П. Работа по теме занятия.
Логопед выставляет 5 домиков (красный, синий без колокольчика, синий с колокольчиком, зеленый без колокольчика, зеленый с колокольчиком).
- Дети, какие звуки живут в этих домиках? (Гласные, согласные твердые глухие, согласные твердые звонкие, согласные мягкие глухие, согласные мягкие звонкие.)
- Почему они так называются?
Игра «Не ошибись».
Я буду называть разные звуки, а вы будете поднимать сигнал (на гласный звук - красный, на согласный твердый - синий, на согласный мягкий - зеленый кружок).
2. Игра «Найди место для своей картинки» (по количеству
слогов).
Педагог выставляет три коробочки: на одной - схема, показывающая один слог, на второй - два слога, на третьей - три слога. У детей картинки с разным количеством слогов. Дети самостоятельно раскладывают картинки по коробкам. Выполнение задания проверяется.
3. Игра «Какое слово я задумала» (по количеству слогов,
хлопки).
На наборном полотне предметные картинки (не более 10), педагог отхлопывает ритмический рисунок (хлопок соответствует одному слогу), дети должны выбрать слово, в названии косого столько слогов, сколько они услышали хлопков. I 4. Игра «Живые звуки» (мак, лось, ау, шар).
III. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка...».
IV. Выкладывание схемы слов «дом», «нить» с последующим 1Ш1ИЗОМ,
V. Игра «Назови признак».
День (какой?) - теплый, холодный, дождливый, пасмурный,
Ясный, солнечный и др. Погода (какая?) -...,...,...
Солнце (как ое?) -...,...,...
VI. Итог занятия.
Занятие 2 (4) Произношение
Тема: ПОВТОРЕНИЕ
Цели: закрепить знания детей о гласных и согласных звуках; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов, в делении слов на слоги.
Оборудование: предметные картинки, схемы, шапочки-схемы.
• Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовёт гласный звук.
- Почему они так называются?
- II. Работа по теме занятия.
Игра «Назови первый звук».
• Аист, август, ива, эхо, автобус, ухват, облако и т. д. (на слух);
• С опорой на картинку.
Игра «Придумай слово и назови в нём гласный звук».
Игра «Услышь и назови гласный звук».
Дом, кот, мак, пир, кнут, мышь и др.
4. Игра «Назови последний звук».
Дом, шкаф, пол, слон, кит, нос и др.
- Какие это звуки? Почему?
Физкультминутка «Мы руки поднимаем...».
Игра «Раз, два, три» (слоги).
Педагог отхлопывает слово, дети определяют количество хлопков и быстро придумывают слово с этим количеством слогов.
Игра «Живые звуки» (пол, сыр).
Детям предлагаются шапочки-схемы. Педагог говорит, что Коля будет «звук [п]». Коля выходит к доске и выбирает шапочку с синим кружком. Лена будет «звук [о]» - выбирает шапочку с красным кружком, а Таня - «звук [л]» - шапочка с синим кружком. Затем дети встают так, чтобы получилось слово «пол». И т. д.
•Выкладывание схемы слов «мак», «соль» с последующим анализом.
III. Итог занятия.
Занятие 3 (6) Произношение Тема: ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ Цели: упражнять детей в различении гласных и согласных звуков; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов; упражнять детей в делении слов на слоги.
Оборудование: предметные картинки, схемы.
Ход занятия I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто придумает слово, состоящее из трёх слогов.
Работа по теме занятия.
1. Игра «Найди место для своей картинки» (по первому
Звуку: гласный или согласный).
Придумай слово на заданный звук и раздели его на слоги.
Игра «Молчанка».
У детей карточки с цифрой 1, 2, 3. Педагог показывает картинку, ребенок про себя (молча) определяет количество слогов в Слове и поднимает соответствующую цифру.
• Выкладывание схемы слова «утка» с последующим анализом.
• Самостоятельное выкладывание схемы слов по картинкам.
III. Итог занятия.
Занятие 4 (9) Произношение
Тема: ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ Цели: упражнять детей в звуко-слоговом анализе и синтезе слов; упражнять в делении слов на слоги.
Оборудование: предметные картинки, схемы.
Ход занятия
Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовёт слово, состоящее из одного слога.
П. Закрепление изученного материала.
- Какие бывают звуки?
- Придумайте слово и назовите в нём первый звук.
- Какой он? Почему?
1. Игра «Найди свой домик» (гласные звуки).
2. Игра «Кто быстрее соберет картинки» (дифференциация гласных и согласных звуков, по первому звуку).
Физкультминутка.
3. Игра «Найди место для своей картинки» (по количеству слогов). (У детей по три картинки, схем предлагается четыре.)
Выкладывание схемы слова и его анализ индивидуально по картинкам.
III. Итог занятия.
Занятие 5(11) Произношение
Тема: ЗВУК И БУКВА «А»
Цели: закрепить знания о гласном звуке [а]; развивать слуховое внимание и память; закрепить умение детей выделять звук [а] из начала и середины слова; развивать фонематическое восприятие; упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов типа «мак»; познакомить детей с буквой «А».
Оборудование: предметные картинки, схемы, фланелеграф, палочки, карандаши, трафареты букв, тетради.
Ход занятия I Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет слово со звуком [а] и укажет его место.
II. Введение в тему.
Педагог показывает картинку.
- Кто это? (Аист.)
- Назовите первый звук в этом слове?
- Какой это звук? Почему?
• Артикуляция и характеристика звука [а].
• Выделение звука [а]
- из ряда гласных звуков: ау, иа, оау, иоау,уоиа и др.
- в словах: арбуз, Ира, мак, Рома, автобус, машина и др.
- Отобрать картинки, в названиях которых есть звук [а].
(Утка, игрушки, аисты, кот, кит, маки, апельсин, ваза, гусь, автобус.)
• Выкладывание схемы слова «мак» с последующим анализом.
Физкультминутка.
Графические диктанты № 1, 2. (Здесь и далее: см. приложение 1.)
III. Знакомство с буквой «А». I - Вспомните и назовите первый звук в слове «аист».
- Звук [а] обозначается буквой «А». - Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
«Анализ начертан и я большой буквы «А».
• Выкладывание буквы «А» из палочек. 5 - Обвести трафарет большой буквы «А» и заштриховать.
IV. Итог занятия.