрустит... (снег), бушует... (вьюга), замерзли... (реки), скрипит... (снег), метут... (метели) и т. д.
П. Введение в тему. Беседа.
- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
- Какое сейчас время года?
- Как вы заметили наступление зимы?
- Назовите признаки зимы.
|
|
- Расскажите о повадках зверей и птиц зимой.
- Чем занимаются зимой дети?
- Назовите зимние месяцы.
III. Игра «Доскажи словечко».
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте по
играем с этим словом.
Педагог читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (снег).
С неба все скользят пушинки -
Серебристые... (снежинки).
На поселки, на лужок
Все снижается... (снежок).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее... (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился... (снеговик).
Рядом снежная фигурка -
Эта девочка... (снегурка).
На снегу-то, посмотри? -
С красной грудкой... (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (снег).
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово они все похожи?
- Подберите похожие слова к словам:
Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.; мороз - морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.; лёд - льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.
IV. Чтение рассказа.
ЗИМА
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Зимой солнышко хотя и светит, но мало греет. Оно недолго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, а ночи длиннее. Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега.
Пересказ рассказа детьми.
VI. Итог занятия.
А н я т и е 44 (73) Формирование грамматического строя речи
Тема: ЗИМА. ПРЕДЛОГ ПЕРЕД
Цели: учить детей пользоваться в речи предлогом перед; развивать внимание.
|
|
Оборудование: сюжетные картинки, различные игрушки, предметы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто правильно выполнит инструкцию и назовет «маленькое слово» (предлог).
- Коля, подними карандаш с пола.
- Коля, что ты сделал? - Я поднял карандаш с пола.
- Какое «маленькое слово» в твоем предложении?
- Саша, перепрыгни через брусок.
- Саша, что ты сделал? Какое «маленькое слово» в твоем предложении?
- Надя, сядь на стул.
- Оля, выйди из группы.
- Дима, положи мяч под стул.
- Алеша, встань между кубиками.
И т. д.
И. Введение в тему.
Составление предложений по демонстрируемому
действию.
• Ваня, встань перед стулом.
• Ваня, где ты стоишь?
• Дети, где стоит Ваня?
• Соня, посади куклу перед кубиком.
• Соня, куда ты посадила куклу?
• Дети, где сидит кукла? И т. д.
III. Игра «Где ты стоишь?».
Дети строятся друг за другом. Педагог спрашивает первого ребенка:
- Саша, где ты стоишь?
- Я стою перед Олей. И т. д.
IV. Составление предложений по сюжетным картинкам.
V. Итог занятия.
Занятие 45 (75) Обучение рассказыванию
Тема: ЗИМА
Цели: учить детей пересказу; закрепить категорию предложного падежа с предлогом на; развивать внимание и память.
Ход занятия I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто скажет, где это бывает.
- Где лежит снежинка?
- Где замерз лед?
- Где катаются дети?
- Где слепили снеговика?
- Где стоят санки?
- Где висит игрушка? И т. д.
П. Закрепление пройденного материала. Беседа.
- Какое сейчас время года?
- Назовите признаки зимы.
- Назовите зимние месяцы.
- Какой сейчас месяц?
III. Чтение рассказа.
БЕЛЫЕ МУХИ
Маша утром проснулась, выглянула в окно и ахнула. Зовет бабушку: «Посмотри в окно, бабуся, белые мухи летят, я таких ещё никогда не видела». «Так это не мухи, - говорит бабушка. -Это зима пришла, белый снег принесла. Давай скорее одеваться и пойдем на санках кататься».
Беседа по содержанию рассказа.
- Кто выглянул рано утром в окно?
- Что увидела Маша?
- Крупные снежинки были похожи на что?
- Что предложила бабушка?
- Перечислите действия Маши по порядку.
- Что сказала бабушка?
Педагог читает рассказ, а дети подсказывают слова (выделенные).
IV. Повторное чтение рассказа.
V. Пересказ рассказа детьми.
VI. Итог занятия.
Занятие 46 (79) Обучение рассказыванию
Тема: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Цели: учить детей составлять рассказ по серии картин «Синичка»; развивать мышление, внимание, память. Оборудование: серия картин «Синичка».
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет лишнее слово.
• Ласточка, лебедь, сорока, стриж.
• Жаворонок, воробей, трясогузка, грач. Ворони, соловей, ласточка, скворец. 'Дятел, утка, гусь, цапля.
• Аист, кукушка, скворец, клест.
• Скворец, чайка, журавль, синица. И др.
II. Закрепление изученного материала.
- Вспомните и назовите ещё раз свои «лишние» слова.
- Кого эти слова называют? Каких птиц?
- Почему они так называются?
- Как и где зимуют птицы?
- Кто заботится о птицах?
III. Постановка цели занятия.
Загадка.
• Спинкою зеленовата, животиком желтовата.
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)
- Сегодня мы будем составлять рассказ о синичке по серии картин.
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и поставить их в нужной последовательности.
Описание картинок по порядку.
СИНИЧКА
Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна, она стала клевать крошки на столе. Всю зиму синичка жила в клетке, а дети кормили птичку. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка полетела и весело запела.
|
|
IV. Объяснение непонятных слов и выражений.
V. Составление рассказов детьми.
VI. Итог занятия.
А и я т и е 47 (82)
Формирование грамматического строя речи и обучение рассказыванию
Тема: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
Цели: закрепить названия зимних игр, зимний спортивный инвентарь, загадки о нем; учить детей словообразованию; учить употреблять имена существительные в дательном падеже; учить составлять рассказ по сюжетной картине.
Оборудование: предметные картинки, сюжетная картина «Снеговик».
Ход занятия