Лекция Социальная структура общества

Лекция. Основные понятия этики.

Этика как теория нравственности. Предмет этики

Этика происходит от древнегреческого слова ethos, что означает нравы, обычаи, привычки. Аристотель создает от этого слова прилагательное ethicos для обозначения добродетелей характера (мужество, умеренность), а науку, изучающую эти добродетели он назвал этикой. Римляне от слова mos (mores), что означает обычай, образовали прилагательное moralis (moralitas) – мораль. Следовательно, греческое этика и римское мораль этимологически совпадают. Этика – философская дисциплина, изучающая теоретические и практические проблемы морали, это наука, относящаяся к нормам развития нравственной жизни. Мораль – это совокупность чувств, убеждений, принципов и норм, идеалов и ценностей относительно взаимодействия и поведения людей, их отношений между собой и обществом.

Все нравственные концепции должны ответить на два вопроса: В чем состоит правильная жизнь? Как люди должны вести себя? Ещё Сократ отмечал, что жить, не разобравшись в жизни, не стоит. Многие тратят свою жизнь на достижение славы, богатства, удовольствий. И пока человек не задумается над этим вопросом, он не может быть уверенным, что поступает правильно и делает то, что надо. А Сенека (5 до н.э.- 65 н.э.) говорил, что прожить благую и счастливую жизнь означает прожить её в соответствии с природой. Покоряясь, человек одерживает свободу. Через покорность и терпение, стойкость и мужество человек обретает высшее благо, счастливую жизнь. Но что отличает человека, выполнившего все свои человеческие обязанности и достигшего высшего блага, и человека, мимо которого жизнь прошла зря? Первый, заключает Сенека, - живет и после смерти, а другой мертв ещё до смерти.

Этика и мораль имеют своим предметом человека и человеческие отношения. Но человек и общественные отношения являются предметом многих естественных и гуманитарных наук. Этика изучает только те общественные отношения, которые имеют моральный, нравственный характер, т.е. через призму добра и зла. Нередко этика и мораль отождествляются, часто в газетах можно прочитать об этике журналиста, этическое поведение и т.д., хотя правильнее было бы писать о морали журналиста, нравственном поведении. В свою очередь мораль изучается такими дисциплинами как психология, социальная психология, педагогика, философия и др. Эти науки изучают одну какую-либо сторону или аспект морали (социальный, психологический, воспитательный). Этика изучает мораль как целостность, как специфически социальный феномен. Этика — это наука о морали, это философская теория о морали. Предмет этики меняется в историческом процессе и зависит от понимания морали, познания её специфики в разных исторических периодах.

Категории этики.

Являются наиболее общие понятия, которые отражают основные и существенные моменты морали. Они формируют целостную систему и теоретическое содержание этики. Специфика этических категорий в том, что кроме гносеологического момента они содержат ценностные и нормативные элементы. Другими словами, они не только отражают нравственные отношения, но и оценивают, рекомендуют или запрещают что-либо. К основным нравственным категориям относится благо, добро, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни и т.д.

Добро и зло – это фундаментальные морально-этические категории, которые выражают моральную оценку условий, действий и поступков как отдельного человека, так и социальных групп, коллективов, классов, а также различные социальные события. Они характеризуют деятельность человека с точки зрения её нравственного значения. Эти понятия имеют конкретно-исторический характер, их содержание изменялось в процессе исторического развития. В первобытном обществе добро было связано с полезной деятельностью для коллектива, а зло – с вредными для него действиями. С возникновением классов мораль приобретает классовый характер, одни и те же поступки, события оценивались одними слоями общества как добро, другими – как зло. Последующее развитие общества способствовало более многосторонней моральной оценке социальной ценности явлений, их полезность. На протяжении истории в понятиях добра и зла закреплялось нечто общее, что позволяло отличать моральное от аморального. Хорошо - это то, что общество считает приемлемым, что оно рекомендует для себя и своих членов, то что утверждает в поведении людей из прошлого, настоящего и рекомендует для будущего. Нравственно (добро) есть то, что соответствует интересам, потребностям, надеждам людей, безнравственно (зло) – то что приходит в противоречие с ними. Добро и зло должны быть связаны с объективными тенденциями социального прогресса. Добро - это такое поведение и деятельность которые соответствуют прогрессу общества и личности, которые ориентированы на сохранение и всестороннее развитие человека как высшей социальной ценности. Зло отождествляется с теми формами поведения и социальной деятельности, которые препятствуют индивидуальному и социальному прогрессу.

Благо (добродетель) – этическое понятие с оценочным и нормативным содержанием, отражает положительные свойства людей – соблюдать идеалы, нормы и принципы морали. Порок есть характеристика отрицательных моральных качеств, безразличие и несоблюдение нравственных норм. Благо формируется в процессе воспитания и социальной деятельности, в результате освоения нравственной культуры. В разные эпохи это понятие имело разное содержание и изменялось одновременно с изменением общества и моральных норм.

Честь – этическая категория, выражающая отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Оно основывается на искренности и взаимном доверии, на соблюдении и выполнении данных обязательств относительно других людей и общества. Честь вырождается в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие.

Совесть – категория этики характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть - это одно из выражений нравственного самосознания личности, это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Совесть - это один из наиболее древнейших и интимно-личностных регуляторов поведения человека. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой как субъектом морального выбора и перед другими людьми, обществом в целом.

Долг – категория этики, отражающая моральные обязанности человека, выполняемые из сознательного побуждения. В долге находит выражение требования общества по отношению к личности и обязанности личности по отношению к обществу. Поэтому содержание и ценность морального долга имеет конкретно-исторический характер в зависимости от периода развития общества. Вместе с тем, в понятии морального долга включается и необходимость выполнения некоторых общечеловеческих норм морали, вытекающие из совместной жизни людей. Моральный долг носит императивный характер, это своеобразное принуждение. Поэтому осознание морального долга выступает как внутреннее требование, помогающее человеку лучше ориентироваться в своем поведении и выполнять лучше свои обязанности, соблюдению моральных требований даже в отсутствии элемента принуждения. В христианской этике моральный долг определяется сверхестественными силами. В идеалистических системах долг понимается как нечто абстрактное вне реальных связей, как продукт сознания (как у И.Канта категорический императив). Профессия врача обязательно предполагает осознание долга, обусловленный особенностями его деятельности. Высший моральный долг врача – в бескорыстном служении больному.

Достоинство – этическая категория, выражающая моральную ценность человека, его отношение к самому себе и признание или непризнание обществом его личностной ценности. Достоинство – это форма самосознания и самоконтроля личности, способ понимания человеком своей ответственности по отношению к самому себе как моральное существо. Чувство достоинства не позволяют человеку совершать поступки, не соответствующие его поведению, убеждению и в тоже время уважать достоинство других людей. Таким образом, достоинство способствует моральному совершенствованию личности. Общество, в свою очередь, обязана признать и обеспечить необходимые условия для проявления достоинства всех её членов. Достоинство есть важный аспект моральной и социальной свободы человека. Понимание этой категории было различным в зависимости от ступени развития общества и философско-этических доктрин. В религиозной этике достоинство и моральная ценность человека связаны с выполнением им определенных религиозных рекомендаций.

Счастье – понятие морального сознания, означающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего существования, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В его содержании переплетаются не только доминирующие социальные потребности, идеалы, но и цель, смысл жизни, мечты и повседневные желания личности. Как и мечта, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от неё означает не устремления личности, а исполнение этих устремлений. Счастье тесно связано со смыслом жизни – понятие присущее любой мировоззренческой системе, обозначающее назначение, цель жизнедеятельности людей. Оно определяется содержанием массовых представлений о путях достижения счастья, поисков идеалов.

 

Лекция Социальная структура общества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: