- Сядет тот, кто подберет нужное слово:
Мороз (что делает?)... (трещит, щиплет);
Метель... (вьется, воет, метет);
Снег... (идет, летит, падает);
Дети... (гуляют, катаются, веселятся, играют). И т. д.
II. Закрепление изученного материала.
- Какое сейчас время года?
- В какие игры вы любите играть зимой?
- Что вам нужно для зимних игр?
- В какие игры нельзя играть зимой и почему?
- Какой зимний спортивный инвентарь вам знаком?
- Какие загадки о нём вы знаете?
- Назовите зимние виды спорта.
Игра «Почему так назван?».
Конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием) и др.
2. Игра «Кому что нужно?».
Клюшка нужна хоккеисту.
Коньки нужны... конькобежцу.
Санки нужны... саночнику.
Лыжи нужны... лыжнику.
Шайба нужна... хоккеисту.
Винтовка нужна... биатлонисту. И т. д.
III. Введение в тему.
Предлагается сюжетная картина «Снеговик».
•Рассматривание картины.
Вопросы:
- Кого вы видите на картине? Придумать имя.
|
|
- Что делает Саша?
- Как Саша лепил снеговика?
- Что у снеговика вместо глаз? Вместо носа? Шляпы? Рта?
- Какой получился снеговик у Саши?
- Большой или маленький?
- Кто надел снеговику шляпу?
- Кто больше: Саша или снеговик?
- Как же Саша сумел надеть ему шляпу?
- Как можно назвать Сашу?
•Примерный рассказ.
СНЕГОВИК
Саша на прогулке лепил снеговика. Сначала он скатал большой ком, потом средний, а потом маленький. Вместо глаз Саша вставил угольки, вместо носа - морковку, вместо рта - веточку. Снеговик большой, а Саша - маленький. Саша встал на санки и надел шляпу снеговику. Красивый получился снеговик!
IV. Составление рассказа детьми.
V. Итог занятия.
Занятие 48(84) Обучение рассказыванию
Тема: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. ПРАЗДНИК НОВЫЙ ГОД Цели: учить детей пересказывать рассказ; учить подбирать признаки к предмету; развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет похожее (родственное) слово.
Снег -...,... (снежок, снежки, снежный, снеговик, снегурочка, снежинка, снегопад, снегурки (коньки) и др.).
II. Закрепление изученного материала.
- Сколько месяцев в году?
- Назовите их.
- Какой месяц заканчивает год?
- Какой месяц начинает год?
- Назовите последний месяц зимы.
- Какой праздник отмечаем мы в самом конце года?
Игра «Подбери признак».
Ёлка (какая?)...,...; Праздник (какой?)...,....
Слова: ёлочные игрушки, Дед Мороз, Снегурочка, ребята, подарки.
III. Чтение рассказа.
ЁЛКА
В детском саду ёлка. У ёлки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошёл и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:
|
|
- Кто меня разбудил?
- Это я, Саша.
- Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.
IV. Пересказ рассказа детьми.
V. Итог занятия.
А н я т и е 49 (87) Словарная работа
Тема: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ, ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ. ФЕРМА.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ
Цели: уточнить и обобщить знания детей о домашних животных и птицах; закрепить названия частей тела животных и птиц; чем питаются, где живут и какую пользу приносят; закрепить название профессий людей, ухаживающих за домашними животными и птицами; учить образовывать притяжательные прилагательные; учить подбирать к словам синонимы.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Словарь: животноводческая ферма, птицеферма, домашние животные и птицы, детеныши животных и птиц, коровник, конура, хлев, конюшня, кошара, сарай, чабан, конюх, свинарка, пастух, телятница, птичница, доярка, яйца, молоко, перья, пух, сало, говядина, телятина, свинина, баранина, конина и др.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто даст правильный ответ на вопрос «Кто кем был?».
Корова была... теленком. Коза была... козленком. Утка была... утенком. Гусь был... гусенком. Индюк был... индюшонком. Кролик был... крольчонком. |
Собака была... щенком.
Лошадь была... жеребенком.
Свинья была... поросенком.
Кошка была... котенком.
Курица была... цыпленком.
Овца была... ягненком.
II. Введение в тему.
Предлагается картина «Ферма».
Беседа по вопросам.
- Что это?
- Кто живет на ферме?
- Какие это животные?
- Почему их так называют?
- Кто живет на животноводческой ферме?
- Кто живет на птицеферме?
- А если животные и птицы живут не на ферме, а у одного хозяина, то где они живут?
- Кто ухаживает за животными и птицами?
- Кто как голос подаёт?
- Кто чем питается?
- Кто какую пользу приносит?
- Расскажите о внешнем виде и строении животных и птиц.
III. Игра «Чей хвост? Чьё туловище? Чья голова? Чьи уши?Чьи глаза?».
Рассматривается кошка.
Это чей хвост? - Кошачий. И т. д.
IV. Подбор слов-синонимов.
Лошадь - конь, сивка, савраска, коняга, лошадушка, скакун, кляча. Собака - пес, барбос, псина, шавка, моська, бобик. Кошка - киска, мурлыка, котик.
V. Итог занятия.
Занятие 50 (89) Обучение рассказыванию
Тема: ФЕРМА. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ, ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ
Цели: закрепить новые знания; учить детей пересказывать рассказ по ролям.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет профессию животноводов. За телятами ухаживает... телятница. За коровами ухаживает... доярка.
За конями ухаживает... конюх.
Овец пасет... чабан.
Коров и коз пасет... пастух.
За свиньями ухаживает... свинарка.
За птицами ухаживает... птичница.
За скотом ухаживает... скотник.
За собакой ухаживает... хозяин. И др.
- Как назвать слова, которые вы называли одним словом?
(Профессии.)
- За кем ухаживают эти люди?
II. Постановка цели занятия.
III. Чтение рассказа.
СПОР ЖИВОТНЫХ
Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.
- Конечно, меня, - говорит лошадь. - Я ему дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
- Нет, хозяин любит больше меня, - говорит корова. - Я его семью молоком пою.
- Нет, меня, - ворчит собака, - я его дом стерегу.
Послушал хозяин этот спор и говорит:
- Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны и каждый из вас хорош на своём месте.
IV. Беседа по вопросам.
- Как называется рассказ?
- Кто стал спорить?
|
|
- О чем спорили животные?
- Что сказала лошадь? Корова? Собака?
- Что сказал хозяин?
V. Пересказ рассказа по ролям.
VI. Пересказ текста целиком.
VII. Итог занятия.